Билет 24 (Макиавелли. «Государь».)
МАКИАВЕЛЛИ, НИККОЛО (Machiavelli, Niccolo) (1469–1527), итальянский писатель и дипломат.
Государь — главный предмет рассуждения Макиавелли и центральный политический образ, созданный им в трактате. Предварительно рассмотрев, какие бывают типы государств («республики либо управляемые единовластно», гл. I), дав исторические примеры их различных вариантов, Макиавелли переходит к проблеме политической власти и прежде всего тех условий, которые позволяют ее завоевать, а завоевав, удержать. Начиная с XIV главы, он целиком сосредоточился на личности правителя, что видно уже из названий отдельных глав: «О том, за что людей, в особенности государей, восхваляют или порицают» (гл. XV), «О жестокости и милосердии и о том, что лучше: внушать любовь или страх» (гл. XVII), «О том, как государи должны держать слово» (гл. XVIII), «Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали» (гл. XXI). Макиавелли оправдывает политика, действующего по обстоятельствам, сохраняющего верность слову, являющего милосердие, но в душе всегда готов к тому, «чтобы переменить направление, если события примут другой оборот или в другую сторону задует ветер фортуны...». В знаменитой XXV главе «Государя» («Какова власть судьбы над дёлами людей и как можно ей противостоять») говорится о Времени, которое позволяет или препятствует достижению успеха, а именно успех есть мера доблести. Это понятие (virtu) Макиавелли применительно к своему Г. лишает прежнего гуманистического значеия — нравственной добродетели и толкует в значении скорее античном, связанном с военной доблестью. Следующая и последняя XXVI глава «Государя» — «Призыв овладеть Италией, освободить её из рук варваров». Макиавелли не видит в современной ему истории человека, достойного этой цели. Поэтому он готов'согласиться даже на то, чтобы ее осуществил недостойный, каковой и послужил прототипом для его Г., — Чезаре Борджиа, герцог Валентине. Сын папы Александра VI, он являл собой пример самого жестокого, напористого и до поры до времени удачливого политического авантюриста. После смерти папы судьба, правда, отвернулась от Чезаре, обрекая его на гибель (1507), а государство, создаваемое им с таким мастерством и такой кровью, — на крушение. Макиавелли был непосредственным Свидетелем того, как это государство рождалосъ в войнах, ибо по поручению Флорентийской республики 1502—1504 гг. не раз сопровождал войска герцога Валентине, в своих донесениях не раз предупреждал, насколько тот опасен и коварен. При жизни бывший для Макиавелли политическим противником, Чезаре после своей смертистанет тем оригиналом, с которого будет списан портрет идеального современного Г.
Политика: сфера действия реального, а не желаемого.
Чтобы управлять людьми, необходимо знать причины их поступков, их желания и интересы.
Макиавелли отделил политику от морали:
* политика есть особенная сфера человеческой деятельности, она имеет свои закономерности, которые должны быть изучены и испытаны, а не выведены из Святого письма;
* мораль частной особы и общественного деятеля - отличаются. "Великие люди стыдом считают неудачу, а не нарушение слова";
* идея "значительной цели" - моральная ответственность в цели, а не в средствах.
Политический процесс: воля человека + судьба + глобальный/локальный исторический ход. Поэтому Князь должен приспосабливать свой образ действий ко времени и обстоятельствам, а не упрямо действовать как привык и как до этого времени получалось удачно. Быть лисом или львом в зависимости от ситуации.
- VI в. До н.Э.), Чаpвака-Локаята.
- Билет 2 (Философия Древнего Китая)
- Билет 3 (Лао-цзы. Даодэцзин)
- Билет 4 (Кун-цзы. Суждения и беседы)
- Билет 5 (Буддизм. Зарождение и развитие)
- 4 Перевоплощения: женщина мужчина монах будда
- Билет 6 (Античная философия. Основные школы и направления)
- Билет 7 (Космоцентризм античной философии)
- Билет 8 (Платон. Учение об эйдосах) о самом Платоне:
- Билет 9 (Платон. Пир)
- Билет 10 (Платон и Аристотель о государстве)
- Проблема материи в философии Аристотеля
- Проблема души и человека в философии Аристотеля.
- Особенности средневековой философии.
- Билет 14 (Философия Средневековья – синтез христианства и Античности)
- Билет 15 (Патристика. Аврелий Августин)
- Билет 16 (Аврелий Августин. О Граде Божьем)
- Билет 17 (Схоластика как феномен средневековой культуры. Фома Аквинский)
- Билет 19 (Общая характеристика и периодизация философии Возрождения)
- Билет 20 (Натурфилософия и новое естествознание эпохи Возрождения)
- Билет 21 (Гуманизм эпохи Возрождения)
- Билет 22 (Томас Мор. «Утопия».)
- Билет 23 (т.Кампанелла. «Город Солнца».)
- Билет 24 (Макиавелли. «Государь».)