3. Деятельностное направление
Это направление представляют марксизм и прагматизм.
I. Не игнорируя философию и не перечеркивая значение науки, марксизм заявил о себе как оригинальная концепция познания общественного развития и разрешения проблем классического капитализма. В мировоззренческом плане это система взглядов пролетариата на мир и на свое отношение к миру.
Возник марксизм в 40-е гг. XIX в. как теоретическое отражение кризиса классического капитализма и обоснование исторической миссии пролетариата. Теоретическими источниками марксизма явились немецкая классическая философия, английская классическая политэкономия и французский утопический социализм.
Основоположниками философии пролетариата явились К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895). Возвышенный ум и независимый характер не позволили им прожить спокойную и благочестивую жизнь преуспевающих буржуа.
В сложившемся творческом тандеме публицист Энгельс очерчивал проблемную ситуацию, а фундаменталист Маркс подводил под нее теоретическую базу. Один шел от анализа жизни, а другой — от высот абстрактного мышления.
Исследуя положение рабочего класса, К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что капитализм, утвердившись и показав свое превосходство над феодализмом, не только не преодолел, но и усилил противоречие между общественным характером труда и частнособственническим присвоением его результатов. Это противоречие постоянно воспроизводило социальную напряженность.
Марксизм попытался осуществить анализ капитализма и обосновать необходимость его замены более прогрессивным строем. Маркс обращает внимание на противоречивый характер труда в условиях господства частной собственности.
С одной стороны, труд — это средство освоения природы и удовлетворения витальных и других потребностей. С другой стороны, труд это изнурение тела и духа.
188
Таким образом, он может принести и удовлетворение, и страдание. И все это зависит не столько от содержания труда, сколько от состояния тех общественных отношений, в которых он осуществляется. При определенных общественных отношениях человек теряет способность к творчеству, к тому, что делает его человеком. Из субъекта деятельности он превращается в средство деятельности. В результате возникает отчуждение труда и его результатов, превращение их в самостоятельную силу, господствующую над рабочим и враждебную ему.
Анализ отчужденного труда предопределил материалистическое понимание истории, приблизил Маркса к раскрытию тайн капиталистического способа производства. Маркс вскрыл сущность господства частной собственности, исследовал феномен тройной фетишизации товара, денег и капитала, сделал вывод о том, что человек в условиях господства частной собственности «опредмечивается» бесчеловечным образом. Он теряет свою уникальность, становится функцией производства, частичным человеком. В условиях господства частной собственности персонифицируются общественные отношения и деперсонифицируется человек.
Уже в «Экономическо-философских рукописях» 1844 г. Маркс рассматривает коммунизм как средство упразднения отчуждения и возвращение человеку его человеческой сущности. Но коммунизм рассматривается не как самоценность, а как средство подготовки общества гуманизма, свободной ассоциации свободных индивидов. (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 42. С. 127, 135–136).
В своей первой форме коммунизм своеобразно протестует против частной собственности. Он превращает ее в государственную, а всех людей делает рабочими. В качестве идеала выступают бедность и уравниловка.
Во второй форме упразднения отчуждения коммунизм заявляет о себе своим политическим характером и проявлением зависти по отношению к частной собственности.
189
И только в третьей форме возможно не только упразднения отчуждения, но и возврат человеку его человеческой сущности. (См.: Там же. С. 113–116). Эта форма коммунизма может стать реальностью только в случае, когда общество обретает способность стать «по ту сторону материального производства», где идеалу собственности противостоит идеал свободного человека.
Проследив эволюцию частной собственности от условия самовыражения человека до господства над человеком, Маркс делает вывод о том, что частная собственность, порождая пролетариат, создает предпосылки собственного упразднения. Что касается пролетариата, то выполнив свое историческое назначение, он упраздняет самого себя. (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 2. С. 39.)
Будучи современником острейшей классовой борьбы, становления рабочего движения, осуществления буржуазных революций, Маркс в революции видит единственное и эффективное средство уничтожения причин эксплуатации человека.
Человек — высшее существо для человека! Посему необходимо ниспровергнуть все отношения, в которых человек является униженным, порабощенным и презренным существом. (См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 1. С. 422.)
После выхода в свет «Манифеста Коммунистической партии» прошло почти 150 лет. Изменился капитализм, изменился облик мира. Капитализм извлек уроки из своего прошлого и приблизился к более свободному образу жизни своих граждан, ослабив тотальность отчуждения. Хотя глобальные проблемы свидетельствуют, что этому обществу еще далеко до гармонии в системе: «человек-общество-природа», далеко до уровня, когда индивид выступает субъектом деятельности, а не является объектом манипулирования. Поскольку основу материального производства продолжает составлять товарное производство, постольку сохраняется система тройной фетишизации товара, денег, капитала, а стало быть, сохраняется и одиозная форма отчуждения, которая проявляется в редукции человека до уровня «частичного человека», несмотря на то, что он решил для себя проблему витальных потребностей.
