Тоталитарный режим
По степени недемократичности на первое место выдвигается тоталитарный режим, занявший вполне определенное, место в истории человеческого общества среди других форм государственного правления. Тоталитаризм как тип политической системы возник в XX в. Что же касается самого этого слова, а также тоталитарных идей, то они возникли гораздо раньше. Термин «тоталитаризм» происходит от позднелатинских слов «totalitas» (полнота, цельность) и «totalis» (весь, полный, целый). В этимологическом, неполитическом значении этот термин издавна использовался многими учеными. В политическом лексикон его впервые ввел для характеристики движения Муссолини в 1925 г. В конце 20-х гг. английская газета «Таймс» писала о тоталитаризме как о негативном политическом явлении, характеризующем не только фашизм в Италии, но и политический строй в СССР. Тоталитарными являются режимы, при которых:
есть массовая партия (с жесткой, полувоенной структурой, претендующая на полное подчинение своих членов символам веры и их выразителям - вождям, руководству в целом), эта партия срастается с государством и концентрирует в себе реальную власть в обществе;
партия организована не демократическим способом - она строится вокруг лидера. Власть идет вниз - от лидера, а не вверх - от масс.
доминирует роль идеологии. Тоталитарный режим - это идеологический режим, где всегда есть своя «Библия». Идеология режима отражается также в том, что политический лидер определяет идеологию. Он в течение суток может изменить свое решение, как это случилось летом 1939 года, когда советские люди неожиданно узнали, что нацистская Германия больше не является врагом социализма. Наоборот, её система объявлялась лучшей, чем ложные демократии буржуазного Запада. Эта неожиданная интерпретация поддерживалась в течение двух лет до вероломного нападения нацистской Германии на СССР.
тоталитаризм строится на монопольном контроле производства и экономики, а также на подобном контроле всех других сфер жизни, включая образование, средства массовой информации и т.д.
при тоталитаризме существует террористический полицейский контроль. Полиция существует при разных режимах, однако, при тоталитаризме полицейский контроль террористичен в том смысле, что никто не станет доказывать вину, чтобы убить человека.
В отличие от деспотии, тирании, абсолютизма, тоталитаризм имеет также особую социальную основу. Для первых было характерно господство традиции, обычая; власть основывалась на них, находилась по отношению к ним в подчиненном положении. Каждый индивид был замкнут на традиционные общественные структуры (община, семья, церковь) и находил в них опору, поддержку, защиту. Тоталитаризм же разрушает традиции, разрывает традиционную социальную ткань общества, выбивая индивида из традиционной социальной среды, лишая его привычных социальных связей и заменяя общественные структуры и связи новыми.
Тоталитаризм — это террористическая политическая структура, характеризующаяся сущностной антикапиталистической направленностью, сформированная на основе однопартийной системы, опирающаяся на общественно-политическое движение при абсолютной концентрации власти в руках ее лидера.
Вместе с тем наличие социалистической теории укрепляло в сознании масс убежденность в возможности достижения социальной утопии справедливости, солидарности, братства, социальной защищенности. Заметим, что и гитлеровский, и сталинский тоталитаризм активно использовали идеи социализма как доктрину будущего общества социальной гармонии.
Здесь акцент сделан на объективной стороне общественного прогресса. Другие обращают внимание на субъективный аспект, рассматривая появление тоталитаризма как реакцию на высокие темпы развития капитализма, от которого отстает развитие общественного сознания. Для нормального общественного сознания характерна определенная сбалансированность консервативного и радикального элементов. В тоталитарном обществе этот баланс смещен в сторону последнего.
Развитие человеческого общества идет неравномерно. Более развитые регионы обеспечивали развитие менее развитых в основном посредством силы. Однако развитие капитализма потребовало и новых форм взаимоотношений — экономических, к чему отставшие регионы не были готовы. Уровень общественного сознания развивающихся социумов препятствовал осознанию новых реалий, что вело к ориентации только на силовые методы. Отсюда стремление к установлению такой системы государственного устройства, которая дала бы возможность в короткий срок добиться значительных успехов.
