logo
57

Особое место и роль религии среди других форм общественного сознания и идеологии

Религия - святыня, предмет культа, набожность. Основная черта - уверенность существовании сверхъестественных (несовместимых с соответствующими научными данными) основ и начал мира, природы, общества. Именно в этих исходных не только для религии, но и для науки вопросах наука и религия несовместимы, взаимоисключают друг друга. Однако в трактовании ряда вопросов может наблюдаться совпадение научного и религиозного понимания. Религия исторически выделилась в ходе возникновения работовладельческого общества из мифологии, восприняв ее многие черты, прежде всего направленность к воображаемому, фантастическому отражению действительности.

Главная особенность любой религии по сравнению с другими формами общественного сознания в том, что все исходные положения основываются не на интеллектуальном мышлении, а лишь на вере в существовании вымышленных, иллюзорных духовных начал. В религиозном представлении эти начала находятся вне природы, вне человека, причем независимы от них. Начала эти выступают, прежде всего, в виде Бога (множества Богов), а также их ближайших помощников и сподвижников. Все это духовное и является создателем, творцом, управителем как природы, так и всех людей. Отсюда представление о всемогуществе и всесилии Бога как всеобщей ценности, высшего блага и благодати.

Вера - полная убежденность человека в правомерности и соответствии действительности каких-либо высказываемых положений, явлений, утверждаемых принципов и законов, которые не требуют никакого специального доказательства или проверки. Различают:

1. Веру как итог научного или повседневного знания, неоднократно раньше проверявшегося в сходных условиях.

2. Веру как продукт внушения или самовнушения в реальность таких явлений, проверить которые научным или повседневным опытом невозможно или эта проверка опровергает положения такой веры, т.е. это вера в антинаучные и вненаучные иллюзии. Это слепая вера, основа любой религии.

Основа религиозной веры ("откровения") - мифологические волеизлияния божеством положений, которые для земного человека должны выступать как абсолютные нормы его образа мышления и поведения. Высшая форма реализации откровения обычно выступает в виде "писания" ("Священного писания"). Таковыми являются "Ветхий Завет", "Коран" и т.д. Кроме "писаний" источником религиозной веры часто признают "сказания" ("Священные сказания") - устно передаваемые из поколения в поколение "откровения". Откровения могут быть приняты только она веру.

Из-за того, что религия (теизм) противопоставляет себя в исходных вопросах науке, она оказывается ориентированной на ценностное (не теоретическое) восприятие и ценностно-эмоциональное освоение действительности.

Религия претендует на выполнение той же функциональной роли, что присуща науке - объяснение сущности окружающей человека действительности, природной и социальной. Т.е. религиозные объяснения являются альтернативными (конкурирующими) с научными объяснениями. Любое религиозное объяснение основывается на использовании не способности человека к логическому мышлению, а человеческой психологии. Через психологический аппарат осуществляется формирование у людей религиозной веры.

Религиозные объяснения происхождения и сущности мира неизбежно приобретают не только не научный, но даже антинаучный характер. Хотя при этом отдельные положения науки и даже целые отрасли остаются нейтральными по отношению к религии, ибо эти науки прямо не отрицают каких-либо узловых положений религии по той причине, что своим предметом исследования совершенно не касаются их.

Основу существования атеистических взглядов и скептического отношения к религии дает то, что положение религиозных верований о происхождении человека и мира не получает подтверждения ни со стороны науки, ни со стороны повседневной жизни.

Религия стремится выполнять функциональную роль морали, внедряя ее нормы (обычно складывающиеся за рамками самой религии) в свою систему представлений и подчиняя их своим интересам. Религия не отвергает мораль, накладывая на нее свой ценностный отпечаток, порой придавая моральным нормам совсем иное содержание, т.е. превращая мораль в религиозную мораль.

Религиозная мораль содержит в себе общечеловеческие нормы поведения и взаимоотношения людей. Эти нормы (например, отношение к старшим, долг к памяти предыдущих поколений) в целом правомерны в любом обществе, как среди верующих, так и среди атеистов. Но в основе этих норм во многом иное понимание долга. В религии долг, по существу, заменяется долженствованием перед Богом (уже потом перед людьми), а определяющим чувством любви становится отношение не к человеку и обществу, сколько к образу Богу. В итоге ведущую роль в формировании совести и стыда в религиозной морали приобретает не самоконтроль, а внешний контроль (со стороны Бога). Последний превращает религиозную мораль в более понятную систему взаимоотношения и поведения, чем мораль атеистическая, которая требует более сложного анализа для ее понимания, т.е. гораздо больше интеллигентности.

Религиозные нормы несут в себе определенные общечеловеческие нормы и достаточно эффективно внедряют их в сознание людей, в том числе и в сознание современного общества.

Религия без религиозного искусства, как и без религиозной морали, функционировать не может. Религия всегда способствовала развитию многих, необходимых ей отраслей искусства – архитектуры, ювелирного дела, живописи, литературы, музыки. Религия как самостоятельная форма общественного сознания, выделившаяся из мифологии, могла появиться только тогда, когда в стали действовать по меньшей мере три фактора:

  1. Мышление человека стало оперировать абстрактными понятиями ("человек" вообще, "добро" и "зло"). Это создало предпосылки формирования понятий не только о реальных предметах и свойствах, но и предметах и свойствах нереальных, вымышленных, иллюзорных.

  2. Человек стал осознавать наличие господствующих над ним причинно-следственных связей в природе, особенно в общественной жизни. Будучи не в состоянии понять и правильно объяснить их действия, он стал наделять эти причинно-следственные связи сверхъестественными свойствами, чтобы обрести возможную способность повлиять в нужном ему направлении на эти и силы (упросить Бога, задобрить его и т.д.).

  3. В обществе появились такие слои, которые оказались заинтересованными в распространении влиянии религии с ее культами иерархического подчинения на людей как духовно-психологического средства воздействия на их сознание, а через сознание - на их общественное поведение, действия. Причем третья причина сыграла решающую роль, первые две создали необходимые условия, предпосылки. В этом ведущий ценностный аспект религии (религия стала необходимой для кого-то или для чего-то).

Религия неизбежно обретает тенденцию к своему исчерпанию при возникновении развитых социальных отношений, когда не остается таких слоев общества, которые по разным причинам заинтересованы в ней. Впрочем, вторая причина уже сейчас, благодаря развитию научного, в том числе философского знания, заменившего практически по всем вопросам религиозные представления и объяснения, фактически утеряла свое былое значение и влияние.

Меняется общее отношение религии (в частности, христианства) к науке, в том числе к философии. Меняются и нормы религиозной морали (по-иному толкуются многие религиозные догматы). Такие изменения практически противоестественны, ибо каждое религиозное учение, все его догмы заведомо претендуют на полную завершенность всех своих учений. Бог есть само совершенство, и поэтому мир, им созданный, должен быть воплощением совершенства и законченности, он может лишь продолжать существовать таким, каким был однажды создан самим Богом.

Искусство, политика, право и наука давно уже решают свои, в том числе и общечеловеческие задачи, часто вопреки религии. Поэтому объективной общественной необходимости в существовании религии и даже пантеизма и деизма в настоящее время фактически нет.