Вопрос 66
Смерть - экзистенциальная проблема, отношение к смерти во многом предопределено культурой. В традиционных культурах смерть - важный момент жизни. Именно опыт смерти воспроизводится во всех древних ритуалах и инициациях (например, египетские мистерии), его описывают древнейшие культурные памятники: египетская книга мертвых, Бардо Тедол (Тибетская книга мертвых).
Опыт смерти - начало всей традиционной культуры и нравственности. Самые первые мифы - мифы о загробных путешествиях (которые в архаических культурах мало отличались от снов). Тема смерти - главная в мифах всех народов (мифы о загробных путешествиях, об умирающем и воскресающем боге, эсхатологические и апокалипсические мифы, о смерти и бессмертии, о смерти и любви). Греческий бог Танатос (Фанат) изображался в образе крылатого демона. Танатос пребывает в Аиде, рядом со своим собратом Гипносом (богом сна), но вылетает оттуда, чтобы исторгнуть душу у жертвы и напиться ее крови.
Мифы о происхождении смерти у всех народов подчинены общим законам: во-первых, люди умирают потому, что раньше они не умирали, а затем почему-то утратили эту способность; во-вторых, действует идея прецедента: один человек умер, и после этого все люди умирают; в-третьих, это идея наказания, смерть рассматривается как кара за проступки, ошибку, неповиновение.
Смерть - важнейший момент жизни человека, в который он подводит нравственные итоги всего пройденного им пути, осуществляет глубокое самопознание. В этот момент может наступить нравственное озарение и прозрение. Поэтому в христианстве принято перед смертью исповедоваться. В других религиях приняты другие формы духовного очищения. В эпоху этического нигилизма (XX век) сложилось пренебрежительное отношение к смерти, связанное, среди прочего, с отрицанием идеи бессмертия души и ведущее к значительному ценностному опустошению культуры.
В разных странах кодексы насчет данного вопроса отличаются. Например, в Голландии еще в 1980 г. был принят закон, разрешающий эвтаназию, - каждая пятая смерть пациентов происходит по этой причине, такой же закон действует в половине штатов Америки. Таким образом, в некоторых странах конституционно закреплено право человека на смерть. Для этого необходимо, чтобы пациент высказал такое желание, был смертельно болен, психически вменяем, испытывал сильную боль и лечащий врач проконсультировался с другими врачами относительно его состояния. Смертельно больные люди имеют право на лечение или отказ от него. Они имеют право на смерть. Врачи могут искусственно долго поддерживать жизнь - сегодня возникла новая форма жизни «полурастительная», промежуточная между животным и растением. В связи с этим во многих странах предпринимаются меры для решения этой проблемы. Например, в Канаде врач может поддерживать жизнь тела, если его мозг является мертвым.
Процесс умирания включает в себя несколько стадий: Предагональное – на фоне тяжёлой гипоксии, угнетение сознания, кровообращения, дыхания. Заканчивается терминальной паузой, Атональное состояние или агония – возбуждение нервных центров, проявляется сначала увел АД, ЧДД, затем резкое уменьшение АД, ЧДД, утрата сознания, исчезает чувствительность, утрачиваются рефлексы, температура тела снижается. Клиническая смерть – обратимый этап умирания, длительность 5-6 минут, эффективно проведение реанимации.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Вопрос 1 предмет ф., место и роль в сист. Культуры.
- Вопрос 2 структура и осн. Ф-ции.
- Вопрос 3 истоки и генезис ф., предпосылки.
- Вопрос 4 специфика ф. Знания, овф.
- Вопрос 5 ф. И мировоззрение, мифология и религия.
