logo search
57

Религия и религиозные конфессии, их взаимоотношения

Понятие "религия" - это, в общем, абстракция. Существует не религия как таковая, а множество различных религий, которые если не полностью, то во многом отрицают друг друга (часто в большей степени, чем каждая из них отрицает науку). Поэтому когда говорят о религии, то имеют в виду какое-то одно из религиозных учений (конфессий) - православие, католицизм, лютеранство, старообрядчество и т.д. Этим религия как одна из форм общественного сознания отличается от науки, которая стремится к выработке единых для всех народов, групп людей систем взглядов и представлений. Религий много, наука одна.

Современную общечеловеческую ценность и положительное функциональное назначение религии и религиозных учений (теологий) во многих случаях видят в положительной нравственной, общественно-воспитательной роли в обществе, в развитии искусства, в политической и правовой деятельности. Здесь, несомненно, есть заслуга многих современных религий (не всех). Однако, религиозная мораль, религиозное искусство, религиозная политика как общечеловеческие ценности приобретают свое незаменимое значение в основном среди верующих в данную религию, в данную конфессию или хотя бы сочувствующих ей. Каждая религия дает моральным нормам во многом свое толкование (например, разное отношение к женщине в христианстве и исламе).

Воспринимать религиозные представления - значит не считаться с соответствующими научными положениями, которые дают свое аргументированное объяснение. Поэтому в настоящее время деистические взгляды оказываются среди верующих более влиятельными, чем религиозные (теистические). Из вышеизложенного не трудно заметить, что религия, как и всякая другая форма общественного сознания, находится в естественном процессе непрерывного исторического развития.

Но далеко не ко всем направлениям и предметам искусства религия проявляла благосклонность. Например, почти все искусство Древней Греции и Рима, развивавшееся во взаимосвязи с греческой и римской религией и предшествующей ей мифологией, было отвергнуто христианством как "языческое" и богопротивное и на протяжении всего средневековья преследовалось и уничтожалось. Уже в Новое Время такая история повторилась и с неповторимым искусством коренных народов Америки, прежде всего инков.

Но религиозная мораль может содержать в себе и такие нормы, которые с общечеловеческими ценностями резко расходятся. Так для всех религий характерна отчужденность (непримиримость) к другим религиям, тем более к атеизму. Лишь в ХХ веке атеизм стал терпим многими современными религиями, да и то с оговорками. Эта неуважительность требовала (особенно в средневековье) физической расправы над "неверными, а это обычно порождало межрелигиозные, а через них и межнациональные столкновения и даже войны. Примерно таков же характер взаимоотношения религии с политикой и правом как с самостоятельными формами общественного сознания.