logo search
билеты философия

37. Немецкая классическая философия (Кант, Гегель, Фейрбах).

Для философской системы Канта характерен компромисс между материализмом и идеализмом. Материалистические тенденции в философии Канта сказываются в том, что он признает существование объективной реальности, вещей вне нас("вещей в себе"). Но в противоречии с этой материалистической тенденцией он утверждал, что "вещи в себе" непознаваемы. Согласно Канту, разум, решая вопрос о конечности или бесконечности мира, его простоте или сложности и т.д., впадает в противоречия. Диалектика, по мнению Канта, имеет негативный отрицательный смысл. Тем не менее его учение об антиномиях разума было направлено против метафизики и самой постановкой вопроса о противоречиях способствовало развитию диалектического взгляда на мир.

Существенная позитивная особенность идеалистической философии Гегеля - это, что абсолютная идея, абсолютный дух рассматривается им в движении, в развитии. В своей системе он отрицал развитие природы во времени. В Гегелевской философии существует противоречие между метафизической системой и диалектическим методом. Метафизическая система отрицает развитие в природе, а его диалектический метод признает развитие, движение от простого к сложному. Особенность философии Фейербаха состоит в том, что это антропологический материализм. Фейербах за исходный пункт своего учения принимает живого человека. Он доказывает, что сознание человека является особым свойством мозга, что оно в конечном счете вторично по отношению к материи.

Однако антропологизм Фейербаха имел и свою отрицательную сторону. Она состояла в том, что человек понимался им преимущественно как физиологическое, биологическое, а не как общественное существо. Поэтому, как только Фейербах подходит к вопросам общественной жизни, обнаруживается идеализм в его понимании общества. В понимании же природы он был последовательным материалистом. Фейербах, признавая познаваемость мира, резко критиковал агностицизм. Исходным в процессе познания он считал ощущение, дающее человеку, по его мнению, все необходимые сведения об окружающем мире. Фейербах решительно подчеркивал связи идеализма с религией и выступал с резкой критикой религии. Однако Фейербах отверг учение о диалектике.

38. Философия Канта. Иманнуил Кант (1724-1804 гг.) немецкий философ 18 века, родоначальник немецкой классической философии. Кенигсбергский мыслитель был приват-доцентом, ректор Кенигсбергского университета. Отличялся пунктуальностью, был маленького роста, никогда не был женат. И. Кант создал учение, которое сделало его философом мирового масштаба, в основе которого лежат 3 знаменитых вопроса Канта: 1) Что я могу знать? (метафизика) 2) Что я должен делать? (мораль) 3) На что я могу наедятся? (религия) Что такое человека? Чтобы ответить - необходимо ответить на 3 вопроса Канта. В центре учения находится человек. Выделяют 2 периода творчества канта: 1) до 70 гг. 18 века - докритический (исследования звездной системы, теория происхождения солнечной системы из звездной туманности, далее эту теорию развивал Лаплас (теория Канта-Лапласа) 2) Критический период (”Критика чистого разума”, Критика практического разума”, Критика способности суждения”) Априорные формы разума: Идеи 1) Идеи о мире (космогология) 2) Идеи о душе (психология) 3) Идея о боге (теология) Каждая вещ имеет 2 стороны: 1) внешнюю (явление, “вещь для нас”), то какой вещ нам кажется 2) Внутренняя (сущность, “Вещь в себе, то какой вещь является в действительности) Разум может познавать явления, но не может познать сущность. Пытаясь познать сущность разум запутывается в противоречиях(антиномиях) По Канту, существует 4 главных антиномии разума (в каждой антиномии есть тезис и антитезис) 1. Тезис: мир бесконечен в пространстве и времени Антитезис: мир ограничен в пространстве и времени. В феноменальном мире невозможно доказать ни правильность тезиса, ни антитезиса. 2. Тезис: Все сложное состоит из простых вещей Антитезис: Простых вещей не существует, мир состоит из сложных вещей 3. Тезис: Человек свободен Антитезис: Человек несвободен, подчинен необходимости. 4. Тезис: Бог существует Антитезис: Бог не существует Я могу знать явление, но я не могу знать сущность, следовательно, разум человека несовершенен, ограничен в своих возможностях.

