Лекция 8 «Философия XX века»
Главная черта – разнообразие подходов и точек зрения.
Ключевые тематики, интересующие философию: наука, научное познание, проблема человека (философия абсолютно антропоцентрична), проблема языкового анализа (аналитическая философия).
Ключевые направления философии в порядке возникновения:
Прагматизм
Экзистенциальная философия
Аналитическая философия
Герменевтическая философия
Философия постмодерна
Философия прагматизм
Зарождается в Оксфорде в конце 19века, но наибольшее значение приобретает в США. На сегодняшний день это самое популярное направление в США.
Наиболее яркие представители: Пиррс, Джейм, Дьюи, Рорти.
Основная цель – показать, что философия – не просто умозрительная теория, а то, что должно иметь практический результат в деятельности человека. Нацелена на получение реального результата (лат. «прагма» - действие). Практически-научное знание выступает в качестве основного критерия познания. Задача философа – уловить тонкости научного исследования, выстроить программу развития так, чтобы наука помогла в реализации какого-то проекта.
Истина – это результат пользы, результат целесообразности. Если практика подтверждает целесообразность, позитивность какого-либо явления, то оно истинно.
«Многообразие форм религиозного опыта» Джейм задается вопросом: какая религия истинна, а какая ложная? Ответ: если данная религия приводит человека к гармонии, к развитию, если человек становится лучше во всех проявлениях, то эта религия истинна. Поскольку материализм приводит к пессимизму, то Джейм считал, что истинен идеализм.
Философия экзистенциализма
Зарождается в 20е годы 20века. До 70х годов она была очень актуальна, потом произошел спад, в 21веке снова подъем.
Экзистенциализм делится на атеистический (светский) и религиозный.
Атеистический (светский) экзистенциализм.
Ж.П.Сартр, А.Камю, М.Хайдеггер (нечто среднее).
Религиозный экзистенциализм.
К.Ясперс, Х.Ортега-и-Гассет, Н.А.Бердяев
Сам язык этой философии необычен.
Основные экзиснетциалы (понятия): Битие - к смерти, метафизический ужас, одиночество, тоска, человекман, пограничная ситуация, экзистенциальная коммуникация, тошнота и проч.
Концепция Жан-Поля Сартра.
«Экзистенциализм – это гуманизм». Это не пессимизм. Сартр сравнивает экзистенциализм с работой хирурга: это попытка вскрыть сущность человека, а не приукрасить действительность. Знаменитый лозунг: «Экзистенция человека предшествует его сущности», т.е. существование человека предшествует его сущности. Сущность человека – это результат его существования. Никто не рождается ни героем, ни предателем, ни глупым, ни мудрым. Экзистенция человека – это постоянный выбор.
А.Камю «Эссе об абсурде» или «Миф о Сизифе». Главный предмет философии – ответ на вопрос «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить, или не стоит?». Жизнь – это абсурд, абсурд повседневности. Последняя работа, которую он написал до смерти, - «Бунтующий человек»: бунт против своей инертности, лености, монотонности жизни.
Карл Ясперс, религиозный экзистенциализм
Автор «Смысл истории», «Духовная ситуация нашего времени».
Экзистенция человека может быть раскрыта только в его религиозности. Основная задача человека – научиться читать шифры, который посылает Бог. Самый мощный шифр – шифр смерти, он абсолютно раскрывает сущность человека.
Аналитическая философия / философия лингвистического анализа
Наиболее яркие представители: Мур, Рассел, Витгенштейн.
Джон Мур приехал в Оксфорд, чтобы изучать Шекспира. В то время в Оксфорде были популярны философские направления, кружки. Он начал обращать внимание на речь философов.
Рассел приходит к открытию логического атомизма. Чтобы изречения были понятны, надо их делать возможно простыми, тогда не будет упреков со стороны оппонентов. Идеальный язык – язык, который не вызывает никаких вопросов.
Все творчество Витгенштейна можно разделить на 2 приода: 1 – соглашение с Расселом, 2 – его критика. Первая мысль: язык должен быть абсолютно аутентичен мысли. Но потом его позиция начинает меняться. Он сравнивает идеальный язык с идеальной поверхностью льда. На идеальной глади льда невозможно двигаться. Так же с языком. Он вводит понятие «языковых игр». Он отказывается от сократовско-платоновской традиции такого понимания языка и говорит, что язык должен учитывать специфику каждого момента, в нем все важно. «Границы языка – это границы мира человека», т.е. если язык примитивен, то примитивен и мир, в котором живет и мыслит человек, примитивно его сознание.
Герменевтическая философия
Герменевтика – (бог Гермес – посредник между миром людей и миром богов) учение об интерпретации, толковании.
В античности и средневековье был термин «Экзегеза», «экзегетика»; экзегетическая практика – толкование писаний каких-то мыслителей.
Наиболее яркие представители: Шлейемахер, Дильтей, Гадамер, Рикёр.
Интерпретация начинается там и тогда, когда имеют место ложное толкование и ложное понимание.
Философия постмодерна
Это направление, которые переосмысливает все критические основания философии. То есть, то, что было ценностным для философии, философия постмодерна рассматривает как нечто второстепенное. Это период деконструкции: деконструкции подвергается онтологоцентризм европейской культуры.
Возникает в 60е годы 20го века, родина – Франция. Наиболее яркие представители: Деррида, Делёз, Фуко.
Основные идеи:
31.10.2011
- 05.09.2011 Лекция 1 «Философия. Предмет философского знания. Структура философии. Философия и другие виды мировоззрения.»
- Лекция 2 «Античная философия»
- Доклассическая философия
- Классический период
- Философия Платона
- Лекция 3
- Средневековая философия. Основные черты и характеристики.
- Лекция 4
- Лекция 5 «Философия нового времени»
- Лекция 6 «Критическая философия Канта»
- Лекция 7 «Философия Гегеля»
- Лекция 8 «Философия XX века»
- Лекция 9 «Русская философия»
- Теория философии
- 07.11.2011 Лекция 10 «Гносеология»
- 14.11.2011 Лекция 11 «Наука. Ее специфика. Стадии развития. Проблема демаркации науки»
- Наука в собственном смысле
- Социальный феномен науки. Наука и общества. Грани взаимодействия.
- 21.11.2011 Лекция 12 «Проблема демаркации»
- Истина. Многообразие подходов к пониманию истины.
- Лекция 14 «Проблема человека в философии»
- Лекция 15 «Социальная философия»