logo search
Лекции Н

2. Философия как мировоззрение

Мировоззрение. Мифология. Религия. Философия.

Мировоззрение– это система взглядов на окружающий мир в целом и себя в этом мире, а также основанную на этих взглядах позицию по отношению к миру.

Мировоззрение – это стройная система взглядов, которая на основе построения картины мира решает вопрос о смысле мира, а отсюда – делает вывод об идеалах, основных жизненных принципах, по определению В. Дильтея (1833 – 1911).

Формы (типы) мировоззрения:

Структура любого мировоззрениявключает в себя картину мира, идеалы и оценку жизни.

Философия является теоретической формой мировоззрения. Философия направлена на поиск всеобщего в системе отношений «человек и мир» и выражает результаты этого поиска в рациональной, понятийной форме.

Дофилософские формы мировоззрения: мифология и религия.

МИФОЛОГИЯ – форма мировоззрения, совмещающая в себе рациональное и фантастическое восприятие мира.

Основные вопросы:

Характерные черты мифа:

Миф – предание, сказание, передающееся из поколения в поколение. Он содержит готовое знание, которое необходимо усвоить и передать следующим поколениям. Язык мифа прост и доступен для запоминания, изложения и передачи.

Функции мифологии:

Мир мифологии- обыденный мир, боги антропоцентричны: похожи на людей, обладают сходными привычками, желаниями, потребностями

РЕЛИГИЯкак форма мировоззрения

Религия – форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий его мир. Это образно-эмоциональная , как и мифология, форма восприятия мира. Она исследует те же вопросы, что и мифология.

Функции религии:

Мировые религии: буддизм, христианство, ислам.

Национальныерелигии (крупнейшие): иудаизм, синтоизм, индуизм.

Различия:

Философия

Религия

При построении картины мира опирается на опыт, научное объяснение; стремится к общезначимости, подвергает сомнению даже бесспорное утверждение здравого смысла.

При построении картины мира опирается на традиции, внутренний опыт верующих, а главное, на авторитет священных книг.

Познавательная функцияявляется главной

В иерархии ценностей самое высокое место занимает ценность свободного познания.

Главная функция – нормативная (задать образцы отношения к миру, Богу, человеку).

Акт познания происходит в рамках определённых нравственно-этических нормативов. Понимающий разум играет подчинённую роль. Выше разума – любовь и вера (христианство), страх и вера (иудаизме), догматизированное знание и ритуал (конфуцианство).

Начало философии – удивление, сомнение. Философское познание – это движение от вопроса к вопросу, ответ на эти вопросы не только не задан, а зачастую не постижим.

Движение верующего происходит от ответа к ответу, сопровождаемое запретом на критику и сомнение. В основе ответа – авторитет сверхъестественного, надчеловеческого. Главные признаки религии – эмоциональная вера в сверъестественное и общение с ним, культ (ритуалы, обряды), система догм (абсолютных истин)

Философия – как абсолютно свободное дело отдельной личности подвергать критическому исследованию разумом «последние вопросы бытия», не имеет социальной защищённости.

Религия – это определённый социальный институт, регулирующий отношения между людьми и постоянно воспроизводящийся в культуре.