39. Философская система и диалектика Гегеля. Работы: «Феноменология духа» 1807, «Наука логики», «Энциклопедия философских наук», «Основы философии права».  Отверг: учение Канта о вещах в себе, агностицизм Канта, кантовский разрыв сущности и явления.  Объективный идеалист, не признал развитие материи. Заслуга: дал наиболее полное изложение диалектики как учения, противопоставил диалектику метафизике.  Фил. сист. (ф.с.) Гегеля охватила все области знания того времени. Г. исходил из триадичности развития: тезис, антитезис, синтез (отрицание отрицаия новое качественное образование) движение по спирали, а не по кругу. Каждое понятие (явление в природе, обществе) проходит тройственный цикл развития до тех пор пока не будет получен высший синтез. С этих позиций Г. рассм. движение таких категорий, как качество (внутренняя определенность вещи), количество (внешняя определенность вещи) и мера (единство! кол-ва и качества). Г. формирует закон развития о количественных и качественных изменениях. Восходящий ряд категорий: бытие, ничто, становление; кач-во, кол-во, мера; сущность, явление, действительность; понятие, объект, идея.  Диалектика Г. основывается на саморазвитии понятия, которое имеет логическую духовную природу. Г. отождествляет «чистое понятие» с сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, воспринимаемых человеком. Саморазвитие понятий подчиняется законам диалектики. Логика у Г. совпадает с диалектикой развитие не самого реального мира, а идей до мира. В «Логике» Г. показывает самодвижение понятия вне зависимости от субъекта. Каждое понятие имеет односторонность и конечность уничтожает себя, переходя в противоположность. Односторонность понятия проявляется в том отношении, в каком обнаруживается его сущность у каждого понятия односторонность вполне конкретная каждое понятие переходит не в другие понятия, а в свое другое, которое опять же обнаруживает свою конечность и т.д. пока не будет достигнут высший синтез, абсолютная истина, достигнув которой «Логика» завершается. Заключенная в каждом понятии отрицательность, составляющая его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия.  У Г. возникает противоречие между его диалектическим методом и системой, которая обязательно должна быть завершена, т.е. абсолютная истина достигнута. В итоге у Г. система берет верх диалектика Г. обращена в прошлое, в настоящем развития нет. Состояние развития человечества, современное Г., объявляется высшей точкой исторического движения человечества.  Тезисы: Г. полностью отрицал существование атомов. Материя – форма проявления абсолютной идеи. Электричество – собственный гнев тела. Природа по Г. не развивается во времени, она лишь разворачивается в пространстве. Г. считал частную собственность разумной. Считал революцию для Германии неприемлемой (люди не должны мешать реализоваться истории в мировом разуме). Оправдывал войну как продолжение политики. Полная идея свободы – монархия. . Он рассматривал и принимал материю как постное, инертное, не способное к саморазвитию и импульс дает не сама природа, а идея развивается в самой природе. Природа лишь развертывает свое многообразие в пространстве но не развивается во времени. Здесь было двойственное отношение к ф-и Гегеля. Тех кто взял в основу систему стали называть старогегельянцами, тех кто взял в основу диалектику стали называть младогегельянцами.  У Гегеля все оказалось как бы перевернутым с ног на голову. Не природа развивается, а абсолютная идея в лоне природе. Он пишет: более строгое рассмотрение показывает что конечное ограничивается не толь извне но и снимается благодаря своей собственной природе и благодаря себе самому переходит в свою противоположность. Так например: говорят человек смертен и рассматривается смерть как нечто имеющее свою причину лишь во внешних обстоятельствах. Согласно этому способу рассмотрения сущ. 2 отдельных друг от друга св-ва человека: быть живым, а также быть смертным. Но единое понимание состоит в том, что жизнь как таковая носит в себе зародыш смерти и что вообще в себе противоречиво и вследствие этого снимает с себя. Живое умирает и умирает именно потому что оно как таковое носит в себе зародыш смерти. С точки зрения метафизики основание лежит во вне, а Гегель рассматривает внутри.

