Основные типы политических режимов
С середины XX века применительно к политической власти той или иной страны широко использовалось понятие «форма правления», идущее еще от Платона и Аристотеля. Под формой правления обычно понималась организация государственной власти, основанная на воле одного лица (монархия), верхушечной социальной группы (аристократия) и народа (демократия).
В современных условиях формы правления стали подразделяться на монархические, республиканские, диктаторские.
Монархическая форма проявляется в виде абсолютной монархии (например, Саудовская Аравия), в виде конституционной монархии (например, в Дании). Хотя и та и другая монархии, но с точки зрения понятия «политический режим» они относятся к разным типам.
Республиканская форма правления ассоциируется у нас с достижением народом свободы, равенства, с соблюдением прав граждан, а реально в той или иной республике можно видеть отсутствие этих элементов демократии, подавление их, и появляется диктаторская форма правления, неограниченная власть какого-либо лица.
Диктатура — правление лица или группы лиц, которые присваивают и монополизируют власть в определенном государстве, осуществляя ее без контроля со стороны подчиненных. Диктатура существовала в разные эпохи, в различных странах и проявлялась как тирания, деспотия, олигархия. Известна диктатура Кромвеля в Англии, якобинская диктатура во Франции, диктатура Пиночета в Чили и др.
Политическая практика нашего столетия показала, что классификация стран по формам правления не позволяет достаточно адекватно отразить действительность. Многие монархии в ряде стран оказываются, например, куда более демократическими, чем некоторые республики. Поэтому и было введено в политическую науку новое понятие «политический режим».
Один из российских исследователей выделяет пять основных признаков политического режима.
1. Режим недостаточно связывать лишь с формой правления, поскольку он способствует организации макросоциальных процессов. Поэтому по содержанию он близок политической системе, отражая ее динамический аспект.
2. Режим обеспечивает не только динамизм политической системы, но и ее определенную стабилизацию, поскольку все элементы системы приводит в упорядоченное взаимодействие.
3. Режим представляет собой совокупность властных структур, что дает возможность правящему классу выполнять возложенные на него полномочия.
4. Любой режим в своей деятельности обращается к различным методам достижения целей и тем самым существенно отличается от других.
5. Режим по сравнению с политической системой обладает своими собственными временными характеристиками, то есть режим, по мнению американских политологов, — это специфический период действия политической власти, осуществляемой в рамках политической системы.
С учетом вышеприведенных признаков политический режим формулируется им как «совокупность определенных структур власти, которые функционируют в рамках политической системы общества и преследуют цель ее стабилизации, опираясь на социальные интересы и используя специфические методы».
При определении политического режима необходимо видеть:
какие политические группировки господствующего класса находятся у власти;
каким методам господства и управления отдается предпочтение (прямым, насильственным или косвенным, демократическим);
какие партии выступают в качестве руководящей силы;
допускается и в какой степени деятельность оппозиционных партий, профсоюзов и других политических организаций;
каково положение личности в государстве.
С учетом этих факторов политические режимы подразделяются на два больших вида - демократические и антидемократические. Следовательно, признак демократичности выступает важнейшим критерием различения господствующих форм и методов властвования.
В политологической литературе выделяются три основных типа политических режимов: демократический, тоталитарный и авторитарный. Последние два, естественно, относятся к недемократическим режимам.
Широкое распространение во многих странах мира получил демократический режим. Это обусловлено тем, что движение к демократии выступает объективной тенденцией развития человеческого общества.
Демократические режимы в различных странах также различаются между собой, причем параметры этих различий достаточно существенны. Поэтому среди демократических государств выделяются два подтипа демократического режима - парламентский и президентский.
Демократический режим существенно отличается от остальных политических режимов. При тоталитарном и при авторитарном режимах политическая власть безраздельно сосредоточена в руках или одного правителя, или какой-либо группы. Любой вождь, диктатор, любая хунта, клика определяют законы и подминают их, принимают необходимые им решения и заставляют исполнять их. Законодательные и исполнительные функции, да и судебные находятся в их руках. Такое сосредоточение власти в одних руках и порождает неограниченную власть деспота, тирана, диктатора, распоряжающегося судьбами людей.
