Космология Платона. “Тимей”.
* Платон сам считал свои космологические построения лишь вероятными мифами (εικότες μῦθοι) в отличие от учения об идеях.
* много заимствований у пифагорейцев. Числовая структура Космоса.
* Космос – совершеннейшее видимое.
* Демиург (δημιουργός) - мирообразующий Бог (Зодчий) первым делом создал Мировую душу. Это жизненный принцип всего – математическая форма Космоса, основывается на гармонических соответствиях. Музыка сфер.
* Четыре стихии и основные пифагорейские тела: огонь (тетраэдр); воздух (октаэдр); вода (икосаэдр); земля (куб).
* Земля – неподвижный шар, покоящийся в центре шарообразной Вселенной. Внешняя сфера – небо звезд, ближе к земле – семь сфер (Солнце, Луна и пять планет).
Аристотель, Ἀριστοτέλης (384-322). Биография. В 18 лет (367 г.) поступил в Академию Платона и оставался в ней 20 лет. 335 г. – основание Ликея (гимнасий, посвященный Аполлону Ликейскому). Перипатетики. 323 г. – бегство в Халкиду. Отношения с Александром.
* Энциклопедизм Аристотеля. Наукообразный (академический) стиль. Андроник Родосский (сер. І в. до н.э.). Corpus Aristotelicus.
* Зависимость от платоновской школы. Критика Платона, но в связи с учением самого Платона. Вообще говоря, нормальная ситуация преемственности философствования. Счастливый случай встречи двух гениев разных поколений.
Сочинения Аристотеля:
Естественнонаучные: “Физика”, ”Метеорологика”, ”О происхождении
животных”, ”О частях животных” и пр.
“Метафизика” – τα μετα τα φυσικά
Логические: “Органон” (6 трактатов).
Этические: “Никомахова этика”, ”Большая этика”, ”Эвдемова этика”.
Политические: “Политика”, ”Афинская полития”.
Эстетика: “Поэтика”, ”Риторика”.
Психология: “О душе”, “О чувственном восприятии”.
* Критика учения Платона об идеях. Цель – преобразовать учение Платона в теорию, объясняющую мир явлений.
* Главный недостаток учения об идеях – это отрыв идей от чувственного мира, их самостоятельное существование. Слабость Платона, как и его величие заключается в его теории двух миров.
* Идея вещи – внутри самой вещи. Это главный пункт расхождения с Платоном. Хотя Лосев считает, что Аристотель критикует скорее не Платона, а мегарскую школу и лишь продолжает дело своего учителя.
* Как идеи пребывают в вещах? В качестве внутренней формы вещи. Идеи (Εἶδος) оформляют материю (ὕλη).
* Как форма соотносится с материей? Одно и то же единичное явление может быть и воплощением (материей) какой-либо формы и формой для чего-то иного. Лестница вещей. Внизу – прото-материя (πρώτη ὕλη), которая уже не может быть формой. Вверху – чистая форма или Божество – исключает все материальное и потому оно – совершенное бытие.
* Кто и как придал форму всему мирозданию? Эйдос эйдосов, Ум, Перводвигатель, Верховный Разум. Учение об этом есть “Первая философия”. Об этом – “Метафизика”.
* Учение о сущности (οὐσία – имущество, состояние; существование, бытие; сущность; род, порядок лог.): Сущность содержится и не в общем понятии вещи и не в единичном, чувственном восприятии, но в вещи, которая впотоке своих внешних проявлений, сохраняет свою выраженную в понятии сущность. Феноменология Аристотеля. Сущность – это и не простая возможность и не чистая действительность, она – скорее задаток, находящийся в постоянном осуществлении. Пример: сущность человека не дана раз и навсегда, она постоянно осуществляется и переживается.
Принципы любой вещи:
Эйдос (Εἶδος)
Материя (ὕλη).
Мера.
Судьба (τύχη – судьба, участь, случай).
Принципы движения любой вещи: (1) Материя. (2) Форма. (3) Движущая причина (ὑφ’ οὗ). (4) Цель, осуществление (τέλος).
* Сужествует Перводвигатель – Божество.
* Телеология Аристотеля. Причины и цели субстанции или сущность = энтелехия (ἐντελέχεια) – полное раскрытие внутри заложенной цели, законченная, полная действительность, осуществленность. “Основание того, что существует в возможности, есть энтелехия”. ”Деятельность тяготеет к действительности” (Аристотель). “Яйцо является птенцом в возможности, но не энтелехиально” (Секст Эмпирик).
* Аристотель вводит в науку генетический метод. Рассматривать все с точки зрения генезиса = происхождения.
* Вводит термин теология. Учение о Боге, как о чистой отвлеченности, чистом довлеющем себе сознании, абсолютном совершенстве, не имеющем никаких потребностей. Деятельность Бога обращена лишь на самого себя и ни на что другое.
* Логика. “Отец логики”. 6 трактатов. Логика как наука и как метод других наук. Силлогизмы. Вероятностная логика. Критика софизмов. Герменевтика (περὶ ἑρμηνείας). Современная логика и Аристотель. Лукасевич.
* Законы логики. Тождества, противоречия, исключенного третьего.
Категории (κατ-ηγορία – обвинение, осуждение) – основные и всеобщие признаки, ступени сущего, узелки бытия и познания. Логика введения и обоснования категорий. С одной стороны, категории – это различия сущего как такового (онтологический смысл), с другой, категории – это набор основных (базисных) характеристик любого термина, независимо от природа последнего. Это нечто, “высказанное без всякой связи”, а потому не выражающее истину или ложь. Двойственная природа категорий чрезвычайно важна для современной логики и философии. Единство онтологического и логического.
Список категорий Аристотеля (предикаменты):
Сущность (οὐσία = essentia) – бытие, собственность, имущество, состояние. Что есть?
Качество (ποιότης = qualitas) – качественная определенность. Каково оно?
Количество (πόσον = quantitas) – количественные характеристики.
Отношение (πρός τι = relatio) – налагать, присоединять, прикладывать. Контакты с другими родами сущего.
Место (ποῦ = ubeitas) – где? в каком месте?
Время (ποτέ = quandeitas) – когда-нибудь, когда-либо.
Положение (χεῖσθαι = situs) – распространенность, расположение.
Обладание (ἔχειν = habitudo) – внешность, облик, характер, свойства.
Действие (ποιεῖν = actio) – делание, совершение. Какова активность вещи?
Страдание (πασχεῖν = passio) – претерпевание, терпение, страдание, страсть лат.
* Психология: учение о двух видах души – животной душе (психические процессы, присущие и животным и человеку) и уме – способности, отличающей человека.
* Этика: высшее благо – эвдемония (εὐδαιμονία) – счастье, блаженство, процветание. Эвдемонизм в этике на все времена.
* Поэтика: всякое искусство – подражание. Высшее искусство – трагедия. Цель – очищение человеческой души (катарсис).