Вера и знание. Понимание и объяснение.
Вера и знание
Как всякие противоположности, знание и вера не могут существовать по отдельности. Что бы мы не делали, они вместе присутствуют в любом нашем поступке и даже в каждой мысли. Чтобы верить во что-то, необходимо так или иначе знать предмет, в который ты веришь. В свою очередь, знание всегда начинается с положений, принимаемых на веру без всякого доказательства, с постулатов и аксиом.
В средневековой философской мысли вопрос о соотношении веры и знания был одним из важнейших. Приоритет веры над знанием отстаивал Августин и другие представители патристики, а знания над верой - схоластики (например, Фома Аквинский). В эпоху Просвещения и Нового времени истинным источником знаний провозглашался разум, а не вера. В немецкой классической философии, например, у Канта можно встретить отделение веры религиозной от любой другой, которая встречается и в науке. Современная философия (позитивизм, неопозитивизм) преимущественно базируется на научном идеале знаний, хотя в ряде течений (экзистенциализм, феноменология и др.) встречаются мыслители, отстаивающие приоритет веры, как способа понимания, над знанием. Проблема взаимодействия веры и знания, религии и науки до сих пор остается открытой и актуальной в связи с явлением «парадигмального кризиса» научного мышления.
Понимание и объяснение
Понять предмет, значит выразить его сущность, т.е. причины и законы его бытия, в логической форме - в виде понятия. Эта же самая форма позволяет и объяснить понятое, выразив мысль с помощью знаков (слов, цифр, чертежа и т.д.) либо практических действий. Таким образом, объяснение предполагает понимание и является его логическим продолжением. Невозможно объяснить то, что ты не понимаешь. Напротив, если ты действительно понял вещь, т.е. выразил ее сущность в понятии, объяснение ее не представляет какой-либо сложности.
В конце XIX века немецкие кантианцы противопоставили методы объяснения и понимания. Объяснение, полагали они, характерно для естествознания и математики, где разум имеет дело с лишенными духа внешними вещами; историческое же, гуманитарное знание добывается методом понимания - проникновения в духовный мир других людей и культур. Метод объяснения обобщает явления природы, игнорируя их индивидуальность, а метод понимания, напротив, нацелен на выявление индивидуального содержания феноменов человеческого духа.
Эта дилемма объяснения и понимания строится на толковании отношения категорий всеобщего и единичного (индивидуального). Помимо абстрактного всеобщего, которое на самом деле отвлекается от индивидуальности вещей, существует еще всеобщее конкретное, синтетически вбирающее в себя индивидуальность своих более простых элементов. Именно это, конкретное всеобщее и образует содержание всякого настоящего понятия, как в естествознании, так и в науках гуманитарного цикла.
- К. Маркс и его теория общественного развития.
- Русская философия рубежа 19-20 веков: учение в.Соловьева, эволюция взглядов н.Бердяева, с.Булгакова, с.Франка.
- Феноменология э. Гуссерля
- Философская герменевтика г. Гадамера.
- Теория психоанализа з.Фрейда
- Проблема свободы и ответственности в экзистенциальной философии ж-п. Сартра
- Неотомизм. Религиозно – философская система п.Тейяра де Шардена.
- Американский прагматизм.
- Философские проблемы бытия
- Категория «материя». Атрибуты и модусы материи.
- Движение и развитие.
- Пространство и время
- Основные законы диалектики.
- Детерминизм и индетерминизм.
- Возникновение сознания. Психика и сознание.
- Сознание и его структура. Свойства сознания. Функции сознания.
- Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.
- Проблема идеального и форм его бытия.
- Природа как предмет философского анализа.
- Гносеология как раздел философии. Знание и его предмет.
- Субъект и объект познания.
- Диалектика чувственного и рационального уровня познания и их форм.
- Сущность и значение интуиции. Рациональное и иррациональное в познании.
- Вера и знание. Понимание и объяснение.