Билет 2 (Философия Древнего Китая)
Китайская философия сложилась в 7-6 вв. до н.э. на рубеже эпох Чуньцю (8-5 вв. до н.э.) и Чжаньго (5-3 вв. до н.э.) во время правления династии Чжоу (11-3 вв. до н.э.). Свое начало китайская философия ведет от учений Лао-цзы (6 в. до н.э.), Конфуция (551-479 гг. до н.э.) и «Книги перемен» (8-4 вв. до н.э.). Истоки философиии Древнего Китая следует искать в первых, еще полумифологических памятниках китайской письменности, особенно в знаменитой «Книге перемен» («Ицзин»). В название этого источника вложен глубокий смысл, суть которого - это попытка отразить процессы, происходящие в природе, включая ее небесную сферу с естественной системой звезд. Характерным является то, что человек, природа, Вселенная рассматриваются как единое целое, в котором все взаимосвязано и взаимообусловлено, но вместе с тем и пронизано переменами (отсюда и название "Книги"). Этот процесс описан с помощью графики и иероглифики. Графическая часть "Перемен" состоит из восьми триграмм и шестидесяти четырех гексаграмм. Они выстраиваются по алгоритму течения циклов природно-человеческой жизни.
Первую классификацию философских школ представил Сыма Тань (2-1 вв. до н.э.). Сыма Тань условно выделил:
«ученые конфуцианцы» (жу цзя);
«моисты» (мо цзя); «школа имен» (мин цзя);
«законники» (фа цзя);
«даосисты» (дао дэ цзя). В древнекитайской философии просматриваются два основных типа мудрецов: конфуцианский и даосский. За ними стоят две концепции человека: политический человек у Конфуция и естественный человек у даосов /сторонников и последователей учения Лао-цзы. Обе концепции с разных сторон шли к одному, а именно - к "золотой середине", то есть гармонии в Поднебесной. ЛАО-ЦЗЫ (вторая пол.VI-перв.пол.V в. до н.э.) – основатель философ.школы даосизма. Мировоззрение Лао-Цзы противоречиво. В одной ст., он признавал окруж.человека природу единственным бытием, а с другой – исходил и существования невоспринимаемого органами чувств – дао – вечного, неизменного, бесформенного, непознаваемого начала. Это начало он рассматривал как подлинную основу всех вещей и явлений природы, но вместе с тем отождествлял его с небытием. Одно из глав.требований дао по отнош.к человеку составляет «недеяние» (увэй – созерцат.отнош. к действит-ти) или «следование ествественности». Идеи Лао-Цзы изложены в книге «Даодэцзин», кот.,как полагают исследователи философ.мысли Др.Китая, появилась в IV-III вв. до н.э., будучи составлена последователями философа. Воззрения, изложенные в ней, оказали огромное влияние на послед.развитие философ.идей в Китае. Понятия из «Даодэцзин»: Дэ – конкретное проявление дао в вещах и поведении человека; Ци – мельчайшая телесная частица, появляющ.в результате появления дао. Легкие, светлые частицы ци образуют муж.начало ян (янци), а тяжелые,темные – женское начало инь (иньци). Сочетание этих частиц порождает все сущее в мире. Пройдя цикл своего развития, каждая вещь «возвращается к своему корню», т.е.снова распадается на первонач.частицы. ; Жэнь – человеколюбие; Ли – ритуал. (далее см.билет 3) Конфуций (Кун Фу-цзы, 551-479 до н.э.) – виднейший мыслитель, политич.деятель и педагого Др.Китая, основатель первой китайской филос.школы. Происходил из знатной, разоривш.семьи. Был советником при правителе царства Лу, но добровольно ушел в отставку, основав собств.школу. Воззрения Коняуция отражали умонастроения родовой знати, стремившейся к укреплению своего господства и привелегий. Хотя Конфуций выдвинул ряд идей в области педагогики, но в целом его учение носила реакционный хар-р. Конфуций занимался упорядочением древ.книг, ему принадлежит редакций «Книги песен» («Шицзин»), составление комментариев к «Книге перемен» («Ицзин»). Он составил «Летопись» царства Лу («Чуньцю»). Воззрения самого Конфуция изложены глав.образом в книге «Беседы и суждения» («Луньюй»). Она составлена последователями Конфуция из записей высказываний и поучений его самого и его ближайших учеников. Всемирно поклоняясь перед стариной и стремясь к восстановлению древ.обрядов и порядков, Конфуций сформулировал принцип «исправления имен» (чжэнмин), т.е.приведение положения разорившейся и обнищавшей родовой знати в соответствие с ее именами и титулами путем возвращения ей былого величия и богатства. Для установления строгой субординации внутри общества и устранения междоусоб.вражды внутри знати он выдвинул также принцип жэнь и ли** и ряд таких этических правил, как «почтение к родителям» (сяо), «почтение к старшему брат» (ди), «верность правителю и своему господину» (чжун) и т.д. Следование этим правилам должно было обеспечить неизменность существовавших порядков. Конфуций вместе с тем считал, что лишь представители знати могут обладать мудростью, кот.основана у них на врожденном знании, составляющем высший вид знания. Конфуций признавал существование «владыки неба» и духов; верил в судьбу. Во II в. до н.э. при императоре У-ди принципы конфуцианства были канонизированы и объявлены офиц.идеологией, а сам Конфуций был обожествлен. * Жэнь – букв. «человеколюбие». Принцип жэнь: «Чего не желаешь себе, того не делай и другим». Жэнь являлось также критерием упорядочения отношений между представителями родовой знати в Др. Китае.; Ли –букв. «ритуал», «почтительность» - объединяет широкий круг правил, имевших целью регулирование отнош.между правителями и их подданными, между всеми обществ.группами и внутри их. (далее см. билет 4)