40. Марксистская философия: её возникновение, сущность, современное состояние. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) иФридрихом Энгельсом (1820 - 1895) во второй половине XIX в. и является со­ставной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и со­циально-политическую проблематику (научный коммунизм).  2. Возникновению марксизма и марксистской философии спо­собствовали: • предшествующая материалистическая философия (Демокри­та, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и осо­бенно атеистическо-материалистическая философия Людви­га Фейербаха середины XIX в.); • бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда); 127 • крушение идеалов Великой французской революции (свобо­да, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни; • нарастание социально-классовых противоречий и конфлик­тов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.); • кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кри­зис буржуазного брака и нравственности). Марксистская философия материалистична по своему харак­теру и состоит из двух больших разделов —диалектического ма­териализма и исторического материализма (нередко историче­ский материализм рассматривается как часть диалектического).  Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются следующие понятия: • средства производства; • отчуждение; • прибавочная стоимость; • эксплуатация человека человеком. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По вы­ражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксис­тами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:  основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание); • сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя; • материя находится в постоянном движении и развитии; • Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человече­ской фантазии для объяснения явлений, непонятных челове­честву, и дает человечеству (особенно его невежественной час­ти) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность; • материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования; • важным фактором развития является практика - преобразо­вание человеком окружающей действительности и преобра­зование человеком самого человека; • развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качест­во, отрицания отрицания.

41. Общая характеристика зарубежной философии 19-20 вв. Общая характеристика и основные направления зарубежной философии XX века Особенности зап философии 20в:Развитие науки начала 20в показало, что материалистические и идеалистические системы обнаружили не способность объяснить изменения в науке и обществе. В 20в противостояние материализма и идеализма утратило своё влияние. Усилилась тенденция к диалогу разных направлений. Во всём разнообразии школ и направлений выделяются 3 основные: 1. Аналитически – позитивистская. 2. Экзистенциально – феноменологические. 3. Религиозно – философское направление. Современный позитивизм: Возник в 1922г с появлением «Венского кружка». В 1930 – 39 выпускал журнал познание. В нач. 2-ой Мировой войны кружок распался и возник целый ряд направлений в Англии и США. Неопозитивисты считают, что есть только 2 вида научного знания: а) Знание частных дисциплин, т.е все эмпирические науки; б) Логика и математика – инструмент для построения системы научных экспериментальных знаний. Современный позитивизм заявлял, что философия не наука, а просто деятельность по анализу языка науки. То, что философия относит к теории познания , СП считал психологией. Для выяснения значений научных предположений выдвинут принцип верификации, т.е подтверждение. Применяется к высказываниям, проверяемым наблюдением. Другая концепция связана с проблемой дификации знаний – это повторение философов 17-18в, объяснявших все явления мира классической механикой. Пост позитивизм(ПП): В 60 – х гг 20в. Разрабатывал следующие вопросы: как возникает новая теория?; как она утверждается в новом обществе?; каковы критерии выбора соперничающих теорий. Критический рационализм: Стремится разграничить сферы науки от метафизики и идеологии. Основателем стал К. Попер. Он считал рост знания не движением от одних истин к другим, а простым переходом к другим проблемам. Он утв: «..мы не знаем – мы можем только предполагать.». Он утверждал невозможность социального прогнозирования. Говорил о наличии 2 – х типов об – ва.: Открытых – демократических и закрытых – докапиталистических. В 1992г он признал, что запад имеет много недостатков. Экзистенциализм: Отчуждение человека от об – ва – главная проблема этого направления. Представит этого направления указывают, что отчуждение явл общей характеристикой человека в обществе. Философия обязана помочь человеку предотвратить трагическое умонастроение, а если это не возможно, а если это невозможно, то искать и находить своё «Я». Религиозные экзистенциалисты считали, что можно преодолеть плохое настроение, потому как вера в бога даёт надежду. Основными категориями человеч бытия для них были понятия: забота, покинутость, отчуждённость, страх, смерть. Сущность человека раскрывал ЖП Сартр: при изготовлении вещи, человек формирует идею, при его рождении наоборот. После рождения только предстоит стать человеком. Для вещи сущность предшествует существованию. Человек – своего рода «проект», который реализуется всю жизнь. Трагедия человека в том, что он свободен и может выбирать. Пограничная ситуация: Находится на грани жизни и смерти. Альберт Коню считал центрально проблему самоубийства. Необходимо оказать помощь отчаявшемуся человеку. Мир бессмыслен, но сама жизнь – ценность, ради которой стоит жить. Угроза смерти заставляет задуматься о смысле и содержании прожитой жизни.

