Задание 2.
1. Какое определение понятия «Бытие» Вы считаете наиболее правильным? Бытие – это...
вселенная;
материя;
природа;
вся совокупность объективной и субъективной реальности;
то, что есть, в отличие от того, чего нет.
то, что существует реально;
окружающая нас действительность.
2. Укажите, какое из данных определений соответствует материализму?
Материя – это все то, что не является сознанием.
Материя – это абстрактное понятие.
Материя – это постоянная возможность ощущений.
Материя – это объективная реальность.
Материя – это объективная реальность, существующая вне и независимо от сознания и отображаемая им.
Материя – это первооснова, соединение которой с формой порождает «мир вещей».
Материя – это протяженная субстанция.
3. Какое определение понятия «движение» Вы считаете наиболее правильным?
Движение – это всякое перемещение вообще.
Движение – это отсутствие покоя.
Движение – это атрибут материи.
Движение – это способ существования материи.
Движение – это всякое изменение вообще.
4. Сравните два следующих определения «пространство»:
а) пространство есть бытие первично-протяженное, или математическое тело, т.е. такое, которое не содержит в себе ничего, кроме трех измерений, и есть всеобщее место всех вещей (Г.Лейбниц);
б) пространство – это всеобщая, объективная форма существования материи, которая выражает порядок расположения одновременно существующих объектов.
Дайте ответы на следующие вопросы:
1) Укажите, в чем принципиальное различие подходов к пониманию пространства, заложенных в данные определения?
2) Что такое, с Вашей точки зрения, «архитектурное пространство»?
5. В какой древнегреческой философской школе была сформулирована дихотомия знания и мнения?
Дайте ответы на следующие вопросы:
1) Чем, согласно Пармениду, отличается «путь мнения» и «путь знания»?
2) Какое отношение к рационализму имеет дихотомия знания и мнения?
3) Что такое «знание» согласно Платону?
4) Исходит ли Сократ из дихотомии знания и мнения, используя метод диалога для достижения истинного знания?
6. В древнегреческой философии было сделано утверждение, что «о каждой вещи могут быть высказаны два прямо противоположных мнения». Это, вообще говоря, правильное утверждение, поставило под сомнение возможность существования истины и познания истины человеком.
Сформулируйте три гносеологических постулата Горгия.
Дайте ответы на следующие вопросы:
1) В чем состоит различие позиций Протагора и Горгия по поводу существования истины?
2) Сформулируйте принцип релятивизма истины.
3) Сформулируйте принцип агностицизма.
4) Как Вы считаете, может ли сообщество людей существовать на вышеуказанных принципах?
7. Какие из перечисленных принципов характеризуют философию Платона?
Агностицизм.
Монизм.
Дуализм.
Материализм.
Идеализм.
Сенсуализм.
Рационализм.
Субъективизм.
Тождество бытия и мышления.
Активность субъекта в познании.
8. Укажите существенные характеристики метода Сократа.
Диалог как обсуждение вопроса по крайней мере двумя людьми.
Диалог как метод построения общего понятия.
Противопоставление в ходе диалога истинного знания ложному мнению собеседника.
Противопоставление в ходе диалога несовместимых представлений о предмете.
Собеседнику задаются вопросы с целью опровергнуть его ошибочное мнение.
Собеседнику задаются вопросы с целью выяснения истины об обсуждаемом предмете.
Диалог ведется с целью дать собеседнику истинное знание об обсуждаемом предмете.
Диалог ведется с целью обнаружить истинное знание о предмете, которое неизвестно субъекту познания до начала диалога.
9. Дайте определение понятия «Диалектика».
Дайте ответы на следующие вопросы:
1) Что такое «объективная диалектика»?
2) Почему принято считать, что предпосылки объективной диалектики сформулировал Гераклит?
3) Что такое «субъективная диалектика»?
4) Почему принято считать, что предпосылки субъективной диалектики сформулировал Сократ?
10. Кратко изложите учение Платона об эйдосах.
Дайте ответы на следующие вопросы:
1) Что такое «эйдос» по Платону?
2) Соответствует ли платоновский «мир идей» логическим признакам Бытия, сформулированным Парменидом?
3) Как Платон объясняет существование «мира вещей»?
4) Почему онтологию Платона называют «объективным идеализмом»?
- Новосибирск 2012
- 1.1. Философия (гсэ.Ф.10) – Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральная компонента.
- 1.4. Требования к усвоению основного содержания курса
- II. Содержание курса
- 2.1. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания по курсу «Философия»
- Раздел 1. Западноевропейская философская традиция: онтология и гносеология
- Тема 1. Предмет философии
- Тема 2. Основные характеристики философского знания
- Тема 7. Познание как деятельность (гносеология)
- Тема 8. Итоговая конференция
- Раздел 2. Научное познание, общество и человек: философские проблемы
- Тема 9. Философия науки: структура научного познания -4
- Тема 10. Общество (социальная философия)
- Тема 11. Человек (философская антропология) - 4
- Тема 12. Культура (философия культуры)
- Тема 13. Общество как саморазвивающаяся система (философия истории) - 4
- Западноевропейская философская традиция: от древнегреческой до немецкой классической философии
- Тема 1. Мировоззрение и его типы (работа со словарем, выступления, письменный конспект к вопросу № 3)
- Тема 2. Язык философии (тексты, выступления, письменный конспект статей м.А. Антоновича и г.В.Ф. Гегеля)
- Тема 3. Древнегреческая философия: от мифа к философии (тексты, выступления, контрольное задание по программе 1-6 недели обучения)
- Тема 4. Древнегреческая философия: принципы онтологии и гносеологии (тексты, выступления)
- Тема 5. Западноевропейская средневековая философия (семинар-конференция)
- Тема 6. Западноевропейская философия Нового времени (тексты)
- Тема 7. Немецкая классическая философия: и.Кант (тексты)
- Тема 8. Немецкая классическая философия: г.В.Ф.Гегель (тексты)
- Западноевропейская философская традиция: актуальные проблемы современной философии
- Тема 8. Проблема истины: различие между фактами и нормами (тексты)
- Тема 9 Проблема истины: диалектика абсолютной и относительной истины (семинар-конференция)
- Тема 10 Проблема конструирования знания: принцип системности (тексты)
- Тема 11. Проблема смысла жизни (семинар-конференция)
- Тема 12. Проблема свободы (тексты)
- Тема 13. Философские проблемы в области профессиональной деятельности (обсуждение эссе, тест или контрольное задание «Философия общества и философия культуры»)
- Тема 14. Философские проблемы в области профессиональной деятельности (обсуждение эссе)
- III. Учебно-методическое обеспечение курса
- 3.1. Тематический план (распределение часов по темам и видам
- 3.2. Учебная литература (основная)
- 3.3. Учебная литература (дополнительная)
- 3.4. Методические материалы
- Абстракция
- Абстракция
- Эмпирическое и теоретическое
- Горизонт сознания
- 3.5. Тестовые вопросы и индивидуальные практические задания
- Задание 1.
- 1) Что значит, по Гегелю, мыслить абстрактно?
- Задание 2.
- Задание 3.
- Задание 4.
- 3.6.. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.
- 3.7. Примерные вопросы к экзамену
- 1. Философское знание
- 2. История западноевропейской философии и основные философские идеи
- 3. Основные философские проблемы и принципы