3. Активность субъекта в философии и. Фихте
Дальнейшее развитие идеи диалектики и активности человеческого сознания получили в философии И. Фихте. Иоганн Готлиб Фихте родился 19 мая 1762 года. Феноменальная память открыла сыну ремесленника дорогу к высшему образованию. Учился в университетах Йены и Лейпцига. Фихте любил повторять: «Каков человек, такова и его философия». Сам он был личностью решительной, бескомпромиссной, самоотверженно служил истине.
160
В 1793 г. Фихте пишет «Очерки по исправлению суждений публики о французской революции», где обосновывает право народа на революцию. По мнению Фихте, государство существует в силу общественного договора, когда человек отказывается от части своих прав, получая взамен гражданские права. Но договор теряет правомочность, когда он вступает в противоречие с неотчуждаемым правом, и тогда народ обретает право на революцию. Но есть еще одна сторона правомочности революции, которую нельзя не учитывать. «До тех пор, пока люди не станут мудрее, — отмечает Фихте, — напрасны все их усилия стать счастливее. Вырвавшись из темницы деспота, они уничтожат друг друга обломками разбитых цепей. Свобода требует определенной культуры».
Свою философию Фихте называет «учением о науке» и выражает надежду, что это учение превратит философию в «науку всех наук». Вслед за Кантом он заявляет о критической направленности своей философии. Если исходной позицией всей предшествующей философии была сомнительная субстанция, то исходным принципом новой философии должно стать сознание. Сознание гарантирует и свободу, и самостоятельность нашего «Я», способного не к пассивному восприятию мира, а к активному отношению к нему.
В акте самосознания человек освобождается от природной зависимости. В этом акте рождается дух человека, его свобода. Полагание «Я» самим собой есть его «чистая деятельность». Но всякая деятельность предполагает наличие не только ее носителя, но и предмета, ему противостоящего. Отсюда второй принцип учения о науке гласит: «Я» безусловно противополагается некоторым «не-Я». Это «не-Я» выступает как антитезис рядом с тезисом «Я». И Фихте формулирует третий принцип своего учения о диалектическом единстве «Я» и «не-Я».
161
Немецкий мыслитель заявляет о триаде, где тезису противостоит антитезис, а в их единстве синтез заявляет о себе как новый тезис, более совершенный по сравнению с первоначальным тезисом, ибо второй тезис представляет собой опредмеченное единство первого тезиса и его антитезиса в форме образа продуктивного воображения.
В свою очередь второй тезис предполагает свой антитезис и новое единство — синтез и т. д., где «Я» постоянно заявляет о своей активности и готовности к действию, где продуктивный образ является условием репродуктивной деятельности.
Поскольку «Я» выступает как исходное начало, то оно и обретает статус субстанции, воплощая в себе единство конечного и бесконечного, снимая противоположности «Я» и «не-Я», где «не-Я» есть продукт самоопределяющегося «Я».
У Фихте «Я» не эмпирическое, а метафизическое, и это спасает его от солипсизма, согласно которому мир есть продукт воображения, творчества моего «Я».
Фихте продемонстрировал модель диалектического движения мысли «Я», которая опредмечивается, отчуждается и обретает статус «не-Я». Так сложилась еще одна философская система субъективного идеализма.
На этом можно было бы поставить и точку, если не принять во внимание, что философия для Фихте не самоценность, а система обеспечения человека в его нравственном и социальном мире. Человек есть самоцель, он должен определить себя сам, а не сложиться под воздействием внешних обстоятельств. Он сам делает себя, и средством достижения этой цели является культура. К сожалению, констатирует И. Фихте, люди в своем большинстве не созрели для осознания своей свободы и самодеятельности, а посему стремятся к господству, не понимая, что каждый, считающий себя господином, есть раб.
Дальнейший прогресс человеческого рода Фихте связывает с наукой, а поэтому он и обращается к ученым, растолковывает им их назначение — служить обществу.
162
Человек порожден обществом и живет для общества. Назначение ученых учить людей не столько словом, сколько делом.
Особые надежды Фихте возлагает на государство. В 1796 г. он публикует работу «Основы естественного права согласно принципам учения о науке». Эта работа заявила о себе как практическая философия Фихте.
Природа человека — общественная. Человек становится человеком только среди людей. Право — необходимое условие существования свободных людей в обществе. Если хочешь быть свободным, ты обязан ограничить свою свободу признанием и принятием свободы других. Так оформляется первичное правовое отношение, которое выше морали. Право социально, а мораль (нравственность) индивидуальна. Сфера морали — духовность, а сфера права — весь материальный мир. Поэтому практическая философия Фихте начинается с права, а завершается моралью. Общество высокоморальных людей не нуждается в праве, но такое общество — идеал, а не реальность. Приоритет сохраняется за правом, хотя право без взаимодействия с моралью имеет сомнительное основание, зыбкое и неустойчивое.
Мысль о том, что если хочешь быть свободным, то ты обязан ограничить свою свободу признанием свободы других людей, наводит Фихте на размышление о том, что «свобода требует уничтожения свободы». Решение этой антиномии Фихте усматривает в следующем: а) законы должны содержать такие гарантии свободы, которые каждая личность могла бы принять как свои собственные; б) законы должны неукоснительно соблюдаться, ибо закон есть власть.
Подчеркивая приоритет права, Фихте определяет и свое отношение к собственности. Без собственности нет гражданина, а есть люмпен, нищий. Государство должно контролировать экономическую жизнь и имущественные отношения, не допуская появление ни бедных, ни тунеядцев. Каждый обязуется не только не посягать на собственность другого, но и защищать ее от возможных покушений.
