logo
57

Теизм, пантеизм и деизм, их идейная общность и различие.

Взаимодействие с наукой религия всегда игнорировала. Эта несовместимость приводила к последовательному вытеснению религии из общественного сознания, к замене ее некоторыми промежуточными между религией и наукой формами (основные – пантеизм и деизм). Под воздействием пантеистических и деистических взглядов, тесно взаимодействовавших с научными, религия свое противопоставление науке постепенно сглаживала с середины XIX века. Стало очевидно содружество научных положений с существующими религиозными утверждениями.

Вера в существование сверхъестественных, т.е. не природой и не людьми созданных духовных начал неизбежно приводит к созданию в их честь различного рода культов, что также является характерной чертой религии. Появляются религиозные организации и учреждения - церкви, синагоги, мечети, общины и т.д., создается иерархия их взаимоотношений.

Все религии предполагают возможность отклонения от их учений со стороны верующего: грех (непреднамеренный, невольный или вынужденный характер) и ересь (преднамеренно, осознанно и завершается созданием какой-либо своей особой системы взглядов, в том числе и научных). Грех можно искупить перед Богом, ересь рассматривается как предательство принятого вероучения, отступничество от него.

Деизм - от лат deus - бог. В этом учении, сформировавшемся в XVII веке, существование Бога как творца мира признается. Но после акта творения Бог уже не принимает в дальнейшем его существовании и развитии никакого участия, не вмешивается в закономерности течения его событий (так трактовал Бога, в частности, Ньютон). Деиз основывается уже не на откровении, а на разуме, интеллекте, с достаточным использованием данных науки. Фактически, деизм, как и пантеизм, это уже не религия, хотя понятию "Бог" здесь отведено место, пусть и ограниченное. Человек и его деятельность от Бога зависящей уже не признается. В наше время на деистических позициях стоят многие естествоиспытатели на Западе. Даже среди священнослужителей деистические взгляды фактически становятся преобладающими в наше время, ибо они хоть как-то позволяют примирить теизм с наукой.

Пантеизм - это растворение Бога во всей природе, приравнивание понятия "Бог" к понятию "природа" и отождествление их. В такой трактовке сущности Бога остается лишь видимость происхождения природы от Бога. Фактически это уже не религия как таковая, а скорее антирелигия. Сформировался пантеизм как особое (наряду с религией и наукой) учение к началу XVII века и был в то время выразителем антирелигиозного направления (например, итал. философ Д. Бруно, англ. философ Д. Таланд, нем. философ Г.Гегель и др.)

Отсюда неприязненное отношение всех религий к большинству отраслей научного познания, к пантеистических и деистическим теориям происхождения и сущности мира. Последние вплоть до XVIII века преследовались не менее чем атеистические. С XIX века многие религиозные учения (католицизм, православие) пошли на компромисс с деизмом, отчасти и с пантеизмом.