Поэтому главное, что было внесено демократической формой власти в развитие мировой цивилизации,- это разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна, независима, исполняет присущие ей функции, которые институционально рассредоточены.
Основная цель, которую преследовало отмеченное разделение властей, заключалась в том, чтобы не допустить сосредоточения политической власти в одних руках или в одном политическом институте, избежать неизбежной узурпации власти. Это важнейший демократический принцип, который подтвержден историческим опытом развития многих государств мира.
Основу этого принципа заложил Древний Рим. Если в греческом полисе власть была сосредоточена в одном центре (какой-либо институт, социальный слой, класс), то здесь она была рассредоточена между различными социальными слоями. Были созданы институты, которые противостояли такой тенденции, легализовали политическое участие разных сил, предусматривали оппозиционную деятельность. Тем самым реализовалась идея некоторого уравновешивания властей, вводилась своеобразная система сдержек и противовесов. Опыт античности был теоретически осмыслен в новое время и реализован в политической жизни той эпохи. Так, в Англии правительство, представляющее собой исполнительную власть, назначалось королем, который выступал источником его легитимизации. Исполнительной власти противостояла законодательная (палата общин), источником легимитизации которой выступал народ. С учетом деятельности независимого суда это создавало эффективный механизм сдержек и противовесов, препятствующий концентрации власти в одних руках.
Возникновение позднее политических партий привело к изменению данного механизма. Исполнительная власть теперь стала формироваться парламентом из представителей победившей партии. Контроль за правительством стала в основном осуществлять парламентская оппозиция (представители другой партии). Некоторые контролирующие функции остались и за королевской властью, но в основном главе государства присущи представительные и ритуальные функции.
Источником же легитимизации правительства теперь становится парламент, состоящий из депутатов разных партий, часть из которых находится в оппозиции правительству. Именно эта часть вместе с королевской властью и противостоят исполнительной власти, создавая механизм сдержек и противовесов против сосредоточения власти в руках одного политического института.
С тех пор парламентский режим получил широкое распространение и в настоящее время выступает в двух разновидностях. Здесь следует различать парламентские республики (Австрия, Индия, Израиль, Италия, Турция, ФРГ, Финляндия и др.) и парламентские монархии (Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Норвегия, Нидерланды, Швеция, Япония и др.). Это такая форма правления, когда высшим органом политической власти в стране является избранный на основе всеобщего избирательного права парламент, который обладает реальными возможностями воздействовать на политику, законодательство, осуществлять контроль за правительством.
Следовательно, данная форма правления характеризуется провозглашением принципа верховенства парламента, перед которым правительство во главе с премьер-министром несет полную ответственность за свою деятельность. Формальным отличительным признаком такой системы является должность премьер-министра (глава правительства).
При парламентском режиме правительство формируется только парламентским путем из числа представителей (лидеров) той политической партии, которая располагает большинством в нижней палате (то есть эта партия получила на выборах в парламент страны большинство голосов избирателей). Значит, исполнительная власть (правительство), например в Великобритании, Италии, Германии, Австрии и др., при парламентском режиме существует благодаря большинству представителей определенной партии в парламенте.
Поэтому правительство остается у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства. С учетом этого можно сказать, что одной из важнейших институциональных особенностей данного режима является голосование за доверие или недоверие правительству. При выражении недоверия ему правительство должно уйти в отставку.
Глава государства (президент) избирается, как правило, парламентским путем. Формально он наделяется значительными полномочиями, но практически не оказывает серьезного влияния на осуществление государственной власти. Любые действия президента, включая роспуск парламента и применение вето, осуществляются только с согласия правительства. Президент имеет, прежде всего, представительские функции во внутренних и внешних делах государства. Он наносит государственные визиты, осуществляет международно-правовое представительство государства и от его имени заключает договоры. Президент предлагает парламенту кандидатуру главы правительства, назначает и смещает министров.
