logo search
Рефераты / политические режимы

Авторитарный режим

Большим разнообразием отличается авторитарный режим. Во многих странах существуют авторитарные системы, многие прошли авторитарный этап, не исключено, что некоторые страны также могут стать авторитарными. Что же собой представляет авторитарный режим, каковы его основные черты и чем он отличается от тоталитарного и демократического режима?

Первоначально отметим, что проведенная одной из международ­ных организаций оценка различных стран мира с точки зрения со­блюдения прав человека и политических свобод как важнейшего критерия демократии показала, что из 186 государств 75 относятся к свободным, 73 — к частично свободным и 38 — к несвободным.

Согласно данной классификации стран, получается, что пример­но 100 из них можно отнести к авторитарным режимам. А это доста­точно большое число стран с разнообразным государственным ус­тройством - от военно-диктаторских до монархических. И распола­гаются они в силу своих особенностей между двумя полюсами — демократическим режимом, с одной стороны, и тоталитарным ре­жимом — с другой. Авторитарный режим - самая распространен­ная форма политической власти с давних времен. Что же представляет собой авторитарный режим и чем он отличается от тоталитарного? При авторитарном режиме, во-первых, складываются такие отношения между властвующими и подвласт­ными, которые в большей степени основываются на силе, чем на убеждении. Во-вторых, рекрутирование необходимых кадров на ру­ководящие должности в государственно-партийном аппарате осуще­ствляется в основном посредством самопополнения (выдвижения, назначения), а не в результате предвыборной конкурентной борьбы кандидатов.

И, в-третьих, в определенном смысле подобные режимы являют­ся незаконными. Как подчеркивает один из французских политоло­гов, авторитарные режимы незаконны в силу того, что они не соблю­дают основанные на общечеловеческих ценностях правила и зако­ны. И это касается, прежде всего, присвоения, обладания, осуще­ствления и передачи политической власти, но проявляется также в их действиях по отношению к подчиненным им людям.

Для обоих режимов характерна сильная централизованная власть, которая сосредоточена в руках отдельных лиц или групп, которые стремятся избежать какого-либо риска в конкурентной борьбе за об­ладание властью. Она не подконтрольна каким-либо политическим институтам. Оба режима активно практикуют мобилизацию населе­ния на достижение намеченных социально-экономических и политических задач, используя при этом различные монополистические структуры.

При этом в тоталитарном режиме основным элементом полити­ческой структуры является партия, а в авторитарном режиме - госу­дарство. Именно государство выступает здесь решающей полити­ческой силой общества, обеспечивая сохранение сильной, дикта­торской власти. Важная роль при этом отводится армии как опоре авторитарного режима.

В целях достижения национальной независимости и обеспечения социального прогресса авторитаризм культивирует государственный национализм (патриотизм), который призван служить консолидации различных социальных, национальных и этнических групп и общно­стей. Для авторитарных режимов также характерно наличие хариз­матических лидеров, способных повести за собой массы.

Вместе с тем если при тоталитарном режиме верховный прави­тель (вождь, диктатор) выдвигает, как правило, какие-то великие, с его точки зрения, мессианские цели, которые необходимо достичь, ведя за собой массы (построение тысячелетнего рейха, коммунисти­ческого общества и т. п.), то для авторитарных режимов такие амби­циозные цели обычно не характерны. Скорее всего, это связано с тем, что, в отличие от тоталитаризма, авторитарный режим не имеет достаточно разработанной целостной и руководящей идеологии.

Авторитарный режим - это система политического господства, основанная на власти какого-либо авторитета, установленного путем использования недемократических методов (военный, государствен­ный переворот и т. п.). Это может быть господство какой-либо лично­сти (вождя, диктатора, монарха) или группы людей (клан, элита, но­менклатура), которые осуществляют управление обществом, боль­ше опираясь на силу, чем на применение насилия.

Авторитарный тип политического режима предполагает исключи­тельную концентрацию исполнительной власти, а зачастую и законо­дательной, в руках главы государства при ограничении или сведе­нии на нет роли парламента в контроле за государственной полити­кой. Авторитарный режим лишен некоторых признаков тоталитариз­ма, прежде всего власть здесь не имеет тотального характера, он включает в себя такие элементы, которые не позволяют отнести его ни к тоталитаризму, ни к демократии.

