logo search
норм шпоры

Вопрос 37

содержания категории материи с различными областями человеческого сознания (гносеологией, методологией и т.д.) приводит к возникновению различных функций категории материи и к возникновению новых аспектов ее содержания. Главной среди этих функций является онтологическая функция, раскрывающая взаимосвязь категории материи с категориями: "движение", "пространство" и "время". Главной она является потому, что взаимосвязь данных категорий образует основу процесса миропонимания.

Обоснование онтологической функции категории материи можно провести по следующей линии: взаимодействие предметов и процессов – их изменение – движение – движение, как изменение вообще, – формы движения материи и их взаимосвязь – движение как сущность пространства и времени – пространство и время: материя есть движущаяся материя и двигаться она не может иначе, как в пространстве и времени. Здесь также необходимо указать на универсальную форму движения материи, в качестве которой выступает противоречие. Именно оно лежит в основе всех других форм движения материи. Кроме того, необходимо провести различие между понятиями: "форма движения материи" и "форма движущейся материи" – если первое говорит о структурной организации движения (процесса изменения), то второе – о структурной организации материальных тел. Результат изменения и процесс изменения невозможно оторвать друг от друга, но не следует и отождествлять их, так как структура процесса взаимодействия всегда обусловлена обоими взаимодействующими образованиями, а результат взаимодействия проявляется на каждом из взаимодействующих элементов в отдельности.

Гносеологический аспект содержания категории материи выявлен В. И. Лениным. Материя определяется им в гносеологии как философская категория для обозначения объективной реальности. Категория материи является основополагающей категорией научного мировоззрения, и все другие категории, непосредственно связанные с ней, приобретают поэтому в гносеологии характеристику термина "объективная реальность". Пространство, время, движение, причинность и т.д. рассматриваются В. И. Лениным в качестве объективных реальностей, объективно-реальных форм и способов существования материи. Основная гносеологическая функция категории материи в научном мировоззрении заключается в указании на первичность и независимый от сознания человека характер отражаемых вещей, их свойств и отношений.