Определенными функциями обладает и монарх. Так, в Великобритании все законы, принятые парламентом, должны получить королевскую санкцию. Королева также имеет право роспуска парламента и назначения премьер-министра. Монархия здесь рассматривается как надежный резервный институт власти, регулирования соотношения политических сил и стабильности общества в условиях возможного политического кризиса.
Таким образом, все это в совокупности, включая выражение недоверия правительству, роспуск парламента, право вето, составляет важный и необходимый механизм сдержек и противовесов демократического режима против сосредоточения всей полноты власти в одном центре.
Выделяют три главных типа парламентских режимов. Первый может быть оценен как однопартийное большинство в парламенте, когда одна политическая партия постоянно настолько сильна, чтобы образовать однопартийное правительство. Второй тип — парламентская коалиционная система, когда правительство формируется на основе блока различных партий, из которых ни одна не имеет большинства в парламенте.
Обобщая, выделим следующие особенности парламентского режима.
1. Между парламентом и правительством тесная связь, поскольку депутат парламента может быть избран министром. Глава правительства и министры входят в правительство, будучи основными представителями (депутатами) от победившей на выборах политической партии. При этом назначение министров из числа депутатов в орган исполнительной власти (то есть принцип совмещения) полностью соответствует процедурам парламентаризма.
2. Формирование правительства из депутатов парламента накладывает на него определенные обязательства, в том числе в проведении определенного курса, отход от которого чреват для правительства выражением вотума недоверия со стороны парламентариев.
3. Парламент обладает правом контроля деятельности правительства.
4. Парламент может функционировать лишь при наличии организованных политических партий. При парламентском режиме в политической жизни противостоят друг другу не правительство и парламент, а кабинет министров вместе с правительственной фракцией (то есть победившей на выборах партии большинства) и оппозиционные партии (фракции) как контролирующий орган.
5. Для кабинета министров важное значение приобретает не индивидуальная ответственность министра, а большинство в данном органе исполнительной власти (с точки зрения необходимости определенного единства мнений), которое поддерживается парламентским большинством.
6. Важное значение при парламентском режиме имеет пост премьер-министра (главы правительства), который определяет перспективный курс внутренней и внешней политики и которого должны придерживаться все министры. Отставка премьер-министра автоматически ведет к отставке кабинета министров.
7. Парламентаризм признает наличие в законодательном органе политической оппозиции, которая может быть представлена многими партиями. При этом оппозиция имеет право сформировать альтернативное правительство и пользуется этим правом, образуя теневые кабинеты министров.
Как же здесь проявляется разделение властей, каковы его основные функции?
Во-первых, суверенитет парламента как высшего органа политического руководства страной. Он рассматривает и утверждает бюджет страны, принимает решения по вопросам финансовой и налоговой политики, проводит собственную экспертизу представляемых законопроектов, вносит необходимые поправки и принимает окончательное решение.
Во-вторых, ведущая роль кабинета министров и правительства в законотворческом процессе, что проявляется в предварительной подготовке, обработке большинства законопроектов в министерствах с привлечением экспертов и последующим представлением в парламент.
В-третьих, жесткий контроль парламента над исполнительной властью, контроль за исполнением законов и постановлений парламента.
В-четвертых, особая роль государственного аппарата как относительно независимого политического института. Она заключается как к в исполнении директив вышестоящих инстанций, так и в том, что решения и действия государственного аппарата дают импульс политическому процессу.
Остановимся на функциях, которые присущи парламенту. Среди них выделяются несколько типов.
1. Представительная функция, служит политическому выражению дифференциации общества по интересам — этническое представительство интересов, корпоративное, территориальное, партийное и др. Парламент призван вскрывать конфликты интересов и находить возможные компромиссы.
2. Функция власти, то есть парламент орган власти, принимающий решения. Осуществляя выбор альтернатив общественно-экономического и политического развития, парламент определяет направление развития общества в целом и его основных подсистем, их структуру, политическое содержание.
3. Правотворческая, законодательная функция. Конечным результатом работы парламента является создание какой-либо правовой нормы, которая несет функцию регуляции поведения людей и организаций.
4. Функция политического контроля и привлечения к ответственности, то есть парламент наделен исключительными, особыми или специальными полномочиями.
