logo search
модуль 2

Диалектика чувственного и рационального уровня познания и их форм.

Гносеология - изучает общие закономерности познания.

Обыденное познание-основано на использовании социального опыта(трудового, семейного и т.д.). Отражает свои объекты в зависимости от реальных жизненных потребностей людей. Использует обыденный язык. Основной метод классификации знания-здравый смысл. Носит рецептурный характер, дает предписания, результат его предписаний - этикет. Обыденное знание очень субъективно.

Научное познание- отличается по уровню, глубине проникновения в сущность вещей, стремится выявить законы для мира и его компонент.

Основное отличие О.П. от Н.П.-научное познание предполагает своим результатом систему знания, которая носит концептуальный характер: процедура доказательства, обоснования знания.

Наиболее совершенная форма знания-теория-выступает как обобщение(не все обобщения-теория).

Познание-разновидность духовного воспроизводства. Задействованы: чувства и разум, мышление, интуиция и т.д. Виды познания:

Чувственно - сенситивное (на чувственном уровне)

Абстрактно - логическое (способность человека)

Интуиция (способность человека)

С одной стороны знание обусловлено познавательной способностью человека.

С другой стороны знание - как резюме, итог всей человеческой деятельности.

Соотношение чувственного и рационального

Существуют: сенсуализм(«чувство») и рационализм(«разум»).

Сенсуализм. В основе познавательной деятельности-чувства человека, ощущение-источник(Гоббс, Локк, Фейербах-в той или иной мере сенсуалисты).

Рационализм. Доказывали, что всеобщие и необходимые истины нельзя вывести из чувственного опыта(Декарт, Лейбниц, Гегель).

Интуитивистские направления философии.

Интуиция может восприниматься по-разному:

Как божественное озарение

Чувственное озарение

Как особое психическое состояние

В современной философии-рационалистическая традиция

Чувственное познание. Осуществляется на базе органов и чувств(с их помощью он связан с внешним миром, если лишить этого канала-нет познания).

Наличие органов чувств - необходимое и достаточное условие для многосторонней познавательной деятельности.

Формы чувственного познания:

Ощущение-отражение в сознании человека отдельных сторон и свойств предмета.

Восприятие- это целостный образ предмета, созданный на основе комплекса ощущений.

Представление-чувственно-наглядный образ предмета (сейчас не воспринимаем, но воспринимали ранее).

Воображение-способность сознания на основе сохраненных представлений комбинировать новые образы.

Рациональное познание. Это не чисто природное свойство человека, оно вырабатывается в ходе социологизации человека, в процессе общения и т.д. Уровни рационального познания: рассудок т разум.

Рассудок. Дает возможность оперировать абстракциями в пределах определенных схем, возможность последовательно и ясно рассуждать, выражать свои мысли и т.д. Благодаря рассудку мы можем понимать другого человека.

Разум. Более высокий уровень рационального познания, характерно оперирование самими абстракциями, меняет абстракции, конструирует их, его задача-постигать сущность вещей. Оперирует в области диалектической логики-разум способен видоизменять, трансформировать сами понятия. Именно Гегель показал, каким образом меняются сами понятия. В реальной жизни эти уровни тесно связаны.

Формы рационального мышления: понятия, суждения, умозаключения.

Понятие - исходная форма мышления, отражает общие закономерные связи объекта. Сущность его-в дефинициях, предъявляется ряд требований: 1. Гибкие и неподвижные; 2. Выражение в виде определенных слов. Само понятие мысли не выражает, оно-атом мысли.

Суждения - отражает свойства и связи между предметами. Бывают отрицательные и положительные.

Умозаключения - на основании известных двух суждений выводится новое.(У Аристотеля это-сииллогизм-роза- цветок, цветок-растение, роза-растение)

Определение дополнительные формы рационального мышления, первых 3-х достаточно для обоснования любой теории

Сомнение

Мнение

Интуиция

Интуиция подчеркивает связь между рациональным и чувственным познанием. Выделять эти познание в чистом виде нельзя.

Субъект и объект познания.

Объект познания - природа, весь мир.

Субъект - мыслящий человек, общество, либо коллектив(конкретный процесс-в голове конкретного субъекта).

Отношения между субъектом и объектом - базис практики, если нет этого отношения, то нет познания.

Объект

Ранее: кто имел свойства, состояния и действия = понятию субстанция

Понятие объекта приобрело гносеологический смысл с 17 века, т.к. объект соотносится с субъектом(самостоятельно объект уже не рассматривается), методологически-необходимо выделить ту часть объективной реальности, которая в данный момент освоена или осваивается человеком.

