logo
Рефераты / политические режимы

Основные типы политических режимов

С середины XX века применительно к политичес­кой власти той или иной страны широко использовалось понятие «форма правления», идущее еще от Платона и Аристотеля. Под фор­мой правления обычно понималась организация государственной власти, основанная на воле одного лица (монархия), верхушечной социальной группы (аристократия) и народа (демократия).

В современных условиях формы правления стали подразделять­ся на монархические, республиканские, диктаторские.

Монархическая форма проявляется в виде абсолютной монархии (например, Саудовская Аравия), в виде конституционной монархии (например, в Дании). Хотя и та и другая монархии, но с точки зрения понятия «политический режим» они относятся к разным типам.

Республиканская форма правления ассоциируется у нас с дости­жением народом свободы, равенства, с соблюдением прав граждан, а реально в той или иной республике можно видеть отсутствие этих элементов демократии, подавление их, и появляется диктаторская форма правления, неограниченная власть какого-либо лица.

Диктатура — правление лица или группы лиц, которые присваи­вают и монополизируют власть в определенном государстве, осуще­ствляя ее без контроля со стороны подчиненных. Диктатура суще­ствовала в разные эпохи, в различных странах и проявлялась как ти­рания, деспотия, олигархия. Известна диктатура Кромвеля в Англии, якобинская диктатура во Франции, диктатура Пиночета в Чили и др.

Политическая практика нашего столетия показала, что классифи­кация стран по формам правления не позволяет достаточно адекват­но отразить действительность. Многие монархии в ряде стран оказы­ваются, например, куда более демократическими, чем некоторые республики. Поэтому и было введено в политическую науку новое понятие «политический режим».

Один из российских исследователей выделяет пять основных при­знаков политического режима.

1. Режим недостаточно связывать лишь с формой правления, по­скольку он способствует организации макросоциальных процессов. Поэтому по содержанию он близок политической системе, отражая ее динамический аспект.

2. Режим обеспечивает не только динамизм политической систе­мы, но и ее определенную стабилизацию, поскольку все элементы системы приводит в упорядоченное взаимодействие.

3. Режим представляет собой совокупность властных структур, что дает возможность правящему классу выполнять возложенные на него полномочия.

4. Любой режим в своей деятельности обращается к различным методам достижения целей и тем самым существенно отличается от других.

5. Режим по сравнению с политической системой обладает своими собственными временными характеристиками, то есть режим, по мнению американских политологов, — это специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы.

С учетом вышеприведенных признаков политический режим формулируется им как «совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках политической системы общества и преследуют цель ее стабилизации, опираясь на социальные интере­сы и используя специфические методы».

При определении политического режима необходимо видеть:

какие политические группировки господствующего класса находятся у власти;

каким методам господства и управления отдается предпочтение (прямым, насильственным или косвенным, демократическим);

какие партии выступают в качестве руководящей силы;

допускается и в какой степени деятельность оппозиционных партий, профсоюзов и других политических организаций;

каково положение личности в государстве.

С учетом этих факторов политические режимы подразделяются на два больших вида - демократические и антидемократические. Сле­довательно, признак демократичности выступает важнейшим крите­рием различения господствующих форм и методов властвования.

В политологической литературе выделяются три основных типа политических режимов: демократи­ческий, тоталитарный и авторитарный. Последние два, естественно, относятся к недемократическим режимам.

Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Это обусловлено тем, что движение к демократии выступает объективной тенденцией развития человеческого общества.

Демократические режимы в различных странах также различают­ся между собой, причем параметры этих различий достаточно су­щественны. Поэтому среди демократических государств выделяют­ся два подтипа демократического режима - парламентский и прези­дентский.

Демократический режим существенно отличается от остальных политических режимов. При тоталитарном и при авторитарном режи­мах политическая власть безраздельно сосредоточена в руках или одного правителя, или какой-либо группы. Любой вождь, диктатор, любая хунта, клика определяют законы и подминают их, принимают необходимые им решения и заставляют исполнять их. Законодатель­ные и исполнительные функции, да и судебные находятся в их ру­ках. Такое сосредоточение власти в одних руках и порождает не­ограниченную власть деспота, тирана, диктатора, распоряжающего­ся судьбами людей.