190
Посему гуманистическая направленность философии марксизма, ориентир на упразднения тотального отчуждения, сохраняет свою значимость и сегодня. Что касается средств достижения этой цели, то этот вопрос остается открытым с учетом динамики общественного развития как в локальных, так и в глобальных масштабах. Но ясно одно, что выводы о нарастании классовой борьбы, революции и диктатуре пролетариата как абсолютных средствах общественного прогресса безнадежно устарели.
Но если устарел вывод об обострении классовой борьбы и доведении ее до революции как средства не философского упразднения отчуждения, а физического уничтожения его носителей, то не устарела идея идеологического обеспечения носителей наемного труда для перерастания стихийного протеста против тотального отчуждения в сознательный процесс поиска оптимальных путей его упразднения.
Рассматривая вопрос о связи марксизма с практикой, следует принять во внимание то, что практика богаче любой теории и что нет теории, годной для всех народов и на все времена.
II. Несколько позже, в 70-х гг. XIX в., наряду с марксизмом в Европе, формируется философия действия — «прагматизм» в США. Его основатели Ч. Пирс, У. Джемс, Дж. Дьюи и Дж. Мид.
Суть концепции прагматизма заключается в том, что философия должна быть не размышлением о началах бытия, не рациональной формой его познания, а общим методом решения проблем практической деятельности людей.
Прагматизм сложился под влиянием немецкой классической философии, ее парадигмы противостояния «Я» и «не-Я». Общий теоретический источник сближает марксизм и прагматизм, но не роднит их.
В центре внимания философии «прагматизма» человек и его деятельность, чья социальная активность детерминирована исключительно его биологической природой.
Чтобы выжить, человеческий организм вынужден приспосабливаться, адаптироваться к изменениям окружающей среды. В этом выводе явно прослеживается влияние учения Ч. Дарвина.
191
В механизме приспособления важную роль играет отражательная функция мозга. Причем мозг ориентирован не столько на познание и последующее проектирование, сколько на поиск оптимального отношения со средой обитания.
С точки зрения прагматизма нет существенного различия между теорией и практикой, идеальным и материальным, образом и той реальностью, которую он замещает. Главное — обеспечить «принцип непрерывности» контакта со средой. Этот принцип обеспечивает формирование привычки (навыка). Последнее осознается как устойчивое «верование», как основание складывающегося стереотипа.
Отсюда следует, что универсальным средством достижения оптимального отношения со средой является не познание и последующее преобразование среды, а изменение привычек, отказ от старых и выработка новых, более эффективных, более полезных. Изменение привычек и формирование устойчивого стереотипа можно достигнуть через систему образования, через дискредитацию старых привычек и формирование новых. На это и была нацелена реформация всей общественной жизни старой Америки. Принципы прагматизма стали краеугольным камнем всех сфер жизни общества от образования до производства, от политики до искусства.
Одно из бесспорных достоинств философии прагматизма состоит в том, что он вводит в освоение мира ценностную ориентацию. Не бесстрастная академическая философия, а философия, эмоционально насыщенная субъективной заинтересованностью и предпочтением. Такой подход был новаторским, если принять во внимание, что в Европе бал правил позитивизм с его ставкой на бесстрастную науку и с его установкой, что между научным фактом и оценкой этого факта, пролегает непреодолимый барьер, ибо ценностная интерпретация факта не подлежит верификации, а стало быть, она несостоятельна.
192
Для философии прагматизма, в отличие от позитивизма, путь истины н путь ценности совпадают. Правда, это ведет прагматизм к крайнему выводу: истинно то, что полезно, т. е. критерием истины выступает польза. Налицо опять тот же феноменализм (восприятие только являющегося мира), замкнутый на ситуацию текущего момента «здесь и только сейчас». Критерием истины выступает не практика как основа и цель познания, а опыт, ограниченный «жизненным потоком отдельного человека». Опыт — это вовсе не обязательно выход в реальность, это, скорее, совокупность представлений об этой реальности, пропущенная через ценностные ориентиры, а поэтому доминирующей стороной в опыте выступает не объективное содержание, а субъективное переживание.
«Истинно то, что полезно» — составило ключевую идею философии прагматизма; обусловило особенности этой философии: крайний прагматизм, неприязнь к фундаментальным теориям, утилитарный подход к окружающему миру: людям и вещам; ставка на успех, ибо успех — высшая цель.
Эти особенности прагматизма импонировали обыденному сознанию, стали фактором формирования особого прагматического мировоззрения человека, живущего не столько в мире вещей, сколько в мире значений, ориентированного не на бытие «иметь или быть», а на бытие «казаться». Для людей, следующих философии прагматизма, на первом месте стоит имидж, а все остальное рассматривается как нечто второстепенное. Прагматизм ориентирует человека постоянно поднимать «планку» своей значимости, делать себя, добиваться успеха. Философия прагматизма в 30-е годы Великой депрессии оправдала надежды отчаявшихся, сориентировала их на достижение успеха. Но за успех пришлось платить недооценкой духовной сущности человека.
