Авторитарный режим
Большим разнообразием отличается авторитарный режим. Во многих странах существуют авторитарные системы, многие прошли авторитарный этап, не исключено, что некоторые страны также могут стать авторитарными. Что же собой представляет авторитарный режим, каковы его основные черты и чем он отличается от тоталитарного и демократического режима?
Первоначально отметим, что проведенная одной из международных организаций оценка различных стран мира с точки зрения соблюдения прав человека и политических свобод как важнейшего критерия демократии показала, что из 186 государств 75 относятся к свободным, 73 — к частично свободным и 38 — к несвободным.
Согласно данной классификации стран, получается, что примерно 100 из них можно отнести к авторитарным режимам. А это достаточно большое число стран с разнообразным государственным устройством - от военно-диктаторских до монархических. И располагаются они в силу своих особенностей между двумя полюсами — демократическим режимом, с одной стороны, и тоталитарным режимом — с другой. Авторитарный режим - самая распространенная форма политической власти с давних времен. Что же представляет собой авторитарный режим и чем он отличается от тоталитарного? При авторитарном режиме, во-первых, складываются такие отношения между властвующими и подвластными, которые в большей степени основываются на силе, чем на убеждении. Во-вторых, рекрутирование необходимых кадров на руководящие должности в государственно-партийном аппарате осуществляется в основном посредством самопополнения (выдвижения, назначения), а не в результате предвыборной конкурентной борьбы кандидатов.
И, в-третьих, в определенном смысле подобные режимы являются незаконными. Как подчеркивает один из французских политологов, авторитарные режимы незаконны в силу того, что они не соблюдают основанные на общечеловеческих ценностях правила и законы. И это касается, прежде всего, присвоения, обладания, осуществления и передачи политической власти, но проявляется также в их действиях по отношению к подчиненным им людям.
Для обоих режимов характерна сильная централизованная власть, которая сосредоточена в руках отдельных лиц или групп, которые стремятся избежать какого-либо риска в конкурентной борьбе за обладание властью. Она не подконтрольна каким-либо политическим институтам. Оба режима активно практикуют мобилизацию населения на достижение намеченных социально-экономических и политических задач, используя при этом различные монополистические структуры.
При этом в тоталитарном режиме основным элементом политической структуры является партия, а в авторитарном режиме - государство. Именно государство выступает здесь решающей политической силой общества, обеспечивая сохранение сильной, диктаторской власти. Важная роль при этом отводится армии как опоре авторитарного режима.
В целях достижения национальной независимости и обеспечения социального прогресса авторитаризм культивирует государственный национализм (патриотизм), который призван служить консолидации различных социальных, национальных и этнических групп и общностей. Для авторитарных режимов также характерно наличие харизматических лидеров, способных повести за собой массы.
Вместе с тем если при тоталитарном режиме верховный правитель (вождь, диктатор) выдвигает, как правило, какие-то великие, с его точки зрения, мессианские цели, которые необходимо достичь, ведя за собой массы (построение тысячелетнего рейха, коммунистического общества и т. п.), то для авторитарных режимов такие амбициозные цели обычно не характерны. Скорее всего, это связано с тем, что, в отличие от тоталитаризма, авторитарный режим не имеет достаточно разработанной целостной и руководящей идеологии.
Авторитарный режим - это система политического господства, основанная на власти какого-либо авторитета, установленного путем использования недемократических методов (военный, государственный переворот и т. п.). Это может быть господство какой-либо личности (вождя, диктатора, монарха) или группы людей (клан, элита, номенклатура), которые осуществляют управление обществом, больше опираясь на силу, чем на применение насилия.
Авторитарный тип политического режима предполагает исключительную концентрацию исполнительной власти, а зачастую и законодательной, в руках главы государства при ограничении или сведении на нет роли парламента в контроле за государственной политикой. Авторитарный режим лишен некоторых признаков тоталитаризма, прежде всего власть здесь не имеет тотального характера, он включает в себя такие элементы, которые не позволяют отнести его ни к тоталитаризму, ни к демократии.
