Лекция 5 «Философия нового времени»
Эпоха нового времени 17век – 20 век, потом – современная философия. Этот период характеризуется господством рационализма.
Убежденность в том, что человеческий разум настолько всемогущ, что ему подвластно все. Интеллектуальный оптимизм определялся практическими успехами европейских ученых. Практика – основной критерий истины, на практике практически закрепляли убеждения о всемогуществе человеческого разума. Литературные (изобретение печатного станка Гуттенбергом, литература древних авторов) географические открытия.
2 основных направления в философии:
Рационализм. Декарт, Спиноза, Лейбниц.
Сенсуализм/эмпиризм. Локк, Беркли, Юм.
Агностицизм (сомнение относительно познания) отсутствовал. Академическая образованность господствовала. Для человека того времени было типичным разбираться в разных областях знания. Энциклопедии могли писаться одним автором. Пример: энциклопедия Дидро.
Общим было то, что все представители этих направлений были убеждены в том, что мир может быть полностью познан, но ответы были разные. Все представители были убеждены в том, что в мышлении есть врожденные, априорные идеи (тождества, причины, пространства, идея Бога, нравственно-этические идеи).
Рационалисты настаивали на том, что главным в процессе познания был лишь разум, а чувства – обманчивы, им нельзя доверять. Все рационалисты понимали, что чувственный опыт важен, но они подчеркивали, что объективного представления о мире он не мог дать.
Сенсуалисты придерживались противоположных взглядов. Они были убеждены в том, что всю информацию о мире мышления получает вначале из опыта. Т.е. сначала есть опыт, из которого мышление выстраивает некий образ. «Нет ничего в разуме, чего бы не было в чувствах», Лейбниц.
Рационализм прижился во Франции и Германии, сенсуализм – Великобритания. В английской ментальности играет традиция обучения.
Декарт.
Традиционно считается, что с него начинается современная философия, которая определяется скепсисом, умозрительностью, обоснованностью, доказательностью. Автор знаменитого суждения «Cogito ergo sum» - «Мыслю, следовательно, существую».
Скептицизм в основе его суждения. По его мнению, основная задача мыслителя – во всем сомневаться. «Рассуждения о методе …»: я сомневаюсь во всем, все подвергаю сомнению. Единственное, в чем я не могу сомневаться, это в том, что я сомневаюсь. Сомнение – наиболее важный критерий познания. Декарт не сомневается в том, что истина может быть познана, но только в том случае, если разум будет следовать определенным правилам. 4 правила. Обращение на индукцию, на дедукцию и на интуицию.
Индукция – движение от простого к сложному, от частного к общему.
Дедукция – движение от сложного к простому, от общего к частному.
Интуиция – высший вид интеллектуальной деятельности, высшая работа сознания.
Декарт впервые стал исследовать проблему рефлексов, эмоций с точки зрения физиологии. У русского ученого Павлова на столе стоял бюст Декарта. В области аналитической геометрии Декарт вводит систему координат.
Спиноза.
Автор монадологии: весь мир – развитие монад, развитие мельчайших частиц. Автор знаменитой «Этики», за которую он был осужден католической церковью.
Френсис Бэкон.
Сущность истины в эмпирическом познании. Разум может быть ошибочен.
4 ложных пути познания (идола):
«Пещера» (полная аналогия с Платоном). Симуляторы принимаются за истину, на самом деле они – просто подобия.
«Призрак рынка». Языковая культура, специфика языковых выражений. Слова не всегда проникают в самый смысл понятия, они часто либо пусты, либо искажают реальный объект.
«Призрак рода». Все можно рассматривать по-разному, ощущения всегда разные. Человечество многогранно, оно сложно.
«Призрак театра». Нужно бояться авторитетов. Все проводить только через опыт.
Джон Локк.
По образованию был врачом.
Автор выражения «Tabula rasa» - «Чистая доска». Сознание человека – это чистая доска. Локк начинает как критик всех врожденных идей. Пример: маленькие дети и взрослые психически больные люди - у них нет ни логики, ни других врожденных идей.
Критиковал также нравственно-этические принципы: в форс-мажорных ситуациях люди становились более похожими на животных. Идея Бога тоже не врожденная.
10.10.2011
- 05.09.2011 Лекция 1 «Философия. Предмет философского знания. Структура философии. Философия и другие виды мировоззрения.»
- Лекция 2 «Античная философия»
- Доклассическая философия
- Классический период
- Философия Платона
- Лекция 3
- Средневековая философия. Основные черты и характеристики.
- Лекция 4
- Лекция 5 «Философия нового времени»
- Лекция 6 «Критическая философия Канта»
- Лекция 7 «Философия Гегеля»
- Лекция 8 «Философия XX века»
- Лекция 9 «Русская философия»
- Теория философии
- 07.11.2011 Лекция 10 «Гносеология»
- 14.11.2011 Лекция 11 «Наука. Ее специфика. Стадии развития. Проблема демаркации науки»
- Наука в собственном смысле
- Социальный феномен науки. Наука и общества. Грани взаимодействия.
- 21.11.2011 Лекция 12 «Проблема демаркации»
- Истина. Многообразие подходов к пониманию истины.
- Лекция 14 «Проблема человека в философии»
- Лекция 15 «Социальная философия»