В 60-70-х гг. наметилась вторая волна интереса к философии прагматизма. Он рассматривается как методология преодоления сомнения, как база выбора средств для достижения цели.
193
- Философия для аспирантов (fb2)
- 1. Мировоззрение и его основной вопрос
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Архетипы мировоззрения: мифология, религия, философия
- II философия древнего мира как протофилософия
- 1. Становление философского сознания в Древней Индии.
- 3. Зарождение философии в Древней Элладе.
- 1. Становление философского сознания в древней индии
- 2. Специфика формирования философии в древнем китае
- 3. Зарождение философии в древней элладе
- 1. От теокосмогонии к натурфилософии
- 2. Классический период античной философии
- 3. Закат и угасание. Философия эллинистического и римского периодов
- 1. Философия патристики как философия теоцентризма
- 2. Схоластика как рациональное обоснование теологии
- 3. Расцвет и закат схоластической философии
- V антропоцентризм философии эпохи возрождения
- 3. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.
- 4. Социально-политическая философия гуманизма.
- 1. Философия антропоцентрического гуманизма
- 2. Неоплатонизм эпохи возрождения
- 3. Пантеистическая натурфилософия ренессанса
- 4. Социально-политическая философия гуманизма
- 1. Эмпиризм новой философии, его эволюция
- 2. Становление и развитие рационализма
- 3. Онтологические проблемы философии нового времени
- 4. Человек и его бытие
- 1. Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философии
- 2. Философия и. Канта и ее критическая направленность
- 3. Активность субъекта в философии и. Фихте
- 4. Эволюция ф. Шеллинга от натурфилософии до философии откровения
- 5. Философия гегеля как философия «панрационализма»
- 6. Л. Фейербах — последний представитель классической немецкой философии и ее первый реформатор
- 1. Причины многообразия школ и направлений в философии XIX–XX веков
- 2. Сциентистское направление
- 3. Деятельностное направление
- 4. Антропологическое направление
- 5. Философско-теологическое направление
- 6. Социально-критическое направление
- IX философия россии
- 1. Истоки русской (российской) философии.
- 3. Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность.
- 1. Истоки русской (российской) философии
- 2. Славянофильское учение о самобытности российского народа и его соборности
- 3. Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность
- 4. От философии сродности до философии общего дела, от монолога к диалогу
- 1. Бытие как исходная категория философии
- 2. Способ существования и формы проявления бытия
- 3. Принципы и законы развития бытия
- 1. Проблема сознания в историко-философской традиции
- 2. Отражение и его эволюция, психика и сознание
- 3. Сознание и его структуры
- 4. Общественное и индивидуальное сознание
- 5. Формы общественного сознания
- 6. Правовое сознание и его специфика
- 1. Субъект и объект познания
- 2. Гносеологическое отношение к бытию
- 3. Принципы гносеологии
- 4. Истина и заблуждение, ложь и правда, специфика социального познания
- 5. Основные методы познания бытия
- 1. Анализ и синтез
- 2. Абстрагирование
- 3. Обобщение
- 4. Индукция и дедукция
- 5. Аналогия и моделирование
- 1. Наблюдение
- 2. Описание
- 3. Измерение
- 4. Эксперимент
- 1. Идеализация
- 2. Формализация
- 3. Аксиоматический метод
- 4. Гипотетико-дедуктивный метод
- 5. Метод мысленного эксперимента
- 6. Единство исторического и логического
- 6. Специфика вненаучного познания. Знание и вера
- XIII основные категории философии
- 1. Категории как особый вид понятий бытия.
- 1. Категории как особый вид понятий бытия
- 2. Понимание категорий в философии аристотеля, и. Канта, г. Гегеля
- 3. Классификация категорий по основаниям определенности, обусловленности и целостности
- 1. Феномен человека как объект философского анализа
- 2. Современное общество — целостный и взаимосвязанный мир
- 3. Человек в современном мире
- I. Мир и человек: единство и взаимодействие
- II. Философия древнего мира как протофилософия
- III. Философия античности: идеи бытия мира и его познания
- IV. Человек и мир средневековья
- V. Философия эпохи возрождения
- VI. Философия нового времени
- VII. Классическая немецкая философия
- 15. Л. Фейербах — последний представитель классической немецкой философии и ее первый реформатор.
- VIII. Европейская философия XIX–XX веков
- IX. Русская философия
- X. Проблема «бытия мира» и «бытия в мире»
- XI. Сознание, его природа и сущность
- XII. Познаваемость мира. Уровни, формы и методы познания. Познание мира как объект философского анализа
- XIII. Категории философии
- XIV. Человек и мир на рубеже XXI века
- 1. Феномен человека как объект философского анализа.