Основные темы философии Платона:
Учение об идеях;
Учение об Эросе (рассматривает только Кн. С.Н. Трубецкой, а подробно – А.Ф. Лосев);
Учение о душе;
Учение о добродетели;
Концепция идеального государства;
Космология.
* Можно иначе: первый период творчества Платона – отрешенный идеализм с жестким противопоставлением идеала и дурной, призрачной действительности. Второй период – “эротическая эпоха” (кн. Сергей Николаевич Трубецкой). Третий период – практический идеализм (интерес к построению социальных моделей, космология и пр.)
* Основной мотив создания учения об идеях – познание действительной сущности вещей. Почему вещи часто представляются не такими, какими они даны в чувственном созерцании? Почему нам недостаточно просто воспринимать вещь? Почему мы подозреваем, что в вещах есть еще нечто, помимо их видимой природы? Пример – человек. Не таковы ли и все прочие вещи?
* Деление мира на мир идей (подлинный) и мир физический (производное, неподлинное, но также и самое совершенное произведение искусства). Соответственно, две сущности: умопостигаемая (Бог, ум, формы ыещей, душа); чувственно постигаемая (копии, калька идей)
Идеи Платона, что это такое?
Идеи – суть гипостазированные понятия (Целлер).
Идеи – логические методы, смысловые условия возможности познания (неокантианцы).
Идеи – смысловые фигуры, насыщенные магическими энергиями, некие боги (символисты, ранний Лосев).
Идеи – наглядно данные художественные объекты (феноменологи).
Идеи – порождающие модели Космоса (поздний Лосев).
* Все эти точки зрения условно могут быть приняты. Идеи – образцы, парадигмы сущего.
* Виндельбанд: “Платон сначала построил свой мир идей, исходя из логико-гносеологической точки зрения на родовые понятия, но со временем все более и более приходил к мысли искать в этом сверхчувственном мире высшие ценности и онтологические основные формы, по образцу которого создан чувственный мир преходящего. Таким образом, из мира идей развился мир идеальный.” (стр. 169).
Этимология термина “Идея”:
Εἶδος – (1) вид, внешность, образ, облик; (2) Красивая наружность, красота; (3) Вид, характер, род; (4) Образ, способ; (5) Форма правления, государственный строй; (6) лог. Вид; (7) филос. у Платона – эйдос, идея; Отметим, у Платона: το επ’ είδει καλόν - эйдетическая (идеальная, абсолютная) красота; (8) филос. форма.
Ἰδέα – (1) внешний вид, внешность, наружность; (2) видимость. (3) вид, род, тип, качество, сорт; (4) лог. род, класс, категория или вид; (5) способ, образ, форма; (6) филос. идея, общее свойство, начало, основание, принцип; (7) идея, первообраз, идеальное начало (общий умопостигаемый образ сущего).
Μορφή – (1) вид, образ, форма, очертания; (2) внешность, видимость; (3) красивая внешность, красота; (4) филос. форма.
Σχῆμα – (1) вид, внешность, фигура, наружность; (2) осанка, статность; (3) воен. построение, строй; (4) форма; (5) лог. фигура силлогизма; (6) мат. фигура; (7) грамматическая форма; (8) в пляске фигура, поза, позиция или жест; (9) схема, набросок, очерк, эскиз, план; (10) внешний вид, видимость; (11) образ действий, поведение; (12) великолепие, пышность; (13) наряд, одежда; (14) достоинство; (15) положение, роль; (16) поэт. (описательно и плеонастически, без перевода): Σχῆμα πέτρας – скала (Софокл); Μορφῆς σχῆμα – странное явление, диковина (Еврипид); Σχῆμα δόμων – дом, жилище (Еврипид).
Иерархия идей:
- мир идей самих по себе;
- идеи в уме;
- идеи в предметах. Идеальный предмет.
Три начала: Бог (Θεός)– Идеи (Εἶδος)– Материя (ὕλη – лес; кустарник; сырой материал; филос. вещество, материя; тема, предмет; осадок, гуща, муть).
* Бог – креатор всего, един, блажен, неименуем, невыразим.
* Идеи – образы вещей, просты, вечны. Мы не производим идей, они – первоначальная принадлежность души, которая припоминает идеи при виде их копий в чувственном мире. Теория Анамнезиса (ἀνάμνησις) – припоминание, воспоминание. Идеи не содержатся в вещах, они пребывают в своем собственном мире. Вопрос: как именно идеи воплощаются в вещах? Критика Аристотеля.
* Материя – нерождена, неуничтожима, Бог дал ей недифференцированную форму. Существует чистое пространство, бесформенное, безвидное, пустое (μη ὄν) – чистое отрицание, стерильность (στέρεσις) бытия.
Теория мимесиса – подражания. Широкий термин. Искусство и повседневная жизнь полны подражаний. Неподлинность. Иерархия подлинностей, доступных человеку:
Мера.
То, что измерено (математика, объекты математики).
Ум и рассудительность.
Знания, искусства, правильные мнения.
Чистое наслаждение правильными формами (внешними по преимуществу; созерцание без утилитарности и вожделения).