logo
философия лекции

Лекция 5 «Философия нового времени»

Эпоха нового времени 17век – 20 век, потом – современная философия. Этот период характеризуется господством рационализма.

Убежденность в том, что человеческий разум настолько всемогущ, что ему подвластно все. Интеллектуальный оптимизм определялся практическими успехами европейских ученых. Практика – основной критерий истины, на практике практически закрепляли убеждения о всемогуществе человеческого разума. Литературные (изобретение печатного станка Гуттенбергом, литература древних авторов) географические открытия.

2 основных направления в философии:

Агностицизм (сомнение относительно познания) отсутствовал. Академическая образованность господствовала. Для человека того времени было типичным разбираться в разных областях знания. Энциклопедии могли писаться одним автором. Пример: энциклопедия Дидро.

Общим было то, что все представители этих направлений были убеждены в том, что мир может быть полностью познан, но ответы были разные. Все представители были убеждены в том, что в мышлении есть врожденные, априорные идеи (тождества, причины, пространства, идея Бога, нравственно-этические идеи).

Рационалисты настаивали на том, что главным в процессе познания был лишь разум, а чувства – обманчивы, им нельзя доверять. Все рационалисты понимали, что чувственный опыт важен, но они подчеркивали, что объективного представления о мире он не мог дать.

Сенсуалисты придерживались противоположных взглядов. Они были убеждены в том, что всю информацию о мире мышления получает вначале из опыта. Т.е. сначала есть опыт, из которого мышление выстраивает некий образ. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах», Лейбниц.

Рационализм прижился во Франции и Германии, сенсуализм – Великобритания. В английской ментальности играет традиция обучения.

Декарт.

Традиционно считается, что с него начинается современная философия, которая определяется скепсисом, умозрительностью, обоснованностью, доказательностью. Автор знаменитого суждения «Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно, существую».

Скептицизм в основе его суждения. По его мнению, основная задача мыслителя – во всем сомневаться. «Рассуждения о методе …»: я сомневаюсь во всем, все подвергаю сомнению. Единственное, в чем я не могу сомневаться, это в том, что я сомневаюсь. Сомнение – наиболее важный критерий познания. Декарт не сомневается в том, что истина может быть познана, но только в том случае, если разум будет следовать определенным правилам. 4 правила. Обращение на индукцию, на дедукцию и на интуицию.

Индукция – движение от простого к сложному, от частного к общему.

Дедукция – движение от сложного к простому, от общего к частному.

Интуиция – высший вид интеллектуальной деятельности, высшая работа сознания.

Декарт впервые стал исследовать проблему рефлексов, эмоций с точки зрения физиологии. У русского ученого Павлова на столе стоял бюст Декарта. В области аналитической геометрии Декарт вводит систему координат.

Спиноза.

Автор монадологии: весь мир – развитие монад, развитие мельчайших частиц. Автор знаменитой «Этики», за которую он был осужден католической церковью.

Френсис Бэкон.

Сущность истины в эмпирическом познании. Разум может быть ошибочен.

4 ложных пути познания (идола):

Джон Локк.

По образованию был врачом.

Автор выражения «Tabula rasa» - «Чистая доска». Сознание человека – это чистая доска. Локк начинает как критик всех врожденных идей. Пример: маленькие дети и взрослые психически больные люди - у них нет ни логики, ни других врожденных идей.

Критиковал также нравственно-этические принципы: в форс-мажорных ситуациях люди становились более похожими на животных. Идея Бога тоже не врожденная.

10.10.2011