Помимо объекта познания - предмет познания - конкретные аспекты, стороны объекта познания, куда направлено острие человеческой мысли. Любое познание обязано иметь свой предмет познания.

Субъект

мыслящее, чувственно предметное существо, в широком смысле-это общество, коллектив(познавательные возможности конкретного субъекта определяются обществом).

Связи между субъектом и объектом

Решалась различными философами различно.

Например, механистический материализм: объект-то, что существует независимо от субъекта. Заложил понимание объекта как объективного мира, но субъект - является чем-то пассивным в познавательном отношении - фиксирует воздействия извне, не более. Субъект- как изолированный индивид.

Идеалисты-занимали более прагматичную позицию(прогрессивную) по вопросу об объекте и субъекте. Субъект - не то, что нам дано природой, а то, как он себя проявляет (человек-это его разум).

Субъективный идеализм сужал понимание субъекта - как психическую деятельность, отрицая существование субъекта независимо от объекта. Объект как психическое состояние субъекта (я могу вообразить либо реально видеть объект).

Диалектическое представление. Марксистско-ленинская философия(диалектический материализм) - бытие определяет сознание. Субъект меняется также как и объект.

Итог: процесс познания - взаимодействие объекта и субъекта, в результате чего происходит воспроизведение объекта в знании, а также изучение его свойств, отношений, связей. Важнейшая сторона этого взаимодействия - гносеологическое отношение, которое реализуется в различных духовных сферах освоения мира: обыденном и научном познании

Современные концепции истины.

Классическое понимание истины. Ограниченность этого понимания.

Аристотель-автор классической концепции истины: Сущность истины как соответствие знания об объекте объективному содержанию этого объекта. Именно с Аристотеля истина - как отношение, а не как самостоятельная сущность.

S=O , то- это истина, если между S и O нет тождества - заблуждение.

Нормативное(традиционное) понимание истины исходит из установки, что O и S познания находятся в жесткофиксированном состоянии и относятся к разным полюсам, отсюда познаваемое жестко отделяется от познающего субъекта. Такой подход имеет отрицательные черты: 1. Сковывает широту поиска познающего. Творчеству(познанию нового ) места нет. 2. Есть признание зеркальности наших познавательных усилий.

Идея нормативной истины прижилась в марксизме. Ленинская теория отражения полностью базируется на этом.

В современности:

Корреспондентская концепция истины. Корреспонденция предполагает простую информацию о событии.

Референтная (реферативная) концепция истины - точный слепок событий или познающего объекта.

Прагматическая концепция истины (прагма-действие) - знание, с помощью которого можно добиться поставленных результатов.

Конвенции(Рассел): «Истинно то, что принято считать истиной» (договорная).

Проблема разнообразия истины.

Классически истина может быть только одна. Истина-понятие однозначное. Истина объективно может быть разнообразна. Впервые удар был нанесен естественными науками - убрали грань между О и S. Знание может быть разнообразно, т.к. S в процессе познания получает субъективные знания( само положение субъекта может влиять на получение знания - вспышка на Солнце и Земле). При познании О мы не просто должны включать знание S, мы не можем исключить субъекта из результата знания. (Н-р, изучение электрона в камере Вильсона: электрон не ведет себя естественно, т.к. соприкасается с газом, истина искажена прибором).

Сам факт многообразия истины подводит нас к многомерности истины- одна истина может иметь множество измерений(толкований)(Н-р, рац.число изображаем на оси в пределах от.. и до …, пределы разные, но все толкования истинны). Но истина должна быть однозначной. Истина не определяется фиксированным набором познавательных актов. Истина- не результат , а Истина-процесс. Очень близко к пониманию истины примыкает понимание плюрализма (множественности) истины. Именно плюрализм позволяет ввести в научный оборот мнение как содержательный компонент истинного знания.

Истина и идеология. Сталкиваемся с пограничными понятиями. Идеология находилась всегда рядом с наукой и претендовала на истинное знание (ислам, христианство, марксизм и др)-все идеологии заявляли право на истину.

Идеология-истина , но с конкретной точки зрения-адекватное отражение действительности, но зависящее от положения субъекта в системе социальных отношений, отражает положение человека в данном обществе. «Недостаток» идеологии в том, что она всегда субъективна.