5. Функция обеспечения политической гласности — парламент представляет собой главный форум политической гласности, ее концентрированное проявление.
6. Функция легитимации — парламент осуществляет свою легитимационную деятельность посредством юридически закрепленного и регулируемого функционирования.
И последний подтип демократического режима — президентский режим, возникновение которого связано с США. Создатели нового государства не пошли по пути копирования уже имевшейся политической системы. При разработке конституционных основ новой государственности они исходили из возможности обойтись без политических партий. Они полагали, что появление партий и борьба их между собой могли бы обострить противоречия между различными политическими интересами, привести к фрагментации общества.
Основная цель функционирования такого политического механизма — создать определенные гарантии против узурпации власти со стороны каких-либо политических сил.
Президентский режим, следовательно, — это форма правления, для которой характерно жесткое разделение законодательной, исполнительной и судебной властей, самостоятельных по отношению друг к другу, и соединение полномочий главы государства и главы правительства в руках президента. Сюда можно отнести: США, Бразилию, Аргентину, Мексику, Боливию, Гватемалу, Гондурас, Колумбию, Панаму и другие страны.
Следовательно, законодательная власть принадлежит конгрессу, национальному собранию и т. п. Исполнительно-распорядительная - президенту и назначенному им правительству. Таким образом, здесь имеет место внепарламентский метод формирования правительства, по сравнению с парламентским режимом. Причем характерно отсутствие института парламентской ответственности, то есть, как в США, никакой ответственности перед конгрессом правительство не несет. И, кроме того, президент здесь не имеет права роспуска конгресса (парламента), что лишает правительство возможности шантажировать представительное учреждение (парламент) угрозой досрочных выборов (такой метод широко практикуется в условиях парламентского правления). Поэтому правительство здесь более стабильно, а парламент обладает большими реальными полномочиями.
Следует отметить и такие моменты. Главнокомандующим армией является глава исполнительной власти - президент, однако право на объявление войны принадлежит законодательному органу (конгрессу, как в США). Далее, президент может выступать как источник законодательной инициативы, обладает правом вето на принимаемые парламентом (конгрессом) решения, которое преодолевается при повторном голосовании большинством в две трети голосов. Все отмеченные выше положения дают достаточно четкое представление о той системе сдержек и противовесов, которая складывалась при формировании президентского режима.
Политическая реальность более многообразна, о чем свидетельствует пример Франции — одни относят ее к президентскому, а другие к парламентскому режиму. В новых социально-экономических и культурно-политических условиях дальнейшая эволюция президентской формы правления привела к возникновению во многих странах «ультрапрезидентского» типа политического режима, для которого характерно значительное усиление реальной власти президента с тенденциями к установлению его единоличной диктатуры.
Проявляется это, во-первых, в том, что в системе исполнительной власти президент занимает главенствующее положение, тогда как при парламентском режиме исполнительную власть осуществляют кабинет министров и президент, ответственные перед парламентом. При президентском же режиме парламентская ответственность министров фактически отсутствует, главное - это лояльное отношение к президенту, который одновременно и глава государства, и глава правительства. Хотя надо заметить, что сдерживающим фактором может стать должность председателя Совета Министров (как, например, во Франции), который связан с институтом парламентской ответственности.
Во-вторых, это проявляется также в фактической независимости президента от парламента. Об этом свидетельствует способ избрания главы государства, при котором парламент не может влиять на результат выборов. Кроме того, президент наделяется такими полномочиями, которые дают ему возможность контролировать деятельность парламента (право роспуска, право вето и др.). Далее, он получает исключительное право выступать с законодательной инициативой по важным вопросам и даже в ряде случаев брать на себя функции парламента.
Некоторым противовесом данной тенденции усиления власти президента следует рассматривать право законодательного органа на отстранение его от власти (право импичмента), если президент грубо нарушает конституцию, злоупотребляет вверенной ему властью. Тем не менее в политической жизни многих стран явно прослеживается отмеченная тенденция, которая фактически проявляется в установлении президентских режимов авторитарного типа.