42. Позитивизм, его формирование и исторические формы. Постпозитивизм. Позитивизм (лат. positivus — положительный) в качестве главной проблемы рассматривает вопрос о взаимоотношении философии и науки. Главный тезис позитивизма состоит в том, что подлинное (положительное) знание о действительности может быть получено только лишь конкретными, специальными науками. Первая историческая форма позитивизма возникла в 30-40 г. XIX века как антитеза традиционной метафизике в смысле философского учения о началах всего сущего, о всеобщих принципах бытия, знание о которых не может быть дано в непосредственном чувственном опыте. Основателем позитивистской философии является Огюст Конт (1798-1857), французский философ и социолог, который продолжил некоторые традиции Просвещения, высказывал убеждение в способности науки к бесконечному развитию, придерживался классификации наук, разработанной энциклопедистами. Кант утверждал, что всякие попытки приспособить «метафизическую» проблематику к науке обречены на провал, ибо наука не нуждается в какой-либо философии, а должна опираться на себя. «Новая философия», которая должна решительно порвать со старой, метафизической («революция в философии») своей главной задачей должна считать обобщение научных данных, полученных в частных, специальных науках. Вторая историческая форма позитивизма (рубеж XIX-XX вв.) связана с именами немецкого философа Рихарда Авенариуса (1843-1896) и австрийского физика и философа Эрнста Маха (1838-1916). Основные течения — махизм и эмпириокритицизм. Махисты отказывались от изучения внешнего источника знания в противовес кантовс-кой идеи «вещи в себе» и тем самым возрождали традиции Беркли и Юма. Главную задачу философии видели не в обобщении данных частных наук (Конт), а в создании теории научного познания. Рассматривали научные понятия в качестве знака (теория иероглифов) для экономного описания элементов опыта — ощущений. В 10-20 гг. XX века появляется третья форма позитивизма — неопозитивизм или аналитическая философия, имеющая несколько направлений. Логический позитивизм или логический эмпиризм представлен именами Мори-ца Шлика (1882-1936), Рудольфа Карнапа (1891-1970) и других. В центре внимания проблема эмпирической осмысленности научных утверждений. Философия, утверждают логические позитивисты, не является ни теорией познания, ни содержательной наукой о какой-либо реальности. Философия — это род деятельности по анализу естественных и искусственных языков. Логический позитивизм основывается на принципе верификации (лат. verus — истинный; facere — делать), который означает эмпирическое подтверждение теоретических положений науки путем сопоставления их с наблюдаемыми объектами, чувственными данными, экспериментом. Научные утверждения, не подтвержденные опытом, не имеют познавательного значения, являются некорректными. Суждение о факте называется протоколом или протокольным предложением. Ограниченность верификации впоследствии выявилась в том, что универсальные законы науки не сводимы к совокупности протокольных предложений. Сам принцип проверяемости также не мог быть исчерпаем простой суммой Какого-либо опыта. Поэтому сторонники лингвистического анализа—другого влиятельного направления неопозитивизма Джордж Эдуард Мур (1873-1958) и Людвиг Витгенштейн (1889-1951), принципиально отказались от верификационной теории значения и некоторых других тезисов. Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философиион видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знания заключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. ПОСТПОЗИТИВИЗМ— общее название, используемое в философии науки для обозначения множества методологических концепций, пришедших на смену методологии логического позитивизма. П. не представляет собой особого филос. направления, течения или школы, это скорее этап в развитии философии науки, начавшийся приблизительно в кон. 1950-х гг. Характерная черта этого этапа — значительное разнообразие методологических концепций и их взаимная критика. Это и фальсификационизм К. Поппера, и концепция научных революций Т. Куна, и методология научно-исследовательских программ И. Лакатоса, и концепция неявного знания М. Полани, концепции С.Э. Тулмина, Дж. Агасси, У. Селларса и многих др. Авторы и защитники этих концепций создают весьма различные образы науки и ее развития, обсуждают специфические проблемы, встающие в рамках той или иной концепции, предлагают противоположные решения методологических проблем. Вместе с тем можно говорить об общих чертах, свойственных П. как определенному этапу в эволюции философии науки.