в науке-истина * в идеологии-идеологема * в искусстве- правда

Истина и правда. Правда-не ложь, но правда не есть истина. Правда подразумевает в первую очередь правду жизни, ее находят в искусстве. Правда - как отражение мира, но в особой форме. «В науке добытое знание выражается в понятиях, а в искусстве-в образах». Искусство не несет функцию познания, но что?

Правда художественного произведения заключается в том, что если художник(поэт, музыкант и т.д.) зафиксировал свои чувства и мы это переживаем, то это- художественная правда. Когда мы говорим о правде художественного произведения, то речь идет о соответствии художественных форм тем эмоциям, которые испытал автор с изображаемым объектом. Правда - когда автор способен вызвать у нас ответные адекватные чувства, пробудить эстетические чувства.

Проблема критерия истины-до конца не разрешена. Критерии истины делятся на внешние и внутренние.

Внешние. Истинность знания, теории. Проверять теорию на истинность необходимо за пределами этой теории-на практике. Но практика-не достаточный критерий истинности. Некоторые теории практически проверить просто нельзя(измерить расстояние от Земли до Солнца), и практика сама постоянно меняется. Что было прежде истинно, теперь ложно. Если внешних критериев недостаточно, то мы говорим о вторичных - внутренних критериях.

Внутренние. 1. Критерий логики: по свойству непротиворечивости ( изучив логический квадрат, можно делать выводы о об истинности данной теории, не имея знаний в данной области). 2. Эстетический критерий. 3.Экономности мыслей. 4. Симметричности. 5. Научной рациональности.

Проблема научного и философского понимания истины. Наука определяет истину как отношение. Эта точка зрения получила распространение и в нашей философии. Истина сама по себе может являться сущностью. («Вот это истинный человек»- это высказывание не метафора, а сущность). С точки зрения философской концепции истины: истина-то, чем предмет должен стать (а не есть).

Методология

Узкоспециальное образование становится невостребованным. Причины

Изменение социально-политической обстановки в стране(была плановая система подготовки специалистов, система изменилась- выпускники не могут найти работу по специальности)

Проблема узкоспециального образования- узкое развитие только в одной области

Быстро нарастает объем информации, она быстро устаревает, поэтому узкие специалисты быстро становятся не у дел

Главный предмет-математика-интересуют отношения, которые можно выразить числовым способом

Необходим довесок- философия - в методологическом аспекте. Философия пользуется особой понятийной сеткой. По своей природе философские определения являются определениями с размытыми краями. То, что понятно - наука, а то, что непонятно -философия.

Лобачевский - «без философского обобщения наука мертва и превращается в скопище фактов.»

У философии 2 основные функции: мировоззренческая и методологическая

Сейчас больший удельный вес в нашей философии уделяется методологии. На Западе методология является так же основой философии.

Методология- наука, которая изучает методы.

Метод- это определенным образом упорядоченная деятельность. Метод-это алгоритм.

Философский метод отличается неоднозначной заданностью. В философском методе обязательно есть определенная совокупность операций, а в некоторых случаях и определенная последовательность. Методология важна в том плане, что она позволяет посмотреть на знание как на процесс. Лейбниц: «Важнее знания об открытии может быть знание о том, как это открытие было сделано».

Метод = знание, теория = знание, метод = теория

Теория- это движение мысли по структуре объекта. Метод- это движение мысли по структуре теории. Декарт: «Метод-это дорожка, которую проходят дважды». Решаем 1 задачу. Поставив вторую задачу, обращаемся к решению 1-ой задачи, после ее решения говорим, что владеем методом решения данных задач.

Существует 2 вида методов:

Общенаучные или философские методы

Методы конкретных наук.

Представления каждой науки требуют, чтобы у каждой науки была методология, но это методика, так как методология не умещается в рамках одной науки(точка зрения Боровкова)

Каждая наука пользуется своим набором методов. Методы конкретных наук - это методы решения задач в конкретных дисциплинах.

Философский метод- это метод пригодный, необходимый в различных областях науки.

Гегель разработал законы диалектики, эти законы имеют высокую ценность в методологическом плане. Это связано с теми проблемами, которые в конце18 начале 19 веков волновали математиков: проблема бесконечно малых величин, которые могли существовать в процессе своего уничтожения.

