18. Теория познания и трансцендентальная диалектика Канта
Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аф¬фицирование") на органы чувств человека;
• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;
• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате че¬го в человеческом разуме возникает целостная картина ок¬ружающего мира;
• целостная картина окружающего мира, возникающая в разу¬ме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разу¬мом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;
• реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
• человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "ве¬щей в себе", но не их внутреннюю сущность.
Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:
• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
• внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНАЯ ДИАЛЕКТИКА (логика иллюзии) — второй отдел трансцендентальной логики Канта, представляющий собой (в отличии от трансцендентальной эстетики и трансцендентальной аналитики, исследовавших чувственность и рассудок) собственно критику чистого разума, как третьей, высшей познавательной инстанции. Именно здесь Кант попытался ответить на главный по сути вопрос всей своей работы — ‘Как возможна метафизика, как наука?’ Т.Д., по Канту, призвана вскрыть видимость трансцендентных суждений разума (т.е. тех, которые выходят за пределы эмпирического применения категорий). Кант выделяет трансцендентальные и логические иллюзии, из которых только вторые, по его мнению, исчезают достаточно быстро, стоит нам лишь проявить побольше внимания к логическим правилам. Трансцендентальная иллюзия, по мысли Канта, куда жизнеспособнее: она не прекращается даже в случае усмотрения ее с помощью трансцендентальной критики. Несмотря на все предостережения последней, диалектика увлекает нас за пределы эмпирического применения категорий, влияя на основоположения, отнюдь не рассчитанные на сферу опыта, в принципе не дающего нам критерия их правильности. Причины трансцендентальной иллюзии Кант усматривает исключительно в самом разуме, который содержит в себе основные правила и принципы своего применения, которые, в свою очередь, по их внешнему виду имеют характер объективных основоположений. На самом же деле здесь имеет место отождествление субъективной необходимости соединения понятий с объективной необходимостью определения вещей в себе. Будучи логикой иллюзии, Т.Д. довольствуется только обнаружением этих обманов, ибо окончательное их устранение оказывается в принципе невозможно в силу их естественного и неизбежного характера. Кант поэтому называет Т.Д. еще ‘естественной’, т.е. неотъемлемо присущей разуму диалектикой. ‘Существует естественная и неизбежная диалектика чистого разума, не такая, в которой какой-нибудь простак запутывается сам по недостатку знаний, или которую искусственно создает какой-нибудь софист, чтобы сбить с толку разум людей, а такая, которая неотъемлемо присуща человеческому разуму и не перестает его обольщать даже после того, как мы раскрыли его ложный блеск, и постоянно вводит его в минутные заблуждения, которые необходимо все вновь и вновь устранять’. Ярчайшим проявлением трансцендентальных иллюзий являются, по Канту, антиномии чистого разума, имеющие исключительно диалектический характер, т.е. представляющие собой заблуждения разума, в которые он впадает при отсутствии предписываемой критикой дисциплины. С одной стороны, разум непреодолимо стремится восходить к абcолютно-безусловному (умопостигаемому), а с другой — ‘опрокидывает’ или налагает это умопостигаемое на мир явлений. Сам термин ‘диалектика’ употребляется Кантом исключительно в отрицательном смысле (диалектика=логика видимости=логика иллюзии=заблуждения разума и т.п.). Критика чистого разума и должна устранить эту ‘диалектику’ из метафизики. Сам же вопрос о возможности метафизики как науки получает у Канта неоднозначное решение. С одной стороны, он отвечает на него резко отрицательно, считая, что метафизика как наука невозможна и не являлась ею до сих пор, т.к. невозможно конститутивное применение трансцендентальных идей (см. ИДЕИ РАЗУМА). Однако, отвергнув ее в виде суммы трех устаревших ее составляющих, — рациональной психологии, рациональной космологии и рациональной теологии, Кант, с другой стороны, все же сохраняет ее в качестве будущей или конечной цели всей философии, к построению которой критика чистого разума должны была стать только архитектонической подготовкой (хотя здесь же, во Введении к ‘Критике чистого разума’ Кант отметит, что в критику ‘входит все, что составляет содержание трансцендентальной философии’, ибо она есть ее полная идея, хотя еще и не сама эта наука). (см. также АНТИНОМИИ ЧИСТОГО РАЗУМА.)
19- Философская ситема и диалектика Гегеля
Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явлений и процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развития. Первоначально термин «диалектика» означал искусство ведения спора и разрабатывался, по преимуществу, в целях совершенствования ораторского искусства. Родоначальниками диалектики можно считать Сократа и софистов. Вместе с тем, диалектика разрабатывалась в философии как метод анализа действительности. Вспомним учение о развитии Гераклита, а позже Зенона, Канта и др. Однако только Гегель придал диалектике наиболее развитую и совершенную форму.
Гегель Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831) – немецкий философ, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. В ранние годы Гегель разделял кантовскую антропологическую теорию. Стремился к познанию. Целостного человека, разрабатывал своеобразную антропологическую метафизику, направленную на постижение конкретного человека. Поздний Гегель растворяет антропологическую тематику в общих рассуждениях о сущности и значении духа.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития. Значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее общие закономерности развития объективной действительности. В особенности же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике. Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона диалектики (суть истории развития).
- 01 Смысл и назнач философии
- 11. Особености среденевековой философии. Патристика. Учение Августина
- 18. Теория познания и трансцендентальная диалектика Канта
- § 1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- §2 Закон отрицания отрицания.
- §3 Закон единства и борьбы противоположностей
- 20 Антропологический материализм Фейербаха
- 21 Философия марксизма
- 29 Движение как способ существования материи
- 31.Материя как философская категория. Философское понятие субстанции
- 32 Диалектика – учение о всеобщей связи. Объективная и субъективная диалектика
- 33.Категории материалистической диалектики: единичное и общее, явление и сущность,форма и существование, часть и целое, причина и следствие
- 34 Оснвные законы диалектики
- 35. Система. Системный подход
- 36 Гносеология – наука о познании
- 37 Специфика научного познания
- 38 Социально- историческая форма познания. Диалектика субъекта и объекта познания
- 40 Чувственное и рациональное познание
- 41 Общество как объект философского изучения
- 42 Структура общественного сознания
- 43 Человек как предмет философского изучения