Авторитарный режим применяет, естественно, антидемократические методы властвования, которые не могут быть использованы в обществе, если оно действительно демократическое. Подобным методам присуще прежде всего сочетание прямого насилия политической власти с идеологическим и социально-политическим манипулированием. Хотя здесь насильственные методы и применяются (полицейские, военные репрессии), но в меньшей степени, в основном против открытых противников режима, а не за политические взгляды. Авторитаризм вводит ограничения на деятельность средств массовой информации, политических объединений, урезает политические и гражданские права и свободы граждан, старается не допускать их широкого участия в политической жизни.
При этом авторитарный режим стремится не вмешиваться в те сферы жизни общества, которые непосредственно не связаны с политикой (экономическая, социальная, семейно-бытовая, культура). Здесь политическая власть не осуществляет своего полного контроля, как это присуще тоталитаризму. Сфера политики находится под контролем авторитарной власти, которая пытается не допускать конкуренции политических оппонентов, сохраняя за правящей партией монополию на власть.
Режим широко использует социальную демагогию, прибегает к компромиссам, лавированию, допускает некоторый плюрализм в обществе. Короче говоря, нельзя сказать, что обязательно полностью подавлена несанкционированная политическая деятельность. Здесь, как правило, существуют оппозиционные партии, нет монопольного господства одной идеологии и различные политические силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.
Функционирует, хотя и в ограниченном виде, законодательный орган (парламент), проводятся выборы, хотя носят они показной характер, результаты их часто фальсифицируются и практически заранее предопределены. Таким образом, с тоталитарным режимом его сближает по сути не ограниченный законом диктаторский характер власти, а с демократическим — определенное допущение политической оппозиции, экономического, политического и идеологического плюрализма.
Следует обратить внимание на то, что, поскольку авторитарные режимы существуют с давних времен и до сегодняшнего дня, проявляясь в различных формах (тирания, деспотия, абсолютная монархия, диктатура и т. п.), их подразделяют на старые традиционные и новые современные авторитарные режимы.
Первый основан на религиозных культах, родоплеменных, феодальных отношениях и относится к доиндустриальному периоду. Хотя и сейчас среди развивающихся стран существуют традиционные общества с авторитарным типом власти. Здесь слабо развиты рыночные отношения, недостаточна социальная дифференциация, сильны традиции религии и общины, превалируют этнические нормы, верования в регуляции властных отношений, преобладают патерналистские настроения.
В настоящее время к такому традиционному типу авторитарных режимов можно отнести абсолютные монархии в Саудовской Аравии, Кувейте, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Брунее, Катаре и в других странах.
Новый современный авторитарный режим основан на развивающихся рыночных, капиталистических отношениях и характерен для стран, переходящих от традиционного общества к индустриальному и от тоталитарного режима к демократическому. Чем же объясняется существование разнообразных форм авторитарного режима во многих странах современного мира? Выделяется целый комплекс различных факторов.
Здесь и неразвитость технико-экономического потенциала в этих странах, сочетание различных типов экономических отношений (от патриархально-общинных до рыночных), недостаточно дифференцированная социально-классовая структура общества. Объясняется это и недостаточным развитием различных политических институтов, многообразием представлений, взглядов, идей в духовной жизни общества (традиционных, религиозных, буржуазных, социалистических).
Возникновение и существование авторитарных режимов обусловлено также низким уровнем жизни, политической культуры, экономической и политической зависимостью этих стран от более развитых, перманентным обострением социальных, национально-этнических, религиозных противоречий и развитием на этой основе многочисленных конфликтов, наличием экономического и политического кризиса и т. п.