Диалектика- наука об уничтожении вещей(пример, как метод конкретной науки мог быть применим в методологическом плане)

Проблема основного вопроса философии: что первично? материя или сознание (дух)

В методологическом плане эти 2 вопроса недоказуемы и неоправергаемы (первична материя или сознание)

Общий путь познания

Предварительное определение логического и интуитивного

Понятие сознательного и бессознательного

Этапы творческого процесса познания

А. Эйнштейн признавал философию как мать всех наук.

На пути чисто логического рассуждения принципиально нового знания получить невозможно, знание аналитическое не может быть принципиально новым. Мы выявляем то знание, которое для нас лежит в предпосылках. Приращивание знания возможно только интуицией.

Интуитивное знание- сугубо личностное, для его выражения мы должны его перевести на язык логики.

Логическое- выводное знание, основанное на логике. Логика-это наука о правильном мышлении. Логика-это учение о выводе.

Интуитивное-это прямое усмотрение истины без логических выводов.

В интуитивном мышлении: Недостаток: «я знаю, но я не знаю как я знаю». Логическое- это то, что от нас требует определенного интеллектуального усилия, сознательная деятельность.

Интуитивное - это бессознательная деятельность

Сознательная деятельность-это целесообразная деятельность, самосознание, знание.

Знание- умение, навык, владение.

Знание-это установление однозначного соответствия знака и объекта, который этим знаком обозначается. Знание предполагает понимание как вложение смысла.

Уровни понимания:

Способность слежения за текстом. Текст- это все, что может быть подвергнуто интерпретации(картина, музыка, следы на снегу)

Способность воспроизведения текста-уровень «натаскивания»

Способность опровержения текста- высший уровень понимания

Знание- это не просто соотношение знака и объекта познания, но и понимание

Самосознание-это способность выделить себя из окружающей действительности.

Бессознательная деятельность- это деятельность, не подверженная правилам логики.

Открытие- это логическое преступление.

Научная деятельность- это деятельность бессознательная. Научное творчество близко деятельности художника, писателя.

Писатель мыслит до и после работы, во время работы он не мыслит, он пишет.

Отличие логического и интуитивного:

Логическое - сознательная деятельность. Интуитивное - бессознательная деятельность

Доказательность логических операций. Интуитивные действия - бездоказательны

Отчетливость логического мышления. Интуитивное мышление- безотчетное

Подсознательное- в сознании не было на сознание действует из вне.

Бессознательное находится в сознании

Сверхсознание - информационное поле, ноосфера, космический разум, который является «складом» всех истин.

  1. . Проблема истины в философии и науке. Свойства истины. Критерии истины

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

Истина - это цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном условии, что оно истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Но что такое истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его решение, в основе которого лежит принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил свое решение: важнейший признак истинного знания - ясность. Для Платона и Гегеля истина выступает как согласие разума с самим собой, поскольку познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

Наконец, позиция прагматизма сводится к тому, что истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

Что касается других позиций, то при наличии и в них определенных положительных моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Что же касается этих слабостей, то их влияние - задача, которую предлагается решить самим студентам. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

А теперь обратимся к главным характеристикам истинного знания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.

Вопрос о соотношении истины абсолютной и относительной выражает диалектику познания в его движении к истине, о чем уже шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта.

Можно сказать, что относительная истина - это ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.

И в то же время истина конкретна, поскольку сохраняет свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий. Истина конкретна. Та истина, что вода кипит при 100 5о 0 С, сохраняет свое значение лишь при строго определенных условиях. Но путь к истине отнюдь не усеян розами, познание постоянно развивается в противоречиях и через противоречия между истиной и заблуждением.

Заблуждение, - это такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Взять хотя бы идею самозарождения жизни, которая лишь в результате работ Пастера была похоронена. Или положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь - намеренное искажение действительного положения дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным. Вместе с тем сам факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины требует отыскания инстанции, которая могла бы помочь определить, истинен некоторый результат познания или ложен. Иными словами: что является критерием истины?

Поиск такого надежного критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию?

Тем не менее и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в данном случае - субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов.

Наконец, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта.

В практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна.

Конечно, далеко не все положения науки нуждаются в практическом подтверждении. Если эти положения выведены из достоверных исходных положений по законам логики, то они также достоверны, т.к. законы и правила логики тысячи раз проверялись на практике.

Практика как критерий истины и абсолютна и относительна. Абсолютна, так как иного критерия в нашем распоряжении нет. Но этот критерий и относителен в силу ограниченности практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий не могла опровергнуть тезис о неделимости атома. Но с развитием практики и познания этот тезис был опровергнут.