К. Маркс и его теория общественного развития.
Следующим шагом в развитии унитарно-стадиального понимания истории было появление марксистского материалистического понимания истории. Хотя эта концепция исторического развития была создана Карлом Генрихом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820—1895) еще в середине XIX в., она, бесспорно, является учением и современным. У материалистического понимания истории немало сторонников, причем не только в бывших «социалистических» странах, но и далеко за их пределами.
Исторический материализм — подход к интерпретации общественного развития на основе диалектического метода и теории конфликта. Одним из наиболее ярких представителей данного направления является К. Маркс. С точки зрения Маркса, развитие общества детерминировано процессами, происходящими в экономической сфере (базисе), по отношению к которой все остальные сферы находятся в подчиненном положении.
Латентные противоречия между составляющими базиса, а именно постоянно развивающимися производительными силами и статичными (в рамках одной формации), а поэтому неизбежно устаревающими производственными отношениями, в конечном итоге обостряются и приводят к открытому конфликту (его носителями являются классы-антагонисты), который распространяется на всю общественную формацию (институты надстройки) и приводит к ее смене. Новый этап развития общества является более совершенным, что отражает идею прогрессивного развития человечества.
К. Маркс выделяет пять общественных формаций, порядок расположения которых отражает этапы развития любого общества: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Смена формаций обязательно характеризуется открытым социальным конфликтом, резкими, глобальными революционными преобразованиями социальной системы.
Многие идеи К. Маркса и его последователей, безусловно, находят свое подтверждение в процессе анализа исторического развития различных обществ и, прежде всего, стран Европы. Однако как целостный подход к интерпретации развития общества теория К. Маркса имеет ряд недостатков и ограничений. Наиболее часто выделяемыми являются следующие: экономический детерминизм как абсолютизация значения экономики в процессе развития социальной системы; рассмотрение социального конфликта как оптимального источника социального развития; признание выделенных формаций универсальными этапами развития любого общества, безотносительно к его специфике; признание коммунизма наивысшей и конечной стадией развития общества.
В XX веке ряд ученых-обществоведов ставит под сомнение не только частные утверждения, характерные для описанных выше научных подходов, но и основополагающие положения, такие, например, как прогрессивное развитие общества, существование универсальных стадий и конечной кульминационной точки развития социальной системы.
-
Содержание
- К. Маркс и его теория общественного развития.
- Русская философия рубежа 19-20 веков: учение в.Соловьева, эволюция взглядов н.Бердяева, с.Булгакова, с.Франка.
- Феноменология э. Гуссерля
- Философская герменевтика г. Гадамера.
- Теория психоанализа з.Фрейда
- Проблема свободы и ответственности в экзистенциальной философии ж-п. Сартра
- Неотомизм. Религиозно – философская система п.Тейяра де Шардена.
- Американский прагматизм.
- Философские проблемы бытия
- Категория «материя». Атрибуты и модусы материи.
- Движение и развитие.
- Пространство и время
- Основные законы диалектики.
- Детерминизм и индетерминизм.
- Возникновение сознания. Психика и сознание.
- Сознание и его структура. Свойства сознания. Функции сознания.
- Сознание и бессознательное. Сознание и самосознание.
- Проблема идеального и форм его бытия.
- Природа как предмет философского анализа.
- Гносеология как раздел философии. Знание и его предмет.
- Субъект и объект познания.
- Диалектика чувственного и рационального уровня познания и их форм.
- Сущность и значение интуиции. Рациональное и иррациональное в познании.
- Вера и знание. Понимание и объяснение.