Поэтому главное, что было внесено демократической формой власти в развитие мировой цивилизации,- это разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет присущие ей функции, ко­торые институционально рассредоточены.

Основная цель, которую преследовало отмеченное разделение властей, заключалась в том, чтобы не допустить сосредоточения по­литической власти в одних руках или в одном политическом институ­те, избежать неизбежной узурпации власти. Это важнейший демо­кратический принцип, который подтвержден историческим опытом развития многих государств мира.

Основу этого принципа заложил Древний Рим. Если в греческом полисе власть была сосредоточена в одном центре (какой-либо ин­ститут, социальный слой, класс), то здесь она была рассредоточена между различными социальными слоями. Были созданы институты, которые противостояли такой тенденции, легализовали политическое участие разных сил, предусматривали оппозиционную деятельность. Тем самым реализовалась идея некоторого уравновешивания влас­тей, вводилась своеобразная система сдержек и противовесов. Опыт античности был теоретически осмыслен в новое время и реализован в политической жизни той эпохи. Так, в Англии прави­тельство, представляющее собой исполнительную власть, назнача­лось королем, который выступал источником его легитимизации. Ис­полнительной власти противостояла законодательная (палата общин), источником легимитизации которой выступал народ. С учетом деятельности независимого суда это создавало эффективный механизм сдержек и противовесов, препятствующий концентрации власти в одних руках.

Возникновение позднее политических партий привело к изменению данного механизма. Исполнительная власть теперь стала формиро­ваться парламентом из представителей победившей партии. Контроль за правительством стала в основном осуществлять парламентская оппозиция (представители другой партии). Некоторые контролирующие функции остались и за королевской властью, но в основном главе государства присущи представительные и ритуальные функции.

Источником же легитимизации правительства теперь становится парламент, состоящий из депутатов разных партий, часть из которых находится в оппозиции правительству. Именно эта часть вместе с королевской властью и противостоят исполнительной власти, созда­вая механизм сдержек и противовесов против сосредоточения влас­ти в руках одного политического института.

С тех пор парламентский режим получил широкое распростране­ние и в настоящее время выступает в двух разновидностях. Здесь следует различать парламентские республики (Австрия, Индия, Израиль, Италия, Турция, ФРГ, Финляндия и др.) и парламентские мо­нархии (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Ни­дерланды, Швеция, Япония и др.). Это такая форма правления, когда высшим органом политической власти в стране является избранный на основе всеобщего избирательного права парламент, который об­ладает реальными возможностями воздействовать на политику, за­конодательство, осуществлять контроль за правительством.

Следовательно, данная форма правления характеризуется про­возглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство во главе с премьер-министром несет полную ответ­ственность за свою деятельность. Формальным отличительным при­знаком такой системы является должность премьер-министра (глава правительства).

При парламентском режиме правительство формируется только парламентским путем из числа представителей (лидеров) той поли­тической партии, которая располагает большинством в нижней па­лате (то есть эта партия получила на выборах в парламент страны большинство голосов избирателей). Значит, исполнительная власть (правительство), например в Великобритании, Италии, Германии, Австрии и др., при парламентском режиме существует благодаря большинству представителей определенной партии в парламенте.

Поэтому правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. С учетом этого можно сказать, что одной из важнейших институциональных особенностей данного режима является голосование за доверие или недоверие правительству. При выражении недоверия ему правитель­ство должно уйти в отставку.

Глава государства (президент) избирается, как правило, парла­ментским путем. Формально он наделяется значительными полно­мочиями, но практически не оказывает серьезного влияния на осу­ществление государственной власти. Любые действия президента, включая роспуск парламента и применение вето, осуществляются только с согласия правительства. Президент имеет, прежде всего, представительские функции во внутренних и внешних делах госу­дарства. Он наносит государственные визиты, осуществляет меж­дународно-правовое представительство государства и от его имени заключает договоры. Президент предлагает парламенту кандидату­ру главы правительства, назначает и смещает министров.

Определенными функциями обладает и монарх. Так, в Велико­британии все законы, принятые парламентом, должны получить ко­ролевскую санкцию. Королева также имеет право роспуска парла­мента и назначения премьер-министра. Монархия здесь рассматри­вается как надежный резервный институт власти, регулирования со­отношения политических сил и стабильности общества в условиях возможного политического кризиса.

