logo
Лекции Н

4. Предмет философии. Специфика философских проблем

Вопрос об определении философии является одним из самых сложных в самой философской теории. Существуют метафорические, частные и общие определения философии.

Пример метафорических определений: «философия – царица наук», «философия – служанка богословия».

Едва ли не каждый крупный мыслитель среди своих сочинений имеет работу, посвящённую тому, как он понимает философию. Следующие определения – частные, они принадлежат конкретным мыслителям:

Платон: наука, направленная на познание вечного, непреходящего, истинного бытия.

Сократ: средство познания Добра и Зла.

Эпикур: путь достижения счастья посредством разума.

Средневековыехристианские мыслители: средство рационального познания и доказательства Бога, рациональное средство разъяснения истин священного писания.

Т. Гоббс: наука о причинах.

Фр. Бэкон, Р. Декарт: единая целостная наука, облачённая в понятийную форму.

Г. Гегель: наука об Абсолютном Разуме, постигающем самого себя.

И. Кант: способ познания мира через абстрактные понятия.

М. Мамардашвили: и темперамент, и способ жизни, и состояние мысли.

Следующие определения – общие:

философия – наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи;

философия – это особый научно-теоретический тип мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью;

философия – это специфическая, глубоко личностная и уникальная форма постижения мира, попытка ответить на коренные вопросы человеческого существования, раскрыть общие принципы жизни Универсума. Универсум – мир как целое.

Философская проблемазнание о незнании и некоторое предположение о неизвестном, подлежащем раскрытию. Совокупность философских проблем, формирующихся на основе обыденного и исторического, индивидуального и общечеловеческого опыта, знания и практики, – это содержание философии.

Определяющие черты проблем философии:

Стандартное и устоявшееся определение предмета философии гласит: «Философия изучает всеобщие законы природы, общества и мышления». Иными словами, философия стремится осознать некую основу всех сфер реальности, порождающую всё многообразие мира, однако сохраняющую устойчивость во всех отношениях.

Философия постоянно касается таких вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово. Человеческая мысль постоянно переосмысливает их в свете нового опыта, новых знаний, применительно к уникальности конкретной ситуации. Философские проблемы сохраняют своё значение в каждую эпоху; их обсуждение философами другого времени – не простая дань традиции, но выявление новых перспектив.

Вечность философских проблем вовсе не означает, что в их осмыслении нет никакого прогресса, что они принципиально не решаемы. Однако прогресс в философии не тождественен прогрессу в научном познании.

В науке каждая последующая теория даёт более полное и глубокое отображение реальности, включая в себя элементы истины предшествующих теорий.

Прогресс в философии происходит не в смысле углубления знаний, а в кумулятивном (накопительном, собирательном) смысле: новое философское знание не отвергает, не игнорирует сложившиеся представления, но прибавляется к уже имеющейся сумме знаний, и, таким образом, общая сумма точек зрения на ту или иную философскую проблему постоянно возрастает.

Философские проблемы решаемы, но это решение обусловлено:

Философский результат решения проблемы– это, прежде всего:

Ценность философского результата состоит в потенциальной способности придавать новые смыслы понятиям, вещам, явлениям и показывать их в новом, необычном свете. «Хороший результат в идеале должен приводить к переинтерпретации всех философских понятий и к созданию нового взгляда на мир. Так возникают великие философские системы – Декарта, Спинозы, Канта, Гегеля, Шопенгауэра…»1.

Ни одна философская система не охватывает всех проблем: даже те из них, которые имеют энциклопедический характер, ограничивают себя определённым кругом вопросов. Чаще всего в основе философского учения лежит одна из философских проблем, которая подчиняет (или отвергает) остальные. Отбор проблем философом характеризует направленность создаваемого им учения.

Общностью проблем, решаемых различными философскими системами, обеспечивает целостность философии, её единство.

Человек– исходный пункт и конечная цель философствования, какой бы материал не анализировался, какую бы форму не приобретала философия. Это направление философии проявляется на протяжении всей ее истории, имеет тенденцию к расширению и углублению антропологической проблематики. Предметное поле философии очертили знаменитые вопросы, которые сформулировал И. Кант в XVIII в.: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?

ОСНОВНОЙ ВОПРОС ФИЛОСОФИИ:

Неортодоксальная индийская Ф. Буддизм – Как избавиться от страданий, присущих земному существованию?

Ортодоксальнаяинд Ф. – Как избавиться от сансары, кармы, достичь мокши?

Даосизм– Как познать Дао и достичь бессмертия?

АнтичнаяФ. – Что лежит в основе всего сущего?

ХристианскаяФ. – Что есть Бог? Как спасти душу?

Ф. Нового времени – Каков истинный метод познания?

Марксизм - Основной вопрос философии, по Энгельсу, состоит в том, что первично: материя или сознание? Иначе говоря, о соотношении материального и идеального?

Традиционно в Ф. считается основным вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия – к мышлению. В чём важность этого вопроса? – Чтобы понять это, нужно уяснить, что этот вопрос имеет 2 стороны:

онтологическую – Что первично: материя или сознание?

гносеологическую – Познаваем ли мир? От ответа на 1-ый вопрос зависит ответ на 2-ой вопрос.

Материализм и идеализм - противоположные направления в Ф. В основе расхождений – позиции по 1 –му «основному «вопросу.

Рационализм и эмпиризм; гностицизм и агностицизм – основные направления в Ф., в основе различий – разница в ответах на 2-ой вопрос.

Ф. Новейшего вр. – Неопозитивизм – что есть истинное научное познание?

- Экзистенциализм – Проблема человеческого бытия.

- и т.д.