Другие школы: Леги́зм — философская школа эпохи Чжаньго (Воюющих царств) ( IV-III вв. до н.э.), известная также как «Школа законников» . Крупнейший представитель раннего легизма и основоположник учения — Шан Ян (ок. 390—338 гг. до н. э.) — инициатор знаменитых реформ, узаконивших в стране частную собственность на землю. Составленные им проекты реформ и указов вошли в трактат «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан»). Основные идеи школы: * Провозглашалось равенство всех перед Законом и Сыном Неба и, как следствие, появление идеи раздачи титулов не по рождению, а по реальным заслугам, согласно которой любой простолюдин имел право дослужиться до первого министра. * Следует усваивать опыт предшествующих правителей. И в то же время «для того, чтобы принести пользу государству, не обязательно подражать древности». * В области управления предлагалось сосредоточить всю полноту власти в руках верховного правителя, лишить наместников властных полномочий и превратить их в обыкновенных чиновников. * Чтобы обеспечить представительство зажиточных слоев в государственном аппарате, предусматривалась продажа чиновничьих должностей * Отношения между властью и народом Шан Ян рассматривал как противоборство враждующих сторон. «Когда народ сильнее своих властей — государство слабое; когда власти сильнее своего народа — армия могущественна». В образцовом государстве власть правителя опирается на силу и никаким законом не связана. * За малейший проступок следует карать смертной казнью. Эту карательную практику должна была дополнить политика, направленная на искоренение инакомыслия и оглупление народа. * Высшая цель деятельности государя — создание могущественной державы, способной объединить Китай путем захватнических войн. МИН ЦЗЯ (школа имен, школа «номиналистов», «логистов», «апоретиков»), или син мин цзя («школа [изучения] телесных форм и имен»), – одно из основных направлений древнекитайской философии периода «борьбы ста школ» (6–3 вв. до н.э.) Внутри школы имен существовало два направления: «школа совпадения тождества и различия» («хэ тун и пай»), представителем которой был Хуэй Ши, и «школа отделения твердого от белого» («ли цзянь бай пай») Гунсунь Луна. Хуэй Ши: центральным положением его взглядов был тезис об относительности различий между вещами и абсолютности «Великого единства» космоса. «Все вещи в конце концов едины и в конце концов различны» — это называется «большое подобие и различие». Хуэй Ши приписывались и парадоксы: «Царство Юэ не имеет границы — и все же имеет границу»; «Небо находится на одном уровне с Землей, горы находятся на одном уровне с озерами»; «Солнце, будучи в зените, уже заходит»; «Рождаясь, вещь умирает»; «Отправляюсь в Юэ сегодня, а прибываю туда вчера» и др. Школа Гунсунь Луна сосредоточила внимание на вопросе о связи «имени» (мин) и «реалии» (ши), а также формы вещей и их свойств. Философ признавал реальное существование вещей и их качеств, которые выступают как самостоятельные сущности, разнородно воспринимаемые органами чувств. Реалии же, по Гунсунь Луну, должны быть именованы каждая однозначно, т.е. каждой конкретной реальной вещи должно соответствовать одно имя/название. Мои́зм (мо цзя)— древнекитайская философская школа, разрабатывала программу усовершенствования общества через знание. Основатель философской школы — древнекитайский мыслитель Мо-цзы. В V—III вв. до н.э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Если Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия. Образцом верности принципу всеобщей любви моисты считали великого Юя - легендарного правителя древности, который усмирил потоп. С развёрнутой критикой моизма выступил конфуцианец Мэн-цзы.
- VI в. До н.Э.), Чаpвака-Локаята.
- Билет 2 (Философия Древнего Китая)
- Билет 3 (Лао-цзы. Даодэцзин)
- Билет 4 (Кун-цзы. Суждения и беседы)
- Билет 5 (Буддизм. Зарождение и развитие)
- 4 Перевоплощения: женщина мужчина монах будда
- Билет 6 (Античная философия. Основные школы и направления)
- Билет 7 (Космоцентризм античной философии)
- Билет 8 (Платон. Учение об эйдосах) о самом Платоне:
- Билет 9 (Платон. Пир)
- Билет 10 (Платон и Аристотель о государстве)
- Проблема материи в философии Аристотеля
- Проблема души и человека в философии Аристотеля.
- Особенности средневековой философии.
- Билет 14 (Философия Средневековья – синтез христианства и Античности)
- Билет 15 (Патристика. Аврелий Августин)
- Билет 16 (Аврелий Августин. О Граде Божьем)
- Билет 17 (Схоластика как феномен средневековой культуры. Фома Аквинский)
- Билет 19 (Общая характеристика и периодизация философии Возрождения)
- Билет 20 (Натурфилософия и новое естествознание эпохи Возрождения)
- Билет 21 (Гуманизм эпохи Возрождения)
- Билет 22 (Томас Мор. «Утопия».)
- Билет 23 (т.Кампанелла. «Город Солнца».)
- Билет 24 (Макиавелли. «Государь».)