43. Экзистенцианализм. Экзистенциали́зм ( фр existentialisme от лат existentio — существование), также философия существования — направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности иррационального бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родственным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается прежде всего идеей преодоления (а не раскрытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы. В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, не похожего ни на кого. Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века. Согласно экзистенциальному психологу и психотерапевту Р. Мэю, экзистенциализм не просто философское направление, а скорее культурное движение, запечатлевающее глубокое эмоциональное и духовное измерение современного Западного человека, изображающее психологическую ситуацию, в которой он находится, выражение уникальных психологических трудностей, с которыми он сталкивается Экзистенциализм (согласно Ясперсу) возводит свои истоки к Кьеркегору, Шеллингу и Ницше. А также, через Хайдеггера и Сартра, генетически восходит к феноменологии Гуссерля  Основная категория философии экзистенциализма — это экзистенция. В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности. Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности. Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» — например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля. Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают сущностью, эссенцией. Человек же постигает свою сущность в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном счёте, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества. В России экзистенциализм возник накануне Первой мировой войны 1914— 1918: Л. Шестов Н. А. Бердяев В Германии экзистенциализм возник после Первой мировой войны: К. Ясперс М. Хайдеггер М. Бубер Нашёл своих последователей в период Второй мировой войны 1939— 1945 во Франции: Ж.-П. Сартр Г. Марсель М. Мерло-Понти А. Камю С. де Бовуар.

44. Неотомизм как официальная философия католицизма. Неотоми́зм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность. Основные представители неотомизма: Ж. Маритен, Ф. Веттер, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман, К. Беймкер, Д. Бергер, И. Де Фриз, И. Лотц, К. Райнер, Г. Фальк (Германия), Д. Мерсье, Д. Нис, Л. Ноэль, М.Де Вульф (Бельгия), А. Джереми, Д. Капело (Италия) и др. Основные центры неотомистской философии — Академия святого Фомы в Риме и Лувенский университет в Бельгии.

45. Прагматизм. Прагматизм (от др.-греч πράγμα, родительный падеж πράγματος — «дело, действие») — философское течение, базирующееся на практике, как критерии истины и смысловой значимости. Его происхождение связывают с именем американского философа XIX века Чарльза Пирса, который первым сформулировал «максиму» прагматизма. Далее прагматизм развивался в трудах Уильяма Джемса, Джона Дьюи и Джорджа Сантаяны. Среди основных направлений прагматизма известны инструментализм, фаллибилизм, антиреализм, радикальный эмпиризм, верификационизм и др.  Внимание к прагматизму существенно выросло во второй половине XX века с появлением новой философской школы, которая сосредоточилась на критике логического позитивизма, опираясь на собственную версию прагматизма. Это были представители аналитической философии Уиллард Куайн, Уилфрид Селларс и др. Их концепция была затем развита Ричардом Рорти, позже перешедшим на позиции континентальной философии и критикуемым за релятивизм. Современный философский прагматизм после этого разделился на аналитическое и релятивистское направления. Кроме них существует также неоклассическое направление, в частности, представленное работами Сьюзан Хаак