К этому следует добавить и тяжелейшее экономическое и социально-политическое положение, которое сложилось в некоторых странах после Первой мировой войны в 20-е годы. Они оказались в экстремальной ситуации, из которой надо было вырываться путем мобилизации всего населения, не считаясь с потерями. Появляется лидер, мессия, который знает, что надо делать, выдвигает идеи, понятные массам, готовым слепо следовать за ним для скорейшего их воплощения в жизнь.
Таким образом, в результате развертывания объективных процессов в сочетании с определенными субъективными факторами в мире происходило становление тоталитарных режимов. Вместе с тем любая власть основывается на определенной социальной базе, опирается на определенные социальные силы. И для тоталитарного режима такой основной социальной силой, на которую он опирается, является люмпен-пролетариат, люмпен-интеллигенция города и люмпенизированный слой крестьянства. Для этих маргинальных групп характерна социальная аморфность, дезориентированность, нетерпимость, ненависть к стабильным, добившимся успеха в жизни социальным слоям общества.
Следует отметить, что в настоящее время различают три вида тоталитарного режима, которые классифицируются в зависимости от основного ценностного критерия.
1. Правый тоталитарный режим, в основе которого лежит национальный (расовый) критерий, — фашистские режимы Гитлера в Германии, Муссолини в Италии.
2. Левый тоталитарный режим, в основу которого положен классовый (социальный) критерий, — сталинизм в СССР, КНР при Мао Цзэдуне, КНДР, Куба и др.
3. Религиозный тоталитарный режим, в основу которого положены религиозные критерии организации общества, — исламский фундаментализм в Иране периода Хомейни.
Одной из характерных черт тоталитарного режима является максимальное сосредоточение власти в одних руках, автократия, при которой законодательная и исполнительная власть осуществляются одним лицом при фактическом отсутствии независимой судебной власти.
Во главе общества стоит вождь харизматического типа, который своими исключительными качествами, взглядами, поступками демонстрирует правильность избранной цели и способов ее достижения. Связь между ним и массой носит эмоциональный, мистический характер. Для масс характерна слепая вера в вождя, выдвигаемые им идеи. Происходит обожествление вождя, его рассматривают как символ единства нации, мессию, который сплотит народ и выведет его на верный путь.
Тоталитарный режим формально не препятствует участию граждан в политической жизни. Однако участие их в политическом процессе направляется в русло активного проявления преданности своему вождю и партии (массовые манифестации, демонстрации, парады и т. п.). Это было присуще Германии, СССР и другим странам.
Вместе с тем политическая власть на всех уровнях (макровласть, мезовласть и микровласть) формировалась через закрытые каналы, и к власти на разных уровнях иерархии приходили партийные бонзы и номенклатура.
Существенной чертой тоталитарного режима является также монополия одной массовой политической партии. Тоталитарный режим не допускает существования не только других политических партий, но и различных демократических политических организаций, через которые массы приобщались бы к осуществлению власти. Это не исключает, однако, функционирования некоторых общественных организаций (профсоюзы, общественные объединения), которые находятся под полным контролем со стороны правящей партии, а их деятельность регламентируется государством.
Недопущение демократических политических институтов тоталитарным режимом преследует вполне определенную цель — устранить те структуры гражданского общества, которые выражают и защищают интересы граждан, стоят между государством и индивидом. Тоталитаризм подрывает и разрушает гражданское общество, функционирование которого противостоит всевластию вождя, монополии партии и доминированию государства.
Следует сказать и о месте церкви в тоталитарном обществе. Как один из элементов гражданского общества церковь осуществляет связь людей с Богом, призвана выражать интересы верующих, стоит между государством и личностью. Это, естественно, подрывает монополию партии, власть обожествляемого вождя, и тоталитарный режим стремится подавить церковь, изолировать ее от масс. Но поскольку церковь всегда обладала высоким престижем в обществе, вековыми традициями, тоталитарный режим не везде добивался этой цели, как, например, в Италии.
Иное дело при религиозном тоталитарном режиме. Поскольку харизматическим вождем здесь является духовное лицо (аятолла Хомейни в Иране), то во властных структурах церковь и религия занимают господствующее положение. Исламский фундаментализм, его структуры во всем определяют и регламентируют социально-экономическую, политическую и духовную жизнь общества.
Еще один исключительно важный признак — господство в обществе одной всесильной государственной идеологии, поддерживающей в массах убежденность в справедливости данной системы власти и правильности избранного пути. Монополия одной партии ведет, как правило, к существованию в обществе моноидеологии, не допускающей культивирования других идей, доктрин, взглядов и критики в свой адрес. Причем монистическая идеология здесь приобретает ярко выраженный мессианский характер.
При правом тоталитарном режиме мессианская идеология замешана на расизме, национализме, провозглашающих избранность собственной нации. В основе левого тоталитарного режима лежит мессианский марксизм, большевизм, провозглашающий первую страну социализма мессией, несущей освобождение и свободу всем народам.
Основная цель мессианской идеологии состоит в том, чтобы воодушевить массы на свершение великих дел, разжечь их фанатизм, добиться полной преданности вождю, партии, власти, готовности пойти на определенные ограничения, лишения и жертвы во имя каких-то идеалов. Для этого широко используется разветвленный идеологический аппарат, который через средства массовой информации и другие каналы формирует разнообразные политические, социальные мифы, внедряемые в массовое сознание.
Тоталитарный режим посредством всей мощи государственного механизма добивается утверждения в стране одной - единственной мифологизированной идеологии, которая рассматривается в качестве единственно возможного мировоззрения для всех членов общества. По сути дела она превращается в особого рода государственную религию, замещая тем самым церковь с ее религиозным вероучением.
Здесь внедряются собственные догматы, торжественные ритуалы и церемонии, используются священные книги и культивируются свои святые, свои обожествленные персоны (вождь, фюрер и т. п.). Поэтому не случайно многие подчеркивают, что тоталитарное государство можно рассматривать как своеобразную форму теократического правления.
С этим связано и осуществление при тоталитарном режиме тотального политического контроля над умами людей, не допускающего с их стороны никакого инакомыслия и инакодействия. Щупальца идеологического, репрессивного аппарата проникают во все поры общества, устанавливается жесткий контроль над сознанием личности, ее мыслями, внутренним миром. Ставится задача полностью подчинить человека партийно-государственной машине.
Характерным признаком тоталитарного режима является также жесткая регламентация всех сторон жизни общества, его стремление к огосударствлению всех сфер жизни общества, монопольный контроль над производством, экономикой, образованием, средствами массовой информации. Вводятся всевозможные, бесчисленные инструкции, предписания, опутывающие все общество, в которых детально рассматривается, что можно, а что нельзя делать, как себя вести и о чем думать. И затрагивает это деятельность не только трудовых коллективов, общественных объединений, но и церковь, и каждую семью.
Важным признаком тоталитарного режима выступает подавление личности, обезличивание человека, превращение его в однотипный винтик громоздкой государственной машины. Один из немецких политологов писал, что человек в тоталитарном государстве представляется «животной разновидностью человека». Тоталитарное государство - это организация деперсонализованных, лишенных своего «я» менеджеров и миллионов дегуманизированных обесчеловеченных рабов.
Тоталитарный режим стремится к полной трансформации человека в соответствии с укоренившейся в обществе идеологией (фашизм, марксизм). Ставится задача сформировать определенный тип личности с особым психическим складом, ментальностью, поведением. И достигается это посредством широко осуществляемой стандартизации и унификации индивидуальности, растворения ее в массе, коллективе, подавление индивидуального, личностного начала в человеке. Вместо одного типа личности, которому свойственны индивидуальность, своеобразие, самобытность, формируется в соответствии с идеологическими канонами другой тип человека тоталитарного общества, в котором устранены индивидуальные особенности и которому присущи однообразие, одномерность, единодумие, единомыслие.
Одним из значимых признаков тоталитарного режима ряд исследователей считает наличие общественного политического движения (нацистского, фалангистского и др.), составляющего массовую социальную базу данной власти. Причем формирование таких движений берет начало, как правило, в демократической политической системе. И это связано с тем, что недемократическая система не допустит существования, такого оппозиционного массового движения. Его определяющая роль в тоталитарном режиме связана с рядом моментов.
Во-первых, через общественное политическое движение, являющееся социальной базой режима, в общественном сознании широких слоев населения формируется мессианская, тоталитарная идея.
Во-вторых, посредством такого массового движения обеспечивается всепроникающий контроль государства над всеми сферами жизни общества, благодаря чему и достигается тотальное политическое господство.
И, в-третьих, подобное движение дает возможность сформировать положительное отношение масс к тоталитарному режиму, несмотря на всеобъемлющий политический контроль.
Поскольку движение возникает еще в условиях демократической системы, то рамки его функционирования, как правило, шире периода существования самого режима. Так, тоталитарный режим в Германии просуществовал с 1933 года по 1945 год, а нацистское движение развивалось с 1919 года по 1945 год. В Испании фашистский режим функционировал с 1937 года до начала 50-х годов, а фалангистское тоталитарное движение развивалось с 1933 до 1958 года.
В России, Китае коммунистическое движение также возникло раньше, чем сложился тоталитарный режим. В отношении нашей страны существуют разные мнения о сроках его утверждения. Одни относят это к 1937—1938 годам, к периоду массового террора по отношению к партийным и государственным функционерам. Другие сдвигают временную планку к концу 20-х — началу 30-х годов, связывая установление тоталитаризма с массовым террором в период насильственной коллективизации. Сталин становится центральной фигурой во властной иерархии. Третьи считают, что коммунистическое господство окончательно утвердилось как тоталитарное государство в период Гражданской войны и военного коммунизма.
Выделяются следующие этапы в развитии тоталитаризма в СССР. Первый этап (с 1917 года до середины 20-х годов) характеризуется радикализмом большевиков, недооценкой значимости личности, широкий террор, массовые репрессии — расказачивание, унесшее миллионы, расстрелы рабочих и др. Второй этап (с середины 20-х до середины 50-х годов) связан с установлением режима личной власти Сталина и с вытекающими отсюда последствиями. И третий этап (с середины 50-х до середины 80-х годов) характеризуется отсутствием массовых репрессий, но преследованием диссидентов - процессы над ними, высылка за рубеж, заключение в психиатрические лечебницы, расстрел демонстрации рабочих в Новочеркасске в 1962 году и т. п. Затем тоталитарный режим рухнул.
К отличительным свойствам тоталитарного режима следует отнести и государственно-организованный массовый террор, в основу которого положено как физическое, так и духовное насилие. Постоянный массовый террор применяется, с одной стороны, как средство уничтожения врагов нации и запугивания потенциальных противников, а с другой — как эффективный способ управления массами. Процесс непрерывного насилия терроризирует все общество, вызывая страх и боязнь во всех слоях населения. Молох террора работает безостановочно, принося неисчислимые жертвы, калеча человеческие судьбы.
В качестве отличительной черты тоталитарного режима выделяют его ориентацию на будущее, а не настоящее, на оторванные от жизни высшие цели и идеалы. Все материальные, человеческие и интеллектуальные ресурсы данный режим мобилизует на достижение всеобъемлющей цели, в частности для Германии — это построение тысячелетнего рейха, для СССР — коммунистического общества.
Некоторые зарубежные политологи считали, что тоталитарный режим не изменяется, его можно лишь уничтожить извне, как фашистскую Германию. Однако дальнейшее развитие Советского Союза уже в послесталинский период показало, что высказанное ими ранее мнение не совсем верно. Тоталитарные режимы в результате постепенного эволюционирования могут изменяться. В частности тоталитарный режим при Брежневе, конечно, отличается от тоталитарного режима при Сталине. Брежнев не обладал такой властью как Сталин, не был таким диктатором, как Сталин. Поэтому некоторые политологи предлагают различать тоталитарные и посттоталитарные режимы. Посттоталитарный режим - это система, когда тоталитаризм теряет часть своих элементов и как бы размывается ослабляется.
Нельзя думать, что тоталитарные режимы были только в прошлом в лице, в первую очередь фашистской Германии и СССР. Подобные режимы существовали в ГДР, Венгрии, Болгарии, Румынии, Чехословакии, продолжают функционировать и в настоящее время в ряде стран «казарменного социализма», в некоторых других странах. Естественно, что в каждой стране имелись и имеются особенности, позволяющие говорить об определенных различиях в функционировании тоталитарных режимов.