43 Человек как предмет философского изучения
. Издревле (начиная с древнеиндийской, древнекитайской, античной философии) проблема человека занимала умы фило¬софов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует ниве¬лироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.
Человек — особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным — способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораз¬дельной речи (что отличает его от животных), высокой обучае¬мости, усвоению достижений культуры, высокому уровню соци¬альной (общественной) организации.
Для характеристики духовного начала человека на протяже¬нии многих веков используется понятие "личность" — совокуп¬ность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.
Личность — это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, на¬выков, ценностей, целей.
Таким образом, человек — это социально-биологическое су¬щество, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало чело¬века контролирует биологическое.
Жизнь, развитие, воспитание в обществе — ключевое усло¬вие нормального развития человека, развития в нем всевозмож¬ных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитыва¬лись среди животных. В таких случаях из двух начал, социально¬го и биологического, в человеке оставалось только одно — био¬логическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умст¬венном развитии и даже после возвращения в человеческое об¬щество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социаль¬но-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания челове¬ческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).
Большое значение для превращения биологического инди¬вида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, при¬чем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности. 2. При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности — врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.
По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.
В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.
В философии выделяются позитивные моральные качества:
• гуманизм;
• человечность;
• честь;
• совесть;
• скромность;
• великодушие;
• справедливость;
• верность;
• иные качества.
И общественно осуждаемые — негативные:
• чванливость;
• цинизм;
• грубость;
• тунеядство;
• трусость;
• нигилизм;
• иные негативные черты.
К общественно полезным качествам относятся:
• воля;
• решительность;
• мудрость;
• умение;
• установки;
• убеждения;
• патриотизм.
Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие — меньше.
3. Характерной чертой каждого человека, личности является на¬личие потребностей и интересов.
Потребности — это то, в чем человек чувствует необходимость.
Потребности могут быть:
• биологическими (естественными) - в сохранении жизни, питании, размножении и др.;
• духовными — стремление обогатить внутренний мир, приоб¬щиться к ценностям культуры;
• материальными - обеспечить достойный уровень жизни;
• социальными — реализовать профессиональные способно¬сти, получить должную оценку со стороны общества. Потребности — основа деятельности людей, стимул к совер¬шению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей -важный компонент человеческого счастья.
Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.
Каждому обществу соответствует определенный уровень по¬требностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.
Интересы — конкретное выражение потребностей, заинтере¬сованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы — также двигатель прогресса.
Среди интересов выделяются:
• личные (индивидуальные);
• групповые;
• классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры);
• общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке);
• государственные;
• интересы всего человечества (например, в недопущении ядер¬ной войны, экологической катастрофы и др.).
Также интересы могут быть:
• материальными и духовными;
• нормальными и ненормальными;
• долговременными и ближайшими;
• разрешенными и неразрешенными;
• общими и антагоническими.
У каждого человека, общества, государства есть не просто отдельные интересы или их сумма, а их система, иерархия (на¬пример, одни государства стремятся в первую очередь к внешней экспансии, другие, наоборот, сосредоточивают основное внима¬ние на собственных, внутренних проблемах. Различна иерархия интересов и у людей. Приоритетные потребности и интересы бан¬кира могут вовсе не быть приоритетными для крестьянина, писателя, работника творческой профессии. Потребности и интересы мужчин могут отличаться от потребностей и интересов женщин, а потребно¬сти и интересы детей и стариков также могут быть иными).
Наличие различной иерархии потребностей и интересов, их кон¬фликт, борьба являются внутренним двигателем развития обще¬ства. Однако различие интересов способствует прогрессу и не при¬водит к разрушительным последствиям только в том случае, если потребности и интересы не являются крайне антагонистическими, направленными на взаимоуничтожение (человека, группы, класса, государства и т. д.), и соотносятся с общими интересами. 4. Особым аспектом нормальной жизни человека (личности) в обществе является наличие социальных норм.
Социальные нормы — общепринятые в обществе правила, ре¬гулирующие поведение людей.
Социальные нормы имеют жизненно важное значение для общества:
• поддерживают порядок, равновесие в обществе;
• подавляют скрытые в человеке биологические инстинкты "окультуривают" человека;
• помогают человеку приобщиться к жизни общества, социали¬зироваться.
Видами социальных норм являются:
• нормы морали;
• нормы группы, коллектива;
• специальные (профессиональные) нормы;
• нормы права.
Нормы морали регулируют наиболее общие варианты пове¬дения людей. Они охватывают большой круг общественных от¬ношений, признаны всеми (или большинством); механизмом обеспечения выполнения требований моральных норм является сам человек (его совесть) и общество, которое может подверг¬нуть осуждению нарушителя норм морали.
Групповые нормы — особые нормы, регулирующие поведение членов узких коллективов (ими могут быть нормы дружеской компании, коллектива, нормы преступной группировки, нормы секты и т. д.).