46. Русская философия, её зарождения и особенности. 1. Общее понятие и характерные черты русской философии. Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада. Характерными чертами русской философии являются: сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству; специфическая форма выражения философских мыслей – художественное творчество, литературная критика, публицистика, искусство, «эзопов язык» (что объясняется политической несвободной и жестокой цензурой); целостность, стремление почти всех философов занимается не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем; большая роль проблем морали и нравственности; конкретность;  широкое распространение в массах, понятность простому народу. Основы предмета русской философии составляли: проблема человека; космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); проблемы морали и нравственности; проблемы выбора исторического пути развития России – между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии); проблема власти; проблема государства; проблема социальной справедливости (данной проблемой «пропитан» значительный пласт русской философии); проблема будущего. Можно выделить следующие основные этапы русской философии: период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси; философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского государства (Московской Руси и России); философия XVIII в.; философия XIX в.; русская и советская философия XХ в. 2. Ранняя русская философия (период ее зарождения и раннего христианства). Период зарождения древнерусской философии и раннехристианской философии Руси относится к IX – XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства – Киевской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания). Основными темами ранней русской философии были: моральные и нравственные ценности; объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; государство; право; природа. Среди наиболее ярких представителей философии указанного периода выделяются: Иларион (основное произведение – «Слове о Законе и Благодати», в котором популяризируется и анализируется христианство, его роль в настоящем и будущем Руси); Владимир Мономах (основное произведение – «Поучение», своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы); Климент Смолятич (основное произведение – «Послание пресвитеру Фоме», главная тема философии – проблемы разума, познания); Филипп Пустынник (основное произведение – «Плач», затрагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального). 3. Русская философия XII – XVII вв. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и философии приходится на XIII – XVII вв. Главными темами, характерными для данного периода философии, являлись: сохранение русской духовности; христианство; борьба за освобождение; устройство государства; познание. Среди видных философов данного периода: Сергий Радонежский (XIV в. – философ-богослов, основными идеалами которого были сила и могущество, универсальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига; Андрей Курбский (1528 – 1583) – был идеологом оппозиционной социально-политической философии, выступал за ограничение деспотизма царской власти, свободу, право, сословно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным; Аввакум и и Никон – также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон – за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Авакум – за сохранение старых обрядов; Юрий Крижанич (XVII в.) – выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул рациональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога. 4. Русская философия XVIII в. (материализм и социально-политическая философия). Русская философия XVIII в. включает два основных этапа в своем развитии: философию эпохи петровских реформ; материалистическую философию середины и второй половины XVIII в. К первому направлению (эпохи петровских реформ) относится творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая: вопросы устройства монархии; императорской власти, ее божественности и нерушимости; прав императора (казнить, миловать, самому назначать наследника и других); войны и мира. Также философы данного направления занимались и иными вопросами – познания, нравственных ценностей и др. Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев. М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («копрускул», то есть атомов) – материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями. В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности. На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

49. Философия Соловьёва. Стремление к исчерпывающему познанию действительности как целого и конкретность метафизических концепций являются характерными чертами философской системы ВС. С. не удовлетворяла эмпирическая теория, согласно которой наше познание ограничивается только данными чувственного опыта и внешних явлений. Он полагал, что ни одно внешнее явление не может существовать и быть познано вне его необходимых отношений к другим явлениям и тому, кому является. Эти отношения могут быть познаны только посредством мышления, доказывающего нам общее значение или разум вещей. Любая вещь познается в ее отношении к целому. Это целое следует понимать не как неопределенную множественность вещей, а как всеединство. Разум или смысл познаваемых вещей и явлений может быть познан только разумом же или смыслом познающего субъекта, отношение данного предмета ко всему может существовать для нас, поскольку в нас самих есть принцип всеединства, то есть разум. Эмпиризм и рационализм приходят почти к аналогичным выводам: эмпиризм предполагает существование только одних внешних явлений без объекта и без субъекта, к которым они относятся, а рационализм ограничивается лишь чистым мышлением, т.е. мыслью без мыслящего и мыслимого. Человек не может преодолеть своего субъективного отношения к объекту в опыте и мышлении. Он не может познать объект как существующий, т.е. как нечто большее, чем его ощущение или мысль. Поэтому ни опыт, ни мышление не могут привести к истине, так как истина означает то, что есть, т.е. как сущее. И все есть истина в своем единстве или как единое”. Таким образом, “полное определение истины выражается в трех предметах: сущее, единое, все”. Поэтому истина для Соловьева — это абсолютная ценность, принадлежащая самому всеединству, а не нашим суждениям или выводам. Познать истину — значит преступить пределы субъективного мышления и вступить в область существующего единства всего того, что есть, т.е. абсолюта. На Западе, в католичестве, Бог — объект, вне человека и над человеком. Человек вытягивается к Богу, устремляется к нему. Человеческая природа исходит от томления по природе божественной. Целым рядом замечаний и рассуждений ВС доказывает несостоятельность западной философии и неверность главных ее путей. Первоначала вместо прежних абстрактных сущностей должен быть признан конкретный Всеединый Дух. В области этики должно быть признано, что последняя цель и высшее благо достигаются только совокупностью существ посредством логически необходимого и абсолютно целостного хода мирового развития, конец которого есть уничтожение вещественного мира как вещественного и восстановление его как царства духов, во всеобщности Духа Абсолютного. Таким образом, Соловье заключает, что истинное знание является результатом эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи. Рациональная форма знания не теряет свой смысл, а лишь дополняется привнесением жизненного начала. Соловьев считал, что абсолют является всеединством, которое есть, а мир — всеединство в состоянии становления. Мир содержит в себе божественный элемент (всеединство) в потенции как идею. Однако он содержит также небожественное — естественный, материальный элемент, в силу которого частное не есть всеединое. Однако частное стремится к всеединству и постепенно достигает этой цели, объединяя себя с богом. Этот процесс установления всеединства является процессом развития мира. Мир множественности и частности отрицает всеединство. Однако божественный принцип как идея существует потенциально в слепом, бессознательном стремлении каждого человека. Вначале этот элемент ограничивает разделение и распыление в форме внешнего закона, восстанавливающего единство, необходимое для полноты жизни. Затем, на сравнительно более высокой стадии развития, вследствие роста сознания внешнее единство в человеке обращается во внутреннее всеединство, основой которого являются этические принципы. Мир в своем развитии проходит через два этапа. Первый этап (до человека) можно назвать эволюцией природы, а второй (человеческая деятельность) — историей. Конечным результатом развития мира является утверждение царства бога, которое “есть тоже, что действительность безусловного нравственного порядка или, что то же, всеобщее воскресение и восстановление всех”. Теория Соловьева представляет собою одну из попыток идеально-реалистической религиозной философии создать цельное мировоззрение, состоящее из синтеза науки, философии и религии. Соловьев понимал эволюцию природы как постепенное развитие мирового единства, являющегося необходимым условием для достижения божественного добра. Еще более высокая степень мирового единства достигнута в жизни человека и особенно в истории человечества. Соловьев считал, что “общество есть дополненная и расширенная личность, а личность — сжатое или сосредоточенное общество”. Поэтому каждая ступень нравственного сознания неизбежно тяготеет к своему личному и общественному осуществлению. Следовательно, общество может стать полным и всеобъемлющим осуществлением нравственности.

50. Философия Бердяева. Бердяев практически проанализировал всю историю русской философии, поэтому его можно назвать первым историком русской философской мысли. Центральным в его творчестве были этические проблемы, которые он рассматривал через религиозное сознание. Человек понимается Бердяевым как существо двойственное, которое состоит из тела и души и при этом душа у него находится в плену у тела и потому главная цель существования человека является выйти души из этого плена. Основным для этого средством является творчество, способностью к которому душа наделена изначально, так как человек создан по образу и подобию божьему Творчество и свобода по Бердяеву неразрывно связываются между собой. С этим же связывается и любовь, которая у Бердяева в отличие от его предшественников уже являет себя не только в платоническом выражении, но уже и как любовь сексуальная. Здесь он ведет речь о том, что как мужчина, так и женщина сами по себе не могут являться подобием бога. Они им становятся в соединении любви, как духовной, так и телесной. Бердяев являлся проповедником свободы. Свобода у него получает свое обоснование. Человеческой свободе, по его мнению, предшествует некая метафизическая свобода, которая является первичной по отношению к телу и душе. Эта свобода угодна Богу, но она все же не от Бога, а пребывает в извечном ничто и имеет темный иррациональный характер. Однако, будучи изнутри свобода преображается божественной любовью и в этом состоит космический и метафизический смысл христовой жертвы. Бердяев допускает существование Ничто как исходной субстанции, отличной от Бога. То есть он откалывается от божественного монизма и приходит в своем учении к такому своеобразному дуализму. Учение этого философа оказало существенное влияние на развитие экзистенционализма и персонализма.