30. Духовная культура общества (наука, философия, искусство).
Наука
В философии наука рассматривается двояко: как элемент, тип культуры, как структурный элемент общества, играющий важную роль в его жизни, и как форма познавательной деятельности, форма поиска истины. Соответственно этому она и рассматривается в двух разных разделах философии. Как социально организованная форма познания — в настоящем разделе, а как форма деятельности — в разделе «методы и формы человеческой деятельности».
наука — коллективное познание или, по другому, социально организованная форма познания. Она встроена в культуру, в жизнь общества и оказывает гигантское влияние на все сферы жизни.
Два противоположных взгляда на науку: 1) она — всё в современной жизни и 2) она играет ограниченную позитивную или даже отрицательную роль. В первом случае имеет место преувеличение роли науки, во втором — пренебрежительное отношение к ней или ее демонизация. Очень важно не допустить скатывания в ту или иную крайность.
В самой науке постоянно идут споры между узкими специалистами и философствующими учеными, между эмпириками-экспериментаторами и теоретиками.
Одни считают, что наука играет в человеческих делах чисто инструментальную роль, на добро и зло «взирает равнодушно». Другие уверены в том, что наука как часть жизни тесно связана и с нравственными проблемами, и с политикой, и с материальной практикой. Здесь можно рассудить так: поиск истины имеет относительно самостоятельное значение и в то же время истина не отделена китайской стеной от добра, блага, красоты.
Искусство
Искусство — коллективное чувствование. В вопросе об искусстве постоянно идет спор между теми, кто делает упор на коллективности, и теми, кто делает упор на чувствовании.
Гегель отстаивал позицию первых. Он писал: «...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.»
На такой же позиции стоял марксизм. Известно такое высказывание В. И. Ленина: “Искусство принадлежит народу”. В советское время это высказывание было руководящим принципом в художественной политике государства. Художественной интеллигенцией он переосмысливался в таких не менее крылатых словах Е. Евтушенко: «В России поэт больше чем поэт».
Сторонниками указанной точки зрения были два художественных гения России — Л. Н. Толстой и П. И. Чайковский. Первый категорично утверждал: «Причина, почему декадентство есть несомненный упадок цивилизации состоит в том, что цель искусства есть объединение людей в одном и том же чувстве. Это условие отсутствует в декадентстве. Их поэзия, их искусство нравятся только их маленькому кружку точно таких же ненормальных людей, каковы они сами. Истинное же искусство захватывает сущность души человека. И таково всегда было высокое и настоящее искусство.» (Л. Н. Толстой). Второй же был более мягок, но не менее убедителен: «Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространялась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору».
С другой стороны, деятели искусства всегда выступали за то, что искусство должно быть внутренне свободным, незаинтересованным, неутилитарным, одним словом, относительно самостоятельной сферой жизни.
- 1Что такое философия?
- 2. Практическая философия.
- 3. Предмет и «части» философии
- 4. Философский плюрализм, многообразие философских учений и направлений.
- 5. Материализм и идеализм.
- 6. Рационализм, эмпиризм, иррационализм.
- 7. Философия Древней Греции. Платон и Аристотель.
- 8. Философия XVII века. Рационалисты: Декарт, Спиноза, Лейбниц.
- 9. Философия XVII века. Эмпирики: ф.Бэкон, Гоббс, Локк.
- 10. Философия Канта.
- 11. Философия Гегеля.
- 12. Философия марксизма.
- 15. Позитивизм, неопозитивизм, философия науки.
- 13. Русская философия. Славянофилы и западники. А.И.Герцен.
- 14. Русская философия. В.С.Соловьев, н.А.Бердяев. Космисты.
- 16. А. Шопенгауэр, ф. Ницше.
- 17. Экзистенциализм, постмодернизм.
- 18. Аналитическая философия.
- 19. Картины мира: религиозная, научная, философская.
- 22. Происхождение и сущность человека. Биологическое и социальное в человеке. Сущность человека
- 23. Организация и типология человека. Организация человека
- 24. Философия гуманизма. Человек как высшая ценность.
- 25. Жизнь, смерть, бессмертие. Смысл жизни. В чем он?
- 26. Общество и его структура.
- 27. Мораль, политика, право (формы регуляции поведения людей в обществе).
- 28. Добро и зло.
- 29. Золотое правило поведения.
- 30. Духовная культура общества (наука, философия, искусство).
- 31. Концепции исторического развития. Формационная и цивилизационная модели.
- 32. Глобальные проблемы. Глобализм и антиглобализм. Будущее человечества (философская футурология).
- 33. Философия и экология. Экогуманизм.
- 21. Диалектика противоречия. Противоречия реальные и логические.
- 34. Структура и виды человеческой деятельности. Деятельность
- 35. Как мы думаем? Структура мышления (ум, разум, рассудок, вероятностное мышление). Как мы думаем?
- 36. Формы и методы научного познания.