logo search
FILOSOFIYa-1479

Билет 20 (Натурфилософия и новое естествознание эпохи Возрождения)

Глубокий интерес к природе, столь незначительно выраженный в течение многовекового господства схоластики, породил натурфилософию, достигшую своего расцвета в XVI – нач. XVII в. главным образом в Италии. Само появление натурфилософии, т.е. философии природы, свбодной от непосредственного подчинения теологическим умозрениям, было одним из важнейших завоеваний культуры гуманизма. Оно было в первую очередь связано со страстным стремлением передовых людей эпохи к пониманию и покорению природы, к усилению власти человека над ней. Но поскольку эти стремления не были еще подкреплены соответствующ.состоянием ествествознания, они с необходимостью приобретали форму умозрит.размышлений о свойствах, элементах, качествах и атрибутах природы. В своем истолковании природы философы Возрождения не только возобновляли античные натурфилос.учения и идеи, но и пытались сочетать их с некоторыми достижениями соврем.им ествествознания. В его составе первостепенное место принадлежало астрономии. Величайшее открытие и обоснование новой, гелиоцентрич.системы мира было сделано великим польским ученым Коперником (1473–1543) . В его произведениях видны антич.источники научно-филос.идей автора. «Обращения небесных орбит», в особенности пифагорейские. Весьма показательны также явно «языческие», дохрист.представления (например, идея бога-солнца как источника космической жизни). Как писал впоследствии Энгельс, польский учений бросил вызов церковному авторитету, и с этого времени исследование природы по сути дела освободилось от религиозной опеки. Вообще, Ф.Энгельс совершенно справедливо и чрезвычайно высоко оценил эпоху Возрождения ис точки зрения развития ествественнонауч.исследований. По его словам, именно тогда были превзойдены достижения древних греков и средневековых арабов, и возникло «соврем.естествознание» (экспериментальное и математич.естествознание, не известное ни древности, ни средневековью). Необходимо упомянуть и деятельность Леонардо да Винчи (1452–1519), которого справедливо называют пионером соврем.ествествознания. Многие инженерные проекты Леонардо оказались по плечу только в XIX-XX вв.: уникальны его исследования в области конструирования летательных аппаратов. Он изучал полет, планирование птиц, строение их крыльев, и создал т.н. орнитоптер, летательный аппарат с машущими крыльями, так и неосуществленный. Создал пирамидальный парашют, модель спирального пропеллера (вариант современного пропеллера). Наблюдая за природой, он стал знатоком в области ботаники: он первым описал законы филлотаксии (законы, управляющие расположением листьев на стебле), гелиотропизма и геотропизма (законы влияния солнца и гравитации на растения), открыл способ определения возраста деревьев по годовым кольцам. Он был знатоком в области анатомии: первым описал клапан правого желудочка сердца, демонстрировал анатомирование и др. Он создал систему рисунков, которые и сейчас помогают студентам понять строение человеческого тела: показывал объект в четырех видах, чтобы осмотреть его со всех сторон, создал систему изображения органов и тел в поперечном разрезе. Поскольку итальянские и другие натурфилософы жили в эпоху господства христ.-монотеистического креационизма, офиц.догматы которого были обязательны и для них, эти натурфилософы в своих идеях часто сохраняли Бога в качестве духов.творческого начала, направляющего жизнь природы и человека. (*пантеизм – тождество Бога и природы), т.е. прибегали к пантеистическому переосмыслению. Природа рассматривалась не как созданная Богом, а как начало, столь же вечное, как и сам Бог. Так, еще Николай Кузанский (1401-1464) внёс вклад в развитие представлений, прокладывавших дорогу натурфилософии и пантеистическим тенденциям XVI в. В отличие от современных ему итальянских гуманистов, он обращался в разработке философских вопросов не столько к этике, сколько, подобно схоластам, к проблемам мироустройства. Традиционно понимая Бога как творца, «форму всех форм», немецкий мыслитель широко использовал математические уподобления и диалектическое учение о совпадении противоположностей, чтобы по-новому осветить соотнесение Бога и природы. Николай Кузанский их сближает. Мир трактуется, как некое «развёртывание» Бога. Суть своих взглядов Николай Кузанский выразил в формуле «Бог во всём и всё в Боге». Много внимания он уделяет и проблеме места человека в мире. Изображая все явления природы взаимосвязанными, он видит в человеке «малый космос», намечает его особую центральную роль в сотворённом мире и способность охватывать его силой мысли. С именем Николая Кузанского связаны также важные натурфилософские представления о движении Земли, которые не привлекли внимания его современников, но были оценены позже. Заметно опередив своё время, он высказал мнение, что Вселенная бесконечна, и у неё вообще нет центра: ни Земля, ни Солнце, ни что-либо иное не занимают особого положения. Все небесные тела состоят из той же материи, что и Земля, и, вполне возможно, обитаемы. Наиб. значит. и глубоким натурфилос.XVI в. был Джордано Бруно(1548–1600) , великий итальянский борец за передовое, антисхоластич.мировоззрение. В отличие от ряда других современных ему натурфилософов Бруно испытал значительное воздействие ренессансного естествознания, в особенности гелиоцентрич.теории Коперника (ее смысл состоит в том, что Земля, как и другие планеты, обращается вокруг Солнца, а видимое суточное перемещение небесного свода – лишь следствие вращения Земли вокруг своей оси). Бруно поменяв местами Солнце и Землю, превратил ее в одну из «рядовых» планет, подчеркнул колоссальность расстояний до последней. Бруно стал учить о бесконечности Вселенной, о бесчисленности и даже насчеленности миров.

*Мысли, высказанные Галилеем (1564–1642) в Звездном вестнике, никак не вписывались в рамки аристотелевского мировоззрения. Они совпадали со взглядами Коперника и Бруно. Так, Галилей считал Луну сходной по своей природе с Землей, а с точки зрения Аристотеля (и церкви) не могло быть и речи о подобии «земного» и «небесного».