Авторитарный режим применяет, естественно, антидемократичес­кие методы властвования, которые не могут быть использованы в обществе, если оно действительно демократическое. Подобным методам присуще прежде всего сочетание прямого насилия полити­ческой власти с идеологическим и социально-политическим манипулированием. Хотя здесь насильственные методы и применяются (по­лицейские, военные репрессии), но в меньшей степени, в основном против открытых противников режима, а не за политические взгля­ды. Авторитаризм вводит ограничения на деятельность средств мас­совой информации, политических объединений, урезает политичес­кие и гражданские права и свободы граждан, старается не допус­кать их широкого участия в политической жизни.

При этом авторитарный режим стремится не вмешиваться в те сферы жизни общества, которые непосредственно не связаны с по­литикой (экономическая, социальная, семейно-бытовая, культура). Здесь политическая власть не осуществляет своего полного контро­ля, как это присуще тоталитаризму. Сфера политики находится под контролем авторитарной власти, которая пытается не допускать кон­куренции политических оппонентов, сохраняя за правящей партией монополию на власть.

Режим широко использует социальную демагогию, прибегает к компромиссам, лавированию, допускает некоторый плюрализм в обществе. Короче говоря, нельзя сказать, что обязательно полнос­тью подавлена несанкционированная политическая деятельность. Здесь, как правило, существуют оппозиционные партии, нет моно­польного господства одной идеологии и различные политические силы могут придерживаться несовпадающих мировоззренческих установок.

Функционирует, хотя и в ограниченном виде, законодательный орган (парламент), проводятся выборы, хотя носят они показной ха­рактер, результаты их часто фальсифицируются и практически зара­нее предопределены. Таким образом, с тоталитарным режимом его сближает по сути не ограниченный законом диктаторский характер власти, а с демократическим — определенное допущение полити­ческой оппозиции, экономического, политического и идеологическо­го плюрализма.

Следует обратить внимание на то, что, поскольку авторитарные режимы существуют с давних времен и до сегодняшнего дня, про­являясь в различных формах (тирания, деспотия, абсолютная мо­нархия, диктатура и т. п.), их подразделяют на старые традиционные и новые современные авторитарные режимы.

Первый основан на религиозных культах, родоплеменных, фео­дальных отношениях и относится к доиндустриальному периоду. Хотя и сейчас среди развивающихся стран существуют традиционные общества с авторитарным типом власти. Здесь слабо развиты ры­ночные отношения, недостаточна социальная дифференциация, силь­ны традиции религии и общины, превалируют этнические нормы, верования в регуляции властных отношений, преобладают патерна­листские настроения.

В настоящее время к такому традиционному типу авторитарных режимов можно отнести абсолютные монархии в Саудовской Ара­вии, Кувейте, Омане, Объединенных Арабских Эмиратах, Брунее, Катаре и в других странах.

Новый современный авторитарный режим основан на развиваю­щихся рыночных, капиталистических отношениях и характерен для стран, переходящих от традиционного общества к индустриальному и от тоталитарного режима к демократическому. Чем же объясняет­ся существование разнообразных форм авторитарного режима во многих странах современного мира? Выделяется целый комплекс различных факторов.

Здесь и неразвитость технико-экономического потенциала в этих странах, сочетание различных типов экономических отношений (от патриархально-общинных до рыночных), недостаточно дифференци­рованная социально-классовая структура общества. Объясняется это и недостаточным развитием различных политических институтов, мно­гообразием представлений, взглядов, идей в духовной жизни обще­ства (традиционных, религиозных, буржуазных, социалистических).

Возникновение и существование авторитарных режимов обуслов­лено также низким уровнем жизни, политической культуры, экономи­ческой и политической зависимостью этих стран от более развитых, перманентным обострением социальных, национально-этнических, ре­лигиозных противоречий и развитием на этой основе многочисленных конфликтов, наличием экономического и политического кризиса и т. п.

