Аверроэс
Аверроэс (Ибн Рушд) (1126-1198) - арабский философ, завершающий развитие арабоязычного аристотелизма. Он представляет философию, которая получила развитие на крайнем Западе арабского государства - на территории современной Испании и Северной Африки.
Аверроэс родился в Кордове и оставил после себя большое литературное наследство, прежде всего философское. Это был энциклопедически образованный человек. Прославился в основном комментариями к сочинениям Аристотеля, которого превозносил очень высоко. За это получил прозвище "комментатор". О нем говорили: "Аристотель объяснил природу, а Аверроэс - Аристотеля". Наряду с комментированием Аверроэс дал и свое толкование рассматриваемых вопросов.
Аверроэс написал много произведений, из которых наиболее известное - "Опровержение опровержения". Этот труд - ответ на "Опровержение философов" аль-Газали. В нем Аверроэс рассматривает вопрос о соотношении философии и религии. Он показывает, что философия и религия очень сходны в направленности своих обсуждений. "Философия - это спутница и молочная сестра религии... Они спутники по природе, друзья по сущности и врожденному предрасположению" Цит. по: Сагадеев А.В. Ибн Рушд. М., 1973. С. 198]. И философия, и религия имеют предметом своих изысканий Бога, но рассуждают о нем совершенно различными методами. Если религия рассуждает о Боге риторически, используя образность, которая проявляется в Коране, то философия пользуется доказательным способом, т.е. наиболее адекватным.
Однако это не означает, что между религией и философией существуют противоречия. Просто религия познает буквальный смысл, зафиксированный в Коране, а философия - внутренний, содержащийся в Коране. Философия постигает истину путем аллегорического толкования священных текстов. Хотя для Аверроэса характерен рационализм, он стремился к философскому обоснованию не всех религиозных догматов, как это свойственно Абеляру, а только общих положений, имеющих дело с отношением мира и человека.
Аверроэс также рассматривал центральный для всего средневекового периода вопрос об истолковании бытия: существует ли мир вечно, или он сотворен Богом. Согласно Аверроэсу, материальный мир вечен, как и Бог, который и сотворил мир. Отвергая креационистскую концепцию возникновения мира, Аверроэс не отказывается от аристотелевского понятия Бога как перводвигателя. Он также признает платоновскую эманацию, которая объясняет возникновение низших по отношению к Богу сущностей, двигающих небесные сферы. Конечная причина бытия - Бог, находящийся на вершине иерархии и представляющий собой мыслящее само по себе мышление. Материя существует как постоянная возможность форм, которые возникают из материи; материя и форма, для Аверроэса, нераздельны и образуют единство.
Индивидуальные души не являются бессмертными, так как умирают вместе с телом. Этика Аверроэса заключается в учении, что человек сам создает добро в соответствии со своими установками, а не в зависимости от того, что его ожидает на том свете - Ад или Рай.
- Августин
- Авенариус
- Аверроэс
- Авиценна
- Аль-Кинди
- Аль-Фараби
- Анаксагор
- Анаксимандр
- Анаксимен
- Ансельм Кентерберийский
- Аристотель
- Бергсон
- Бердяев
- Булгаков
- Виндельбанд
- Витгенштейн
- Вольтер
- Гадамер
- Гассенди
- Гельвеций
- Гераклит
- Гольбах
- Гуссерль
- Демокрит
- Дунс Скот
- Зенон из Китиона
- Зенон из Элеи
- Иоанн Скот Эриугена
- Карсавин
- Киреевский
- Кондильяк
- Конфуций
- Ксенофан
- Кьеркегор
- Ламетри
- Лао-цзы
- Левкипп
- Лейбниц
- Лосский
- Лукреций
- Маймонид
- Макиавелли
- Мальбранш
- Мандевиль
- Марк Аврелий
- Монтескье
- Николай Кузанский
- Панеций
- Парменид
- Пико делла Мирандола
- Пиррон из Элиды
- Пифагор
- Плеснер
- Порфирий
- Посидоний
- Протагор
- Риккерт
- Росцелин
- Ротхакер
- Соловьев
- Спиноза
- Фейербах
- Филон Александрийский
- Флоренский
- Фома Аквинский
- Хайдеггер
- Хомяков
- Цицерон
- Чаадаев
- Чернышевский
- Шеллинг
- Шефтсбери
- Шопенгауэр
- Эмпедокл
- Эпиктет