39.Джон Локк
Английский философ Джон Локк (1632-1704) был противником подчинения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и очевидных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: "Мы можем знать достоверно, что Бог есть. Хотя Бог не дал нам врожденных идей о себе, хотя Он не запечатлел в нашем уме никаких первоначальных знаков, по которым можно было бы прочесть о Его бытии, однако Он дал нам способности, которыми наделен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство... Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его, насколько это необходимо для цели нашего бытия и для нашего счастья". Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что все наши знания мы черпаем из опыта, ощущений. Люди не рождаются с готовыми идеями. Голова новорожденного - чистая доска, на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Так Локк обосновывал сенсуализм в противоположность рационализму Р. Декарта. Критикуя воззрения Декарта о врожденных идеях, Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы известны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. Нет ничего в уме, чего раньше не было в ощущении, - основной тезис Локка. Ощущения получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний же опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. Однако в трактовке внутреннего опыта под влиянием рационализма Локк все же допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая от опыта, что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи существования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как внеопытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определенных задатков, или предрасположенности, к той или иной деятельности. Он выделил три вида знания по степени его очевидности: исходное (чувственное, непосредственное), дающее знание единичных вещей; демонстративное знание через умозаключение, например через сравнение и отношение понятий; высший вид - интуитивное знание, т.е. непосредственная оценка разумом соответствия и несоответствия идей друг другу. Развивая идеи Т. Гоббса о связи языка и мышления, Локк выдвинул понятие семиотики как общей теории знаков и их роли в познании. Он оказал огромное влияние не только на последующее развитие философии, но и, наметив диалектику врожденного и социального, во многом определил дальнейшее развитие педагогики и психологии.
- 1 Предмет философии
- 2 Место и роль философии в культуре.
- 4 Структура философского знания
- 5 История философии
- 10 Диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики и метафизики.
- 11 Понятие мировоззрения, его структура и основные типы
- 13 Становление философии,
- 16 Милетская школа философии.
- 17 Пифагор и пифагорейцы
- 18 Элейская школа
- 19 Гераклит Эфесский
- 21 Левкипп и Демокрит
- 25 Философия Платона
- 26 Философия Аристотеля
- 4) Целевая причина – это направление движения к своей цели, к своей реализации.
- 32)Ансельм Кентерберийский
- 33)Реалисты и номиналисты
- 36 Френсис Бекон (1561-1626)
- 37 Ренэ Декарт (1596-1650)
- 38.Бенедикт Спиноза
- 39.Джон Локк
- 40 Философия г. Лейбница. Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания.
- 42)Дэвид Юм.
- 43 Французские материалисты
- 44) Немецкое Просвещение
- 45 Классическая немецкая философия: и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах.
- 46 Философские учения и. Канта.
- 49 Идеалистическая философия Гегеля.
- 50 Диалектический материализм Маркса и Энгельса.
- 51 Учение о бытии
- 56 Детерминизм и индетерминизм
- 60 Человек и природа
- 61 Общество и его структура
- 62 Гражданское общество и государство
- 63 Человек в системе социальных связей
- 64 Человек и исторический процесс
- 65. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
- 66 Смысл человеческого бытия
- 67 Насилие и ненасилие
- 68 Свобода и ответственность
- 69.Мораль, справедливость, право
- 70 Нравственные ценности
- 71 Представление о совершенном человеке в различных культурах
- 72 Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- 73 Религиозные ценности и свобода совести
- 74 Сознание и познание
- 75 Сознание, самосознание и личность
- 76 Познание, творчество, практика
- 77 Вера и знание
- 78 Понимание и объяснение.
- 79 Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности
- 81 Действительность, мышление, логика и язык
- 84 Структура научного познания, его методы и формы
- 86 Научные революции и смены типов рациональности
- 89 Глобалистика. Глобальные проблемы. Футурология
- 90 Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего