64 Человек и исторический процесс
История - это процесс деятельности людей, образующий связь между прошлым, настоящим и будущим. Долгое время в науке и философии существовала линейная модель исторического развития, согласно которой общество эволюционирует от одной, простой, к другой, более сложной ступени. В настоящее время более корректным считается взгляд о поступательном ходе истории отдельных обществ (культур, цивилизаций), имеющей свой «конец». На развитие исторического процесса влияет множество факторов, среди которых немаловажную роль играет человек. Человек - это субъект исторической динамики, способный влиять на происходящие события посредством своей общественной деятельности. Роль человека в истории особенно возрастает, если он имеет непосредственное отношение к власти. Примером тому в отечественной истории могут быть такие крупные политические и государственные деятели, как Петр Великий, Ленин, Сталин, повлиявшие на ход развития страны на несколько десятилетий или столетий.
Действие статистических закономерностей в историческом процессе приводит к возрастанию роли случайности, изменяющей картину настоящего и будущего, что ставит субъективные факторы влияния на историю на один уровень с так называемыми объективными (уровень экономического развития, отношения в классовой структуре общества и др.).
Всемирная история задает идеальную модель для воспитания человеческой личности. Личностью индивид становится, приобщаясь к исторической жизни человеческого рода, перенимая и усваивая исторически сложившиеся формы человеческой деятельности. В своем умственном развитии индивид как бы повторяет (разумеется, в сокращенном виде) историю развития всего человечества, точно так же, как в своем физическом развитии он успевает за девять месяцев утробного существования пережить всю историю органической жизни на Земле - от одноклеточного организма до младенца-человека. «Мы видим, как то, что в более ранние эпохи занимало зрелый дух мужей, низведено до познаний, упражнений и даже игр мальчишеского возраста, и в педагогических успехах мы узнаем набросанную как бы в сжатом очерке историю образованности всего мира» (Г. Гегель, «Феноменология духа»).
Личность и массы
Масса - это особый вид исторической общности людей. Человеческий коллектив превращается в массу, если его сплоченность достигается за счет игнорирования либо подавления своеобразия личности. Основными чертами массы являются: неоднородность, стихийность, внушаемость, изменчивость, которые служат манипуляции со стороны лидера. Способность отдельных личностей к управлению массами приводит к упорядочению последней. В своем бессознательном стремлении к порядку масса избирает лидера, воплощающего собой ее идеалы. Поэтому личность человека, возглавляющего массы, как правило, харизматична, а убеждения, которых она придерживается, бывают утопичны. Благодаря лидеру масса обретает свою законченную форму, подчиненную реализации некой сверх идеи, сплотившей коллектив.
Первый философский проект массового общества, управляемого мудрецами-философами, излагается в диалоге Платона «Государство». В контексте критики платоновского идеального государства Аристотель предложил различать единство абсолютное (унисональное), нивелирующее личность, и относительное (симфоническое) единство, сохраняющее своеобразие личности таким образом, что разнообразные личные качества гармонически дополняют друг друга в обществе.
К числу важнейших атрибутов массы относится безликость, т.е. по определению масса исключает личностное начало, заменяя его коллективным. Поэтому личность, как правило, желает отделения для обретения индивидуальной аутентичности.
В истории философии самоценность личность отмечалась в эпоху Возрождения, мировоззренческой основой которой был антропоцентризм. Философия воспитывала идеал чести и достоинства у человека, благодаря чему он превращался в личность. С вступлением общества в эпоху капитализма, личностная ориентации уступила место групповой, коллективной. Личность рассматривалась как выражающая общие интересы индивидуальность. В настоящее время примат личного над общественным (массовым) узаконен действующими правами человека.
Свобода и необходимость
Идея свободы как ценности человека всегда была важна для философии, рассматривающей ее сущность и пути достижения. В общем, сформировались две позиции понимания этой проблемы - гносеологическая («свобода есть осознанная необходимость») и психологическая (учение о «свободной воле»). В наиболее общем смысле свобода есть способность человека к активной деятельности в соответствии со своими намерениями, желаниями и интересами, в ходе которой он добивается поставленных перед собой целей.
«Необходимое» же на языке философии означает «закономерное», что придает идее свободы смысл некоторого ограничения. Оказывается, что в проявлениях свободы человек вынуждено, т.е. необходимо ограничен, например, законом, моралью, собственной совестью и т.п. Кроме того, он не свободен от действующих в природе, обществе и культуре законов, которые подчиняют себе любое действие. В этом плане свобода человека понимается всегда относительно чего-либо или кого-либо. Жизнь человека в обществе накладывает ограничения в связи с реализацией свободы другого человека. Поэтому в философии действует гуманистический принцип, в соответствии с котором считается, что свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого.
В истории общественной мысли проблема свободы сводилась к вопросам: обладает ли человек свободой воли и в какой мере он зависит от внешних обстоятельств? Человек обладает свободой в выборе целей и средств их достижения, но в процессе реализации целеполагания он сталкивается с обстоятельствами, которые необходимо влияют на его деятельность. Свобода здесь означает лишь относительную независимость личностного выбора. Человеку следует осознать необходимое ограничение его свободы.
- 1 Предмет философии
- 2 Место и роль философии в культуре.
- 4 Структура философского знания
- 5 История философии
- 10 Диалектика и метафизика. Исторические формы диалектики и метафизики.
- 11 Понятие мировоззрения, его структура и основные типы
- 13 Становление философии,
- 16 Милетская школа философии.
- 17 Пифагор и пифагорейцы
- 18 Элейская школа
- 19 Гераклит Эфесский
- 21 Левкипп и Демокрит
- 25 Философия Платона
- 26 Философия Аристотеля
- 4) Целевая причина – это направление движения к своей цели, к своей реализации.
- 32)Ансельм Кентерберийский
- 33)Реалисты и номиналисты
- 36 Френсис Бекон (1561-1626)
- 37 Ренэ Декарт (1596-1650)
- 38.Бенедикт Спиноза
- 39.Джон Локк
- 40 Философия г. Лейбница. Спор Локка и Лейбница по вопросам теории познания.
- 42)Дэвид Юм.
- 43 Французские материалисты
- 44) Немецкое Просвещение
- 45 Классическая немецкая философия: и. Кант, г. Гегель, л. Фейербах.
- 46 Философские учения и. Канта.
- 49 Идеалистическая философия Гегеля.
- 50 Диалектический материализм Маркса и Энгельса.
- 51 Учение о бытии
- 56 Детерминизм и индетерминизм
- 60 Человек и природа
- 61 Общество и его структура
- 62 Гражданское общество и государство
- 63 Человек в системе социальных связей
- 64 Человек и исторический процесс
- 65. Формационная и цивилизационная концепции общественного развития.
- 66 Смысл человеческого бытия
- 67 Насилие и ненасилие
- 68 Свобода и ответственность
- 69.Мораль, справедливость, право
- 70 Нравственные ценности
- 71 Представление о совершенном человеке в различных культурах
- 72 Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни
- 73 Религиозные ценности и свобода совести
- 74 Сознание и познание
- 75 Сознание, самосознание и личность
- 76 Познание, творчество, практика
- 77 Вера и знание
- 78 Понимание и объяснение.
- 79 Чувственное, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности
- 81 Действительность, мышление, логика и язык
- 84 Структура научного познания, его методы и формы
- 86 Научные революции и смены типов рациональности
- 89 Глобалистика. Глобальные проблемы. Футурология
- 90 Взаимодействие цивилизаций и сценарий будущего