Таким образом, все это в совокупности, включая выражение не­доверия правительству, роспуск парламента, право вето, составля­ет важный и необходимый механизм сдержек и противовесов де­мократического режима против сосредоточения всей полноты влас­ти в одном центре.

Выделяют три главных типа парламентских режимов. Первый может быть оценен как однопартийное большинство в парламенте, когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать однопартийное правительство. Второй тип — парламентс­кая коалиционная система, когда правительство формируется на ос­нове блока различных партий, из которых ни одна не имеет большин­ства в парламенте.

Обобщая, выделим следующие особенности парламентского ре­жима.

1. Между парламентом и правительством тесная связь, поскольку депутат парламента может быть избран министром. Глава правительства и министры входят в правительство, будучи основными представителями (депутатами) от победившей на выборах полити­ческой партии. При этом назначение министров из числа депутатов в орган исполнительной власти (то есть принцип совмещения) полнос­тью соответствует процедурам парламентаризма.

2. Формирование правительства из депутатов парламента накла­дывает на него определенные обязательства, в том числе в прове­дении определенного курса, отход от которого чреват для правитель­ства выражением вотума недоверия со стороны парламентариев.

3. Парламент обладает правом контроля деятельности правитель­ства.

4. Парламент может функционировать лишь при наличии органи­зованных политических партий. При парламентском режиме в поли­тической жизни противостоят друг другу не правительство и парла­мент, а кабинет министров вместе с правительственной фракцией (то есть победившей на выборах партии большинства) и оппозиционные партии (фракции) как контролирующий орган.

5. Для кабинета министров важное значение приобретает не ин­дивидуальная ответственность министра, а большинство в данном органе исполнительной власти (с точки зрения необходимости опре­деленного единства мнений), которое поддерживается парламентс­ким большинством.

6. Важное значение при парламентском режиме имеет пост пре­мьер-министра (главы правительства), который определяет перспек­тивный курс внутренней и внешней политики и которого должны при­держиваться все министры. Отставка премьер-министра автомати­чески ведет к отставке кабинета министров.

7. Парламентаризм признает наличие в законодательном органе политической оппозиции, которая может быть представлена многими партиями. При этом оппозиция имеет право сформировать альтерна­тивное правительство и пользуется этим правом, образуя теневые кабинеты министров.

Как же здесь проявляется разделение властей, каковы его ос­новные функции?

Во-первых, суверенитет парламента как высшего органа полити­ческого руководства страной. Он рассматривает и утверждает бюд­жет страны, принимает решения по вопросам финансовой и налого­вой политики, проводит собственную экспертизу представляемых законопроектов, вносит необходимые поправки и принимает оконча­тельное решение.

Во-вторых, ведущая роль кабинета министров и правительства в законотворческом процессе, что проявляется в предварительной подготовке, обработке большинства законопроектов в министерствах с привлечением экспертов и последующим представлением в пар­ламент.

В-третьих, жесткий контроль парламента над исполнительной вла­стью, контроль за исполнением законов и постановлений парламента.

В-четвертых, особая роль государственного аппарата как относи­тельно независимого политического института. Она заключается как к в исполнении директив вышестоящих инстанций, так и в том, что решения и действия государственного аппарата дают импульс политическому процессу.

Остановимся на функциях, которые присущи парламенту. Среди них выделяются несколько типов.

1. Представительная функция, служит политическому выражению дифференциации общества по интересам — этническое представительство интересов, корпоративное, территориальное, партийное и др. Парламент призван вскрывать конфликты интересов и находить возможные компромиссы.

2. Функция власти, то есть парламент орган власти, принимающий решения. Осуществляя выбор альтернатив общественно-экономического и политического развития, парламент определяет направление развития общества в целом и его основных подсистем, их структуру, политическое содержание.

3. Правотворческая, законодательная функция. Конечным результатом работы парламента является создание какой-либо правовой нормы, которая несет функцию регуляции поведения людей и организаций.

4. Функция политического контроля и привлечения к ответ­ственности, то есть парламент наделен исключительными, особы­ми или специальными полномочиями.

