1.4. Требования к усвоению основного содержания курса
Занятия проводятся в течение осеннего и весеннего семестров III курса по 2 часа в неделю. Лекции чередуются с семинаром. На семинаре лекционный материал не повторяется вторично для закрепления, т.е. работа студента на лекциях и семинаре имеет существенно разные ориентиры.
Лекционный курс способствует пониманию основных философских проблем и ориентирует в разнообразии подходов к их решению (разъясняются базовые философские понятия, дается общая характеристика направлений, «школ» в философии). Лекции читаются в так называемом «проблемном» стиле, но, тем не менее, здесь доминирует момент обучения. Активность студента носит скрытый характер, поэтому для него важно сознательно придерживаться установки на адекватное понимание излагаемой проблематики.
Семинар предполагает самостоятельную работу студента с учебной литературой и фрагментами рекомендованных философских текстов, что требует установки на активное самообучение. Вопросы, вынесенные на семинарские занятия, обсуждаются с целью их углубленного понимания и интерпретации. Для успешной работы на семинаре настоятельно рекомендуется готовить письменный конспект заданных по теме текстов (отметим, что такие конспекты преподавателем специально не проверяются и самостоятельно не оцениваются; оценивается участие студента в дискуссии, устные выступления, оригинально поставленные вопросы и т.п.).
Учебная работа студента в семестре. Работа студента на лекциях и семинаре является обязательной. Сдача экзамена (зачета) экстерном для студента дневной формы обучения не предусмотрена. В ходе занятий студент должен решить для себя следующие задачи, что является условием сдачи курсового экзамена:
научиться формулировать исходные философские принципы, категории, термины и уметь оперировать ими (овладение языком философии);
овладеть техникой постановки проблем (формирование навыков проблемного мышления);
осознать конструктивный (композиционный) аспект теоретического знания (формирование навыков конструктивно-логического мышления);
познакомиться с фрагментами классических философских текстов;
познакомиться с основными идеями западноевропейской философии.
На лекции или во время семинара может быть предложена письменная работа, выполнение которой является обязательным.
Итоговые формы контроля – недифференцированный зачет (осенний семестр), экзамен (весенний семестр).
- Новосибирск 2012
- 1.1. Философия (гсэ.Ф.10) – Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральная компонента.
- 1.4. Требования к усвоению основного содержания курса
- II. Содержание курса
- 2.1. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания по курсу «Философия»
- Раздел 1. Западноевропейская философская традиция: онтология и гносеология
- Тема 1. Предмет философии
- Тема 2. Основные характеристики философского знания
- Тема 7. Познание как деятельность (гносеология)
- Тема 8. Итоговая конференция
- Раздел 2. Научное познание, общество и человек: философские проблемы
- Тема 9. Философия науки: структура научного познания -4
- Тема 10. Общество (социальная философия)
- Тема 11. Человек (философская антропология) - 4
- Тема 12. Культура (философия культуры)
- Тема 13. Общество как саморазвивающаяся система (философия истории) - 4
- Западноевропейская философская традиция: от древнегреческой до немецкой классической философии
- Тема 1. Мировоззрение и его типы (работа со словарем, выступления, письменный конспект к вопросу № 3)
- Тема 2. Язык философии (тексты, выступления, письменный конспект статей м.А. Антоновича и г.В.Ф. Гегеля)
- Тема 3. Древнегреческая философия: от мифа к философии (тексты, выступления, контрольное задание по программе 1-6 недели обучения)
- Тема 4. Древнегреческая философия: принципы онтологии и гносеологии (тексты, выступления)
- Тема 5. Западноевропейская средневековая философия (семинар-конференция)
- Тема 6. Западноевропейская философия Нового времени (тексты)
- Тема 7. Немецкая классическая философия: и.Кант (тексты)
- Тема 8. Немецкая классическая философия: г.В.Ф.Гегель (тексты)
- Западноевропейская философская традиция: актуальные проблемы современной философии
- Тема 8. Проблема истины: различие между фактами и нормами (тексты)
- Тема 9 Проблема истины: диалектика абсолютной и относительной истины (семинар-конференция)
- Тема 10 Проблема конструирования знания: принцип системности (тексты)
- Тема 11. Проблема смысла жизни (семинар-конференция)
- Тема 12. Проблема свободы (тексты)
- Тема 13. Философские проблемы в области профессиональной деятельности (обсуждение эссе, тест или контрольное задание «Философия общества и философия культуры»)
- Тема 14. Философские проблемы в области профессиональной деятельности (обсуждение эссе)
- III. Учебно-методическое обеспечение курса
- 3.1. Тематический план (распределение часов по темам и видам
- 3.2. Учебная литература (основная)
- 3.3. Учебная литература (дополнительная)
- 3.4. Методические материалы
- Абстракция
- Абстракция
- Эмпирическое и теоретическое
- Горизонт сознания
- 3.5. Тестовые вопросы и индивидуальные практические задания
- Задание 1.
- 1) Что значит, по Гегелю, мыслить абстрактно?
- Задание 2.
- Задание 3.
- Задание 4.
- 3.6.. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.
- 3.7. Примерные вопросы к экзамену
- 1. Философское знание
- 2. История западноевропейской философии и основные философские идеи
- 3. Основные философские проблемы и принципы