Специальные (профессиональные) нормы регламентируют по¬ведение представителей тех или иных профессий (например, нормы поведения грузчиков, сезонных рабочих отличаются от норм поведения дипломатов, особые нормы поведения распро¬странены среди медработников, артистов, военных и т. д.).
Нормы права отличаются от всех иных социальных норм тем, что они:
• устанавливаются особыми уполномоченными государствен¬ными органами;
• имеют общеобязательный характер;
• формально-определенны (четко сформулированы в письмен¬ной форме);
• регулируют четко определенный круг общественных отно¬шений (а не общественные отношения вообще);
• подкреплены принудительной силой государства (возможно¬стью применения насилия, санкций со стороны специаль¬ных государственных органов в установленном законом по¬рядке по отношению к лицам, их преступившим).
5. Жизнь человека и общества невозможна без деятельности — цело¬стных, системных, последовательных, направленных на определенный результат действий. Основным видом деятельности является труд.
В современном развитом обществе труд — одна из высших социальных ценностей. Труд при отчуждении человека от средств и результатов труда теряет свою мотивацию и социальную привлекательность, становится бременем для человека и отрица¬тельно влияет на личность. Наоборот, приносящий пользу человеку и обществу труд способствует развитию потенциала человека.
Труд сыграл исключительную роль в формировании и разви¬тии человеческого сознания, способности человека, в эволюции в целом.
Благодаря труду и его результатам человек выделился из ок¬ружающего животного мира, сумел создать высокоорганизован¬ное общество.
6. Человек, живущий в обществе, взаимодействуя с другими индивидами, занимает определенную жизненную позицию.
Жизненная позиция — отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его мыслях и поступках. Выделяются две основные жизненные позиции:
• пассивная (конформистская), направленная на подчинение окружающему миру, следованию обстоятельствам.
• активная, направленная на преобразование окружающего мира, контроль над ситуацией;
В свою очередь, конформистская жизненная позиция бывает:
• авторитарно-конформистская (человек в своем поведении ориентируется на поведение и взгляды какого-то отдельного, очень влиятельного и авторитетного человека, как правило, руководителя коллектива);
• групповая-конформистская (отдельный человек, как и дру¬гие члены группы, жестко придерживается норм, принятых в группе);
• общественно-конформистская (отдельный индивид подчиня¬ется нормам общества и "плывет по течению"); данное пове¬дение особенно было свойственно гражданам тоталитарных государств.
Активная жизненная позиция также имеет свои грани:
• активное, самостоятельное поведение по отношению к дру¬гим индивидам, но подчинение лидеру группы;
• подчинение нормам общества, но стремление лидировать в группе, коллективе;
• игнорирование общественных норм и активное стремление "найти себя" вне общества — в банде преступников, среди хиппи, в других асоциальных группах;
• непринятие норм общества, но стремление самостоятельно и с помощью других изменить всю окружающую действитель¬ность (пример: революционеры — Ленин и другие).
7. Для нормального вхождения человека в общество, для его адаптации, гармоничного существования самого общества необ¬ходимо воспитание личности.
Воспитание — это приобщение индивида к социальным нормам, духовной культуре, подготовка его к труду и будущей жизни.
Воспитание осуществляют, как правило, различные институты общества: семья, школа, группа сверстников, армия, трудовой коллектив, вуз, профессиональное сообщество, общество в целом. , В качестве воспитателя, примера для подражания может вы¬ступить отдельный человек: учитель в школе, авторитетный сверст-
ник, командир, начальник, представитель мира культуры, харизма¬тический политический деятель.
Огромную роль в воспитании личности со стороны современ¬ного общества имеют средства массовой информации, а также достижения духовной и материальной культуры (книги, выстав¬ки, технические устройства и т. д.).
Основные цели воспитания:
• подготовить человека к жизни в обществе (передать ему ма¬териальную, духовную культуру, опыт);
• развить общественно ценные качества личности;
• стереть или притупить, нейтрализовать осуждаемые в обще¬стве качества;
• научить человека взаимодействию с другими людьми;
• научить человека труду.
- 01 Смысл и назнач философии
- 11. Особености среденевековой философии. Патристика. Учение Августина
- 18. Теория познания и трансцендентальная диалектика Канта
- § 1 Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.
- §2 Закон отрицания отрицания.
- §3 Закон единства и борьбы противоположностей
- 20 Антропологический материализм Фейербаха
- 21 Философия марксизма
- 29 Движение как способ существования материи
- 31.Материя как философская категория. Философское понятие субстанции
- 32 Диалектика – учение о всеобщей связи. Объективная и субъективная диалектика
- 33.Категории материалистической диалектики: единичное и общее, явление и сущность,форма и существование, часть и целое, причина и следствие
- 34 Оснвные законы диалектики
- 35. Система. Системный подход
- 36 Гносеология – наука о познании
- 37 Специфика научного познания
- 38 Социально- историческая форма познания. Диалектика субъекта и объекта познания
- 40 Чувственное и рациональное познание
- 41 Общество как объект философского изучения
- 42 Структура общественного сознания
- 43 Человек как предмет философского изучения