5. Функция обеспечения политической гласности — парламент представляет собой главный форум политической гласности, ее кон­центрированное проявление.

6. Функция легитимации — парламент осуществляет свою легитимационную деятельность посредством юридически закрепленно­го и регулируемого функционирования.

И последний подтип демократического режима — президентс­кий режим, возникновение которого связано с США. Создатели нового государства не пошли по пути копирования уже имевшей­ся политической системы. При разработке конституционных основ новой государственности они исходили из возможности обойтись без политических партий. Они полагали, что появление партий и борьба их между собой могли бы обострить противоречия между различными политическими интересами, привести к фрагментации общества.

Основная цель функционирования такого политического механиз­ма — создать определенные гарантии против узурпа­ции власти со стороны каких-либо политических сил.

Президентский режим, следовательно, — это форма правления, для которой характерно жесткое разделение законодательной, ис­полнительной и судебной властей, самостоятельных по отношению друг к другу, и соединение полномочий главы государства и главы правительства в руках президента. Сюда можно отнести: США, Бра­зилию, Аргентину, Мексику, Боливию, Гватемалу, Гондурас, Колум­бию, Панаму и другие страны.

Следовательно, законодательная власть принадлежит конгрес­су, национальному собранию и т. п. Исполнительно-распоря­дительная - президенту и назначенному им правительству. Таким образом, здесь имеет место внепарламентский метод формирова­ния правительства, по сравнению с парламентским режимом. При­чем характерно отсутствие института парламентской ответственно­сти, то есть, как в США, никакой ответственности перед конгрессом правительство не несет. И, кроме того, президент здесь не имеет права роспуска конгресса (парламента), что лишает правительство возможности шантажировать представительное учреждение (пар­ламент) угрозой досрочных выборов (такой метод широко практи­куется в условиях парламентского правления). Поэтому правитель­ство здесь более стабильно, а парламент обладает большими ре­альными полномочиями.

Следует отметить и такие моменты. Главнокомандующим армией является глава исполнительной власти - президент, однако право на объявление войны принадлежит законодательному органу (конгрес­су, как в США). Далее, президент может выступать как источник за­конодательной инициативы, обладает правом вето на принимаемые парламентом (конгрессом) решения, которое преодолевается при повторном голосовании большинством в две трети голосов. Все от­меченные выше положения дают достаточно четкое представление о той системе сдержек и противовесов, которая складывалась при формировании президентского режима.

Политическая реальность более многообразна, о чем свидетель­ствует пример Франции — одни относят ее к президентскому, а дру­гие к парламентскому режиму. В новых социально-экономических и культурно-политических условиях дальнейшая эволюция президент­ской формы правления привела к возникновению во многих странах «ультрапрезидентского» типа политического режима, для которого характерно значительное усиление реальной власти президента с тенденциями к установлению его единоличной диктатуры.

Проявляется это, во-первых, в том, что в системе исполнитель­ной власти президент занимает главенствующее положение, тогда как при парламентском режиме исполнительную власть осуществ­ляют кабинет министров и президент, ответственные перед парла­ментом. При президентском же режиме парламентская ответствен­ность министров фактически отсутствует, главное - это лояльное отношение к президенту, который одновременно и глава государ­ства, и глава правительства. Хотя надо заметить, что сдерживаю­щим фактором может стать должность председателя Совета Мини­стров (как, например, во Франции), который связан с институтом пар­ламентской ответственности.

Во-вторых, это проявляется также в фактической независимости президента от парламента. Об этом свидетельствует способ избра­ния главы государства, при котором парламент не может влиять на результат выборов. Кроме того, президент наделяется такими полно­мочиями, которые дают ему возможность контролировать деятель­ность парламента (право роспуска, право вето и др.). Далее, он по­лучает исключительное право выступать с законодательной инициа­тивой по важным вопросам и даже в ряде случаев брать на себя функции парламента.

Некоторым противовесом данной тенденции усиления власти пре­зидента следует рассматривать право законодательного органа на отстранение его от власти (право импичмента), если президент грубо нарушает конституцию, злоупотребляет вверенной ему властью. Тем не менее в политической жизни многих стран явно прослеживается отмеченная тенденция, которая фактически проявляется в установ­лении президентских режимов авторитарного типа.