Подробнее: Диалектика и метафизика как методы познания
Диалектика– теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Главная проблема диалектики – что такое развитие?Развитие– это общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причём не простое (механическое) изменение, а изменение каксаморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.Развитие – высшая форма движения.
Законы диалектикиохватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Всеобщая связь– целостность окружающего мира, его внутреннее единство; взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.
Виды связей: внешние и внутренние; непосредственные и опосредованные; генетические и функциональные; пространственные и временные; случайные и закономерные.
Основные принципы диалектики: системность, причинность, историзм.Системностьобозначает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно.Причинность – признаёт наличие таких связей, где одна порождает другую.Историзм– подразумевает два аспекта окружающего мира: 1) вечность, неуничтожимость истории, мира и 2) его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
Категории диалектики – наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем –сущность и явление; форма и содержание; причина и следствие; единичное, особенное, всеобщее; возможность и действительность; необходимость и случайность.
Метафизика – противоположная диалектике теоретическая система осмысления действительности, развития. Основные расхождения М. и Д. связаны с пониманием вопросов причины движения; связей старого и нового; количества и качества; направленности развития, мышления, познания; целостности окружающего мира; отношения к окружающему миру.
Отличия метафизики от диалектики
*по вопросу связей старого и нового: Д. признаёт наличие связей старого и нового; М. полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
*по вопросу о причине движения: согласно М. движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний толчок;
*по вопросу взаимосвязи качества и количества: сторонники М. не видят взаимосвязи между количеством и качеством. По их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение), а качество изменяется благодаря качеству (т. е. само по себе улучшается).
*по вопросу направленности движения, развития:Д. считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали. М. признаёт развитие а) либо по прямой, б) либо по кругу, в) либо вообще отрицает направленность развития;
*в системе мышления: Д. сводит мышление к шагам «тезис – антитезис – синтез». М. опирается на формулы «или – или», «если не то, значит – это». Т. о. метафизическое мышление негибкое, одностороннее;
*в отношении окружающей действительности: Д. видит мир во всём его многообразии («цветным»), а М. – однообразным («чёрно-белым»);
*в отношении познания: согласно Д. познание есть постепенный и целенаправленный процесс движения к абсолютной истине через последовательное постижение истин относительных. Согласно М. абсолютную истину можно познать сразу с помощью надчувственных и сверхчувственных приёмов, носящих «умозрительный» характер;
*в отношении к окружающему миру: Д. видит мир целостным и взаимосвязанным, а М. – состоящим из отдельных вещей и явлений.
- Философия и её предмет
- 1. Философия как любовь к мудрости
- 2. Философия как мировоззрение
- 3. Философия как наука: является ли философия наукой?
- Различия
- 4. Предмет философии. Специфика философских проблем
- 4. Специфика и структура философского знания
- Методы получения философского знания:
- Подробнее: Диалектика и метафизика как методы познания
- Структура философского знания
- 6. Основные функции философии
- 7. Основные этапы (типы) развития философии