163
В идеальном государстве все — слуги целого и каждый получает свою справедливую долю общественного богатства. Никто не должен обогащаться за счет других, никто не должен прозябать в нищете. Народ имеет право на революцию, если его права ущемлены, но осуществление права на революцию требует высокой культуры. В противном случае свобода обернется произволом сильных.
Направленность общественного прогресса И. Фихте видит в дальнейшем освоении природы, совершенствовании общества и самовоспитании человека в соответствии с нравственным законом Канта.
Вся социальная проблематика в философии Фихте свидетельствует о моральном пафосе его учения, о его устремленности к практическим делам современности.
Фихте взорвал законы познания, установленные И. Кантом, раздвинул границы продуктивного воображения, поднял планку субъективной активности человека, утвердил примат практики над теорией, внес определенный вклад в развитие диалектики.
- Философия для аспирантов (fb2)
- 1. Мировоззрение и его основной вопрос
- 2. Структура мировоззрения
- 3. Архетипы мировоззрения: мифология, религия, философия
- II философия древнего мира как протофилософия
- 1. Становление философского сознания в Древней Индии.
- 3. Зарождение философии в Древней Элладе.
- 1. Становление философского сознания в древней индии
- 2. Специфика формирования философии в древнем китае
- 3. Зарождение философии в древней элладе
- 1. От теокосмогонии к натурфилософии
- 2. Классический период античной философии
- 3. Закат и угасание. Философия эллинистического и римского периодов
- 1. Философия патристики как философия теоцентризма
- 2. Схоластика как рациональное обоснование теологии
- 3. Расцвет и закат схоластической философии
- V антропоцентризм философии эпохи возрождения
- 3. Пантеистическая натурфилософия Ренессанса.
- 4. Социально-политическая философия гуманизма.
- 1. Философия антропоцентрического гуманизма
- 2. Неоплатонизм эпохи возрождения
- 3. Пантеистическая натурфилософия ренессанса
- 4. Социально-политическая философия гуманизма
- 1. Эмпиризм новой философии, его эволюция
- 2. Становление и развитие рационализма
- 3. Онтологические проблемы философии нового времени
- 4. Человек и его бытие
- 1. Социальные и гносеологические предпосылки классической немецкой философии
- 2. Философия и. Канта и ее критическая направленность
- 3. Активность субъекта в философии и. Фихте
- 4. Эволюция ф. Шеллинга от натурфилософии до философии откровения
- 5. Философия гегеля как философия «панрационализма»
- 6. Л. Фейербах — последний представитель классической немецкой философии и ее первый реформатор
- 1. Причины многообразия школ и направлений в философии XIX–XX веков
- 2. Сциентистское направление
- 3. Деятельностное направление
- 4. Антропологическое направление
- 5. Философско-теологическое направление
- 6. Социально-критическое направление
- IX философия россии
- 1. Истоки русской (российской) философии.
- 3. Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность.
- 1. Истоки русской (российской) философии
- 2. Славянофильское учение о самобытности российского народа и его соборности
- 3. Философия радикализма, ее социокультурная обусловленность
- 4. От философии сродности до философии общего дела, от монолога к диалогу
- 1. Бытие как исходная категория философии
- 2. Способ существования и формы проявления бытия
- 3. Принципы и законы развития бытия
- 1. Проблема сознания в историко-философской традиции
- 2. Отражение и его эволюция, психика и сознание
- 3. Сознание и его структуры
- 4. Общественное и индивидуальное сознание
- 5. Формы общественного сознания
- 6. Правовое сознание и его специфика
- 1. Субъект и объект познания
- 2. Гносеологическое отношение к бытию
- 3. Принципы гносеологии
- 4. Истина и заблуждение, ложь и правда, специфика социального познания
- 5. Основные методы познания бытия
- 1. Анализ и синтез
- 2. Абстрагирование
- 3. Обобщение
- 4. Индукция и дедукция
- 5. Аналогия и моделирование
- 1. Наблюдение
- 2. Описание
- 3. Измерение
- 4. Эксперимент
- 1. Идеализация
- 2. Формализация
- 3. Аксиоматический метод
- 4. Гипотетико-дедуктивный метод
- 5. Метод мысленного эксперимента
- 6. Единство исторического и логического
- 6. Специфика вненаучного познания. Знание и вера
- XIII основные категории философии
- 1. Категории как особый вид понятий бытия.
- 1. Категории как особый вид понятий бытия
- 2. Понимание категорий в философии аристотеля, и. Канта, г. Гегеля
- 3. Классификация категорий по основаниям определенности, обусловленности и целостности
- 1. Феномен человека как объект философского анализа
- 2. Современное общество — целостный и взаимосвязанный мир
- 3. Человек в современном мире
- I. Мир и человек: единство и взаимодействие
- II. Философия древнего мира как протофилософия
- III. Философия античности: идеи бытия мира и его познания
- IV. Человек и мир средневековья
- V. Философия эпохи возрождения
- VI. Философия нового времени
- VII. Классическая немецкая философия
- 15. Л. Фейербах — последний представитель классической немецкой философии и ее первый реформатор.
- VIII. Европейская философия XIX–XX веков
- IX. Русская философия
- X. Проблема «бытия мира» и «бытия в мире»
- XI. Сознание, его природа и сущность
- XII. Познаваемость мира. Уровни, формы и методы познания. Познание мира как объект философского анализа
- XIII. Категории философии
- XIV. Человек и мир на рубеже XXI века
- 1. Феномен человека как объект философского анализа.