Билет 22 (Томас Мор. «Утопия».)
Томас Мор (1478–1535) Родился в Лондоне 6 февраля 1478 (возможна также дата 7 февраля 1477), его отец Джон Мор (ок. 1450–1530) был известным юристом, судьей королевской скамьи, удостоившимся дворянского титула в царствование Эдуарда IV (ум. 1483). Мор учился в лучшей в то время в Лондоне школе св. Антония, в 12-летнем возрасте поступил в качестве пажа (такова была тогда распространенная в Англии практика) в дом кардинала Мортона, архиепископа Кентерберийского и лорда-канцлера. Величайшее уважение, которое испытывал Мор к своему покровителю-кардиналу, впоследствии нашло выражение в его сочинениях Утопия (Utopia) и История Ричарда III......
«Утопия» написана Мором по-латыни в 1515–1516. Название сочинения (озаглавленного по имени фантастического острова) произведено из двух греческих слов «у» (отрицание) и «топос» («место»), так что его можно перевести как «Нигдея».
Более всего известна вторая книга «Утопии», где описывается идеальное общество, в котором нет частной собственности. И все же литературные достоинства труда в значительной мере связаны с взаимным соотношением, существующим между двумя книгами. В первой книге Мор в художественной форме воспроизводит беседу, которая якобы имела место в доме его друга Петра Эгидия из Антверпена при участии хозяина, самого Мора и необычного путешественника, вернувшегося из дальних стран, некоего Рафаэля Гитлодея. Собеседники, прежде всего на примере Англии, обсуждают экономические и социальные проблемы, причем автор вкладывает в уста Гитлодея уничтожающе сатирическое, но в то же время поразительно точное описание язв, поражающих современное общество. Когда же Гитлодея спрашивают, как улучшить положение, он отвечает, что помочь может только одно: чтобы люди начали жить по законам разума, подобно тому, как это делают обитатели Утопии.
Вторая книга посвящена описанию идеального общественного строя Утопии. Гитлодей заявляет, что посетил Утопию, странствуя по Новому Свету. По его словам, в периметре остров составляет 800 км, на нем располагаются 54 прекрасно спроектированных города. Все на острове находится в общей собственности, численность населения поддерживается на постоянном уровне, сельскохозяйственное производство пользуется преимущественным вниманием, причем все члены общества привлекаются к нему по очереди, а продукты распределяются через общественные рынки и столовые. Поскольку потребности каждого гражданина в достаточной мере удовлетворены и благодаря воспитанию все способны усмирять свою гордыню и алчность, на Утопии нет ни денег, ни роскоши. Все островитяне обучаются как сельскому хозяйству, так и ремеслу, шестичасовой рабочий день оставляет достаточно времени для умеренного отдыха и совместного образования. Правители избираются из числа ученых людей, отбор в которые происходит в соответствии со способностями. Законов мало, и их формулировки настолько четки, что в юристах нет нужды. Возможен развод по причине супружеской измены или невыносимости совместной жизни. Войны с другими государствами ведутся лишь в целях самозащиты или освобождения угнетенных. В Утопии допускаются различные религии, однако те, кто не верит в бессмертие души и божественное провидение, не могут избираться на общественные должности. Высшим наказанием практически за сколь угодно тяжкое преступление служит обращение в рабство. Таким образом, население Утопии живет в соответствии с законами природы, полагая, что удовольствие, доставляемое разумной жизнью, есть наивысшее благо для человека.
- VI в. До н.Э.), Чаpвака-Локаята.
- Билет 2 (Философия Древнего Китая)
- Билет 3 (Лао-цзы. Даодэцзин)
- Билет 4 (Кун-цзы. Суждения и беседы)
- Билет 5 (Буддизм. Зарождение и развитие)
- 4 Перевоплощения: женщина мужчина монах будда
- Билет 6 (Античная философия. Основные школы и направления)
- Билет 7 (Космоцентризм античной философии)
- Билет 8 (Платон. Учение об эйдосах) о самом Платоне:
- Билет 9 (Платон. Пир)
- Билет 10 (Платон и Аристотель о государстве)
- Проблема материи в философии Аристотеля
- Проблема души и человека в философии Аристотеля.
- Особенности средневековой философии.
- Билет 14 (Философия Средневековья – синтез христианства и Античности)
- Билет 15 (Патристика. Аврелий Августин)
- Билет 16 (Аврелий Августин. О Граде Божьем)
- Билет 17 (Схоластика как феномен средневековой культуры. Фома Аквинский)
- Билет 19 (Общая характеристика и периодизация философии Возрождения)
- Билет 20 (Натурфилософия и новое естествознание эпохи Возрождения)
- Билет 21 (Гуманизм эпохи Возрождения)
- Билет 22 (Томас Мор. «Утопия».)
- Билет 23 (т.Кампанелла. «Город Солнца».)
- Билет 24 (Макиавелли. «Государь».)