34. Структура и виды человеческой деятельности. Деятельность
Категория деятельности отражает особую форму бытия, присущую живому. Она характеризует взаимоопосредствование возможности и действительности, внутреннего и внешнего.
В аспекте действительности деятельность выражает сущность субъекта.
В аспекте возможности она выступает как свобода.
Со стороны внутреннего к деятельности примыкает субъект, а со стороны внешнего — объект.
Деятельность — такая форма отношения (взаимодействия) вещей, когда одна из «вещей» становится субъектом деятельности, а другие вещи по отношению к ней приобретают статус объекта деятельности. Как реальная форма бытия «вещей» деятельность возникает на стадии живой природы. Неорганические тела, вещи не осуществляют никакой деятельности. Она присуща только сложноорганизованным образованиям и связана с процессами отражения (информации) и управления.
Деятельности, кроме сущности и свободы, соответственны такие категориальные формы, как сложное противоречие, организм, поведение, развитие. Реально деятельность осуществляется лишь в неразрывной связи с ними. Если мы видим организм, то значит он осуществляет деятельность. Если мы наблюдаем процесс развития, то это значит, что он протекает в рамках деятельности организма и т. д.
Деятельность, как и указанные категориальные формы, бывает разной степени сложности. Простейшей формой деятельности является жизнедеятельность одноклеточных организмов. А самой сложной формой из известных — человеческая деятельность.
диаграмма (структурная схема) человеческой деятельности. Как видно из схемы, категории « цель», «средство», «результат» развертывает деятельность в плане возможности и действительности (по вертикали), а категории «субъект» и «объект» в плане внутреннего и внешнего (по горизонтали).
Категории «цель» и «результат» выражаются в понятиях «целенаправленность” (движение от постановки цели к результату) и «целеполагание» (движение от достигнутого результата к новой цели).
Ясно, что человек и высшие животные осуществляют свою деятельность в рамках целеполагания и целенаправленности, т. е. для них «цель», «средство», «результат» — вполне различимые и значимые моменты деятельности.
А как быть с простейшими живыми организмами, растениями, у которых нет и намека на целеполагающую и целенаправленную деятельность? Ясно, что и у них в примитивной форме есть то, что лежит в основе целеполагания и целенаправленности. Я имею в виду целесообразность. Она свойственна всему живому.
Виды человеческой деятельности
На схеме «Виды человеческой деятельности» наглядно показана двусторонняя связь между субъектом и объектом. Если познание и практика — противоположно направленные формы связи субъекта с объектом, то игровая деятельность — промежуточная форма связи. Не являясь по-настоящему ни познавательной, ни практической деятельностью, она включает в себя элементы той и другой. В сфере субъекта ей соответствует чувство (эмоция), занимающее промежуточное положение между знанием и потребностью.
Описание схемы «Виды человеческой деятельности». На самом верху субъект, внизу – объект, по бокам: слева – отражение, справа – управление – координаты, в которых рассматриваются разные виды человеческой деятельности. К субъекту примыкает психическая сторона человеческой деятельности, к объекту – физическая. Физическая и психическая стороны человеческой деятельности связываются с помощью, прежде всего, познания и преобразования.
Познание — это преимущественно отражательная деятельность, осуществляющая перевод материального в то, что соединено в объекте. Напротив, управляюще-преобразовательная деятельность осуществляет “перевод” идеального в материальный план (опредмечивание). В этой деятельности субъект стремится разделять то, что соединено, и соединять то, что разделено (т. е. он поступает прямо противоположно тому, что он делает в процессе познания).
На схеме видно, что познавательная и управляюще-преобразовательная виды деятельности противоположны в своей направленности. Физическая и психологические стороны человеческой деятельности соединяются прежде всего с их помощью. Целью познавательной деятельности является получение знаний, а целью управляюще-преобразовательной деятельности является приобретение блага.
В общем и в целом человеческая деятельность существует именно в этом противотоке двух противоположных видов деятельности (т. е. даже в индивидуальном плане каждый человек, кем бы он ни был, все равно как целостное существо осуществляет и познавательную и преобразовательную деятельность). Если в познании мы стремимся максимально объективизировать себя (стремление разделить то, что разделимо в объекте, и соединить то, что соединимо в объекте), то в управляюще-преобразовательной деятельности мы стремимся навязать объекту свою волю, субъективизировать его, стать хозяевами объекта-мира (т. е. разделить в объекте то, что соединимо, и соединить то, что разделено).
Познание и практика — противоположные и опосредующие друг друга формы деятельности. Практика опосредует познавательную деятельность в виде эксперимента и приборного-инструментального наблюдения. Познание опосредует практическую деятельность в виде прикладных наук.
Игровая (художественная и спортивная) деятельность – это промежуточная форма деятельности. В художнике/спортсмене имеет место в ослабленном виде и движение от материального к идеальному, и от идеального к материальному. Эта форма не дает по-настоящему ни знаний, ни блага.
Физический труд реализуется на уровне общества в виде трудовой деятельности рабочих и крестьян.
- 1Что такое философия?
- 2. Практическая философия.
- 3. Предмет и «части» философии
- 4. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений.
- 5. Материализм и идеализм.
- 6. Рационализм, эмпиризм, иррационализм.
- 7. Философия Древней Греции. Платон и Аристотель.
- 8. Философия XVII века. Рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
- 9. Философия XVII века. Эмпирики: ф.Бэкон, Гоббс, Локк.
- 10. Философия Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Философия марксизма.
- 15. Позитивизм, неопозитивизм, философия науки.
- 13. Русская философия. Славянофилы и западники. А.И.Герцен.
- 14. Русская философия. В.С.Соловьев, н.А.Бердяев. Космисты.
- 16. А. Шопенгауэр, ф. Ницше.
- 17. Экзистенциализм, постмодернизм.
- 18. Аналитическая философия.
- 19. Картины мира: религиозная, научная, философская.
- 22. Происхождение и сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека
- 23. Организация и типология человека. Организация человека
- 24. Философия гуманизма. Человек как высшая ценность.
- 25. Жизнь, смерть, бессмертие. Смысл жизни. В чем он?
- 26. Общество и его структура.
- 27. Мораль, политика, право (формы регуляции поведения людей в обществе).
- 28. Добро и зло.
- 29. Золотое правило поведения.
- 30. Духовная культура общества (наука, философия, искусство).
- 31. Концепции исторического развития. Формационная и цивилизационная модели.
- 32. Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм. Будущее человечества (философская футурология).
- 33. Философия и экология. Экогуманизм.
- 21. Диалектика противоречия. Противоречия реальные и логические.
- 34. Структура и виды человеческой деятельности. Деятельность
- 35. Как мы думаем? Структура мышления (ум, разум, рассудок, вероятностное мышление). Как мы думаем?
- 36. Формы и методы научного познания.