Такое переплетение разнообразных факторов, многообразие ус­ловий жизни, своеобразие различных стран не может не породить возникновение и функционирование многочисленных форм новых авторитарных режимов. Наряду с отмеченными выше традиционны­ми формами следует выделить реакционные, консервативные и ли­беральные авторитарные режимы. Для каждого из них характерны собственная расстановка социально-политических сил на политичес­кой арене, методы осуществления властных отношений, существу­ющие институциональные возможности участия масс в политичес­кой жизни и т. п.

Рассмотрим реакционный военно-диктаторский однопартийный режим. При нем, как правило, в руках лидера партии сосредоточива­ется власть и главы государства, и главы правительства, проявля­ясь в основном в виде неограниченной президентской власти. Осо­бенно широко распространено было военное правление в странах Азии, Африки и Латинской Америки в 50-70-е годы.

Здесь особенно часто происходили военные перевороты, в ре­зультате которых к власти, зачастую сменяя друг друга, приходили авторитарные правители, устанавливая фактически диктатуру воен­ных. В этот период армия превратилась в господствующую соци­ально-политическую силу, порождая авторитарные режимы. Приход военных к власти сопровождался обычно ликвидацией парламентов и политических партий, запретом общественных организаций, приме­нением жестких административных, нередко насильственных методов осуществления власти и т. п.

Подобные режимы возникли в свое время в Пакистане, Индоне­зии, Южной Корее, Бангладеш, Бирме, Таиланде, на Филиппинах, Уган­де. По сути военно-фашисткие диктатуры установились тогда в Ника­рагуа, Парагвае, Гаити, военные хунты в Аргентине, Бразилии, Гвате­мале, Уругвае, Чили и в других странах.

К концу 70-х годов волна авторитарных военных режимов схлыну­ла, что объясняется следующими обстоятельствами: для управления таким сложным социально-экономическим организмом, как общество, необходим определенный интеллектуальный потенциал; с этим связа­на настоятельная необходимость разработки конструктивной социаль­но-экономической программы вывода страны из кризиса; и конечно, необходима определенная идеологическая доктрина, которую бы под­держали массы, тем самым укрепив политический режим. Поскольку отмеченные причины отсутствовали, военные режимы сходили с по­литической арены, уступая место гражданским однопартийным или многопартийным правительствам. Но это не означает, что военных режимов нет или их не будет. Режим С. Хусейна в Мраке тому пример.

Другой тип — консервативные однопартийные и многопартийные авторитарные режимы. Власть здесь также сосредоточена в руках главы государства, при жестком контроле за исполнительной и зако­нодательной властью, которая в результате приобретает формаль­ный характер. Власть осуществляет президент, который стремится сохранить многие традиционные, сложившиеся ранее формы госу­дарственного устройства и социальной жизни.

Оппозиция здесь слаба и раздроблена, и допускается опреде­ленная полуконкурентная борьба, проводятся выборы, в том числе и президента, выдвижение разных кандидатов в парламент, хотя от­бор их зачастую идет по закрытым каналам в правящей партии и результаты фактически заранее предрешены. Подобный тип автори­тарного режима присущ большинству стран, варьируя от достаточно жестких форм осуществления власти до более мягких.

Последний - либеральные многопартийные авторитарные режи­мы, которые возникли за последние годы в ряде стран. Для них характерно признание демократических, либеральных принципов (раз­деление властей, свобода конкуренции, прав и свобод граждан и др.) при сохранении авторитаризма, усилении власти государства и его вмешательства в различные области жизнедеятельности общества.

Тенденция к демократизации, либерализации проявляется в про­ведении референдумов, пересмотре старых конституций, организа­ции общенациональных конференций, принятии законов о выборах и партиях и т. п. Подобный процесс можно проследить в Бангладеш, Индонезии, Малайзии, Таиланде, Филиппинах, Южной Корее и дру­гих. Авторитарный режим укрепился в Китае, к авторитарному типу власти следует отнести и сильный президентский режим в России с ориентацией на демократизацию общества.

Авторитарные режимы, как показала историческая практика, ока­зываются достаточно устойчивыми формами осуществления полити­ческой власти. Зачастую им удается довольно успешно сочетать эко­номическое процветание с политической стабильностью. Примером могут служить Южная Корея, Таиланд, Сингапур, Чили и некоторые другие страны, осуществляющие процесс модернизации общества.

19