Лекция 3
Аристотель.
Его отец был врачом Филиппа (македонский царь), в семье был культ опыта. Отец учил сына к очень внимательному изучению природы во всех ее проявлениях. К 10 годам Аристотель знал много из области анатомии, ботаники; в отличие от Платона, для Аристотеля все подлинное было в самой природе, в реальности. Аристотель – не философ в полном понимании, а скорее ученый; мыслитель, с которого начинает формироваться европейское мировоззрение. Он начал составлять различные классификации животного и растительного мира. Ошибка Аристотеля была в том, что он слишком сильно доверял ученикам, которые не всегда были точны в проверке знаний. Аристотель создал практически формальную логику (логические категории, которые используются до сих пор: субстанция, мера, причина, взаимодействие).
Сходство и различие концепций Аристотеля и Платона.
Аристотель ставит под сомнение идеальный мир: Где он? Как его увидеть?
«Высокая белая лошадь пасется на лугу». Здесь должно быть огромное количество идей, но Аристотель замечает: одна конкретная лошадь. То есть, реальность одна, а идей много? Аристотель предлагает концепцию универсальных понятий, которая выстраивается в понимании человека. Сначала нужно определить конкретную субстанцию – лошадь; то, что лошадь белая, - это категория качества; рост и вес лошади – категория количества; то, что лошадь пасется на лугу – категория взаимодействия; + категория времени, + категория протяженности, и т.д. Аристотель вводит научный категориальный аппарат.
Знаменитая фреска Рафаэля «Афинская школа»: различие между Платоном и Аристотелем – движение рук. Платон показывает пальцем вверх, Аристотель – перед собой.
Аристотель мог задать вопрос о целенаправленности движения, «почему в природе такое разнообразие организмов», о специфике развития.
4 причины любого развития
Материальная. У любого объекта есть материальная форма.
Формальная. Изменение форм.
Целевая
Движущая
Вопрос: кто делает так, что происходит движение? В чем причина всех причин? Что есть перводвигатель? Ведь должна быть телеологическая причина развития. И Аристотель становится похож на Платона.
Аристотель придерживается принципа меры, мера должна быть во всем. Аристотель был учителем Александра Македонского (с 11 лет). Их взаимоотношения были сложные, как у Платона с Дионисием. Аристотель не одобрял чрезмерное расширение империи.
Философия вступает в эллинистически-римский период, закат античной философии.
3-4вв до н.э. – 4-5вв н.э.
Если классический период оптимистичен относительно проблем, о которых рассуждали, то в этот период отмечается состояние некой усталости, исчезает романтизм и оптимизм, появляются цинические варианты рассуждений, недоверие ко всему (скептики).
Поздний этап – стоицизм, (правление таких императоров, как Нейрон, Калигула). Приходилось вырабатывать такую философию, которая могла бы либо противостоять этому, либо находить выход. Изменить ничего нельзя, надо подчиниться судьбе. Стоик – человек, могущий безропотно переносить удары судьбы. Философия стоиков – последняя античная школа, которая закрылась императором Юстинианом, т.к. наступило время христианского мировоззрения, которому мешала античная философия.
- 05.09.2011 Лекция 1 «Философия. Предмет философского знания. Структура философии. Философия и другие виды мировоззрения.»
- Лекция 2 «Античная философия»
- Доклассическая философия
- Классический период
- Философия Платона
- Лекция 3
- Средневековая философия. Основные черты и характеристики.
- Лекция 4
- Лекция 5 «Философия нового времени»
- Лекция 6 «Критическая философия Канта»
- Лекция 7 «Философия Гегеля»
- Лекция 8 «Философия XX века»
- Лекция 9 «Русская философия»
- Теория философии
- 07.11.2011 Лекция 10 «Гносеология»
- 14.11.2011 Лекция 11 «Наука. Ее специфика. Стадии развития. Проблема демаркации науки»
- Наука в собственном смысле
- Социальный феномен науки. Наука и общества. Грани взаимодействия.
- 21.11.2011 Лекция 12 «Проблема демаркации»
- Истина. Многообразие подходов к пониманию истины.
- Лекция 14 «Проблема человека в философии»
- Лекция 15 «Социальная философия»