Такое переплетение разнообразных факторов, многообразие условий жизни, своеобразие различных стран не может не породить возникновение и функционирование многочисленных форм новых авторитарных режимов. Наряду с отмеченными выше традиционными формами следует выделить реакционные, консервативные и либеральные авторитарные режимы. Для каждого из них характерны собственная расстановка социально-политических сил на политической арене, методы осуществления властных отношений, существующие институциональные возможности участия масс в политической жизни и т. п.
Рассмотрим реакционный военно-диктаторский однопартийный режим. При нем, как правило, в руках лидера партии сосредоточивается власть и главы государства, и главы правительства, проявляясь в основном в виде неограниченной президентской власти. Особенно широко распространено было военное правление в странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50-70-е годы.
Здесь особенно часто происходили военные перевороты, в результате которых к власти, зачастую сменяя друг друга, приходили авторитарные правители, устанавливая фактически диктатуру военных. В этот период армия превратилась в господствующую социально-политическую силу, порождая авторитарные режимы. Приход военных к власти сопровождался обычно ликвидацией парламентов и политических партий, запретом общественных организаций, применением жестких административных, нередко насильственных методов осуществления власти и т. п.
Подобные режимы возникли в свое время в Пакистане, Индонезии, Южной Корее, Бангладеш, Бирме, Таиланде, на Филиппинах, Уганде. По сути военно-фашисткие диктатуры установились тогда в Никарагуа, Парагвае, Гаити, военные хунты в Аргентине, Бразилии, Гватемале, Уругвае, Чили и в других странах.
К концу 70-х годов волна авторитарных военных режимов схлынула, что объясняется следующими обстоятельствами: для управления таким сложным социально-экономическим организмом, как общество, необходим определенный интеллектуальный потенциал; с этим связана настоятельная необходимость разработки конструктивной социально-экономической программы вывода страны из кризиса; и конечно, необходима определенная идеологическая доктрина, которую бы поддержали массы, тем самым укрепив политический режим. Поскольку отмеченные причины отсутствовали, военные режимы сходили с политической арены, уступая место гражданским однопартийным или многопартийным правительствам. Но это не означает, что военных режимов нет или их не будет. Режим С. Хусейна в Мраке тому пример.
Другой тип — консервативные однопартийные и многопартийные авторитарные режимы. Власть здесь также сосредоточена в руках главы государства, при жестком контроле за исполнительной и законодательной властью, которая в результате приобретает формальный характер. Власть осуществляет президент, который стремится сохранить многие традиционные, сложившиеся ранее формы государственного устройства и социальной жизни.
Оппозиция здесь слаба и раздроблена, и допускается определенная полуконкурентная борьба, проводятся выборы, в том числе и президента, выдвижение разных кандидатов в парламент, хотя отбор их зачастую идет по закрытым каналам в правящей партии и результаты фактически заранее предрешены. Подобный тип авторитарного режима присущ большинству стран, варьируя от достаточно жестких форм осуществления власти до более мягких.
Последний - либеральные многопартийные авторитарные режимы, которые возникли за последние годы в ряде стран. Для них характерно признание демократических, либеральных принципов (разделение властей, свобода конкуренции, прав и свобод граждан и др.) при сохранении авторитаризма, усилении власти государства и его вмешательства в различные области жизнедеятельности общества.
Тенденция к демократизации, либерализации проявляется в проведении референдумов, пересмотре старых конституций, организации общенациональных конференций, принятии законов о выборах и партиях и т. п. Подобный процесс можно проследить в Бангладеш, Индонезии, Малайзии, Таиланде, Филиппинах, Южной Корее и других. Авторитарный режим укрепился в Китае, к авторитарному типу власти следует отнести и сильный президентский режим в России с ориентацией на демократизацию общества.
Авторитарные режимы, как показала историческая практика, оказываются достаточно устойчивыми формами осуществления политической власти. Зачастую им удается довольно успешно сочетать экономическое процветание с политической стабильностью. Примером могут служить Южная Корея, Таиланд, Сингапур, Чили и некоторые другие страны, осуществляющие процесс модернизации общества.