- Вопрос 6 философия и наука, проблема научности
- Вопрос 6
- Вопрос 5
- Вопрос 4
- Вопрос 7 ф. Древнего китая. Даосизм и конфуцианство
- Вопрос 8 ф. Древней индии
- Вопрос 9 ф. Др. Греции, космоцентризм, ф. Гераклида, Милетская и Пифагорейская школы
- Вопрос 9
- Вопрос 8
- Вопрос 7
- Вопрос 11 софисты
- Вопрос 12 платон
- Вопрос 12
- Вопрос 11
- Вопрос 10
- Вопрос 13 аристотель
- Вопрос 15 ф. Стоиков
- Вопрос 16 гиппократ, гален
- Вопрос 16
- Вопрос 15
- Вопрос 13
- Вопрос 17 средневековая ф., теоцентризм, патристика.
- Вопрос 18 схоластика, аквинский
- Вопрос 19 возрождение как синтез, антропоцентризм
- Вопрос 19
- Вопрос 17
- Вопрос 20 гуманизм, человек – творец самого себя
- Вопрос 21 пантеизм, натурфилософия, диалектика ренессанса
- Вопрос 22 новое время, научная революция, ф. Бэкон.
- Вопрос 22
- Вопрос 21
- Вопрос 20
- Вопрос 23 декарт, спиноза, лейбниц, рационализм
- Вопрос 24 эмпиризм, гоббс, локк, юмм, беркли
- Вопрос 25 ф. Идеи эпохи просвещения
- Вопрос 25
- Вопрос 24
- Вопрос 23
- Вопрос 26 кант
- Вопрос 27
- Вопрос 26
- Вопрос 29 парацельс, принцип, «делай добро»
- Вопрос 30 русская ф., Славянофилы и западники.
- Вопрос 31
- Вопрос30
- Вопрос 29
- Вопрос 32 бердяев н.А., русский космизм, Федоров Циолковский, Вернадский.
- Вопрос 33 маркс, диалектика природы и мышления.
- Вопрос 34 современная «ф. Науки» позитивизм, прагматиз.
- Вопрос 34
- Вопрос 33
- Вопрос 32
- Вопрос 35 иррационализм, экзистенциализм, ф. Жизни
- Вопрос 36 бытие и субстанция, атрибут, бытие и ничто.
- Вопрос 37
- Вопрос 36
- Вопрос 35
- Вопрос 40 мировозз., методологич значение материи
- Вопрос 42 сущность сознания
- Вопрос 43 сознание как субек. Образ объектив. Мира
- Вопрос 43
- Вопрос 40
- Вопрос 44 структура сознания
- Вопрос 45 сознательное и бессознательное, фрейд
- Вопрос 46 диалектика, понимание развития…
- Вопрос 46
- Вопрос 45
- Вопрос 44
- Вопрос 52 категории диалектики. Кажимость - видимость
- Вопрос 53 часть и целое, принципы целостности системности
- Вопрос 55 диалектика случайности и необходимости и т.Д.
- Вопрос 55
- Вопрос 53
- Вопрос 52
- Вопрос 41 проблема сознания, отражение.
- Вопрос 56 категории причины и следствия, детерминизм.
- Вопрос 59 виды знания, разграничение знания и незнания
- Вопрос 41
- Вопрос 60 специфика научного знания
- Вопрос 61 проблема классификации наук о природе и о культуре.
- Вопрос 62 эпистемологический фундаментализм
- Вопрос 60
- Вопрос 63 структура научного познания
- Вопрос 64 проблема роста и развития научного знания
- Вопрос 65 ф. Здоровья человека, здоровье и болезнь.
- Вопрос 64
- Вопрос 63
- Вопрос 66 проблема жизни, смерти.
- Вопрос 67 понятие истины
- Вопрос 68 свойства истины, критерии истинности знания
- Вопрос 68
- Вопрос 67
- Вопрос 66
- Вопрос 69 истина как процесс, истина и правда.
- Вопрос 70 роль практики в познании, практика - критерий истины
- Вопрос 71 понятие практики, её особенности и генезис
- Вопрос 71
- Вопрос 70
- Вопрос 72 методы научного познания
- Вопрос 74 диагностика как познавательный процесс
- Вопрос 75 глобальные проблемы современности
- Вопрос 75
- Вопрос 74
- Вопрос 72
- Вопрос 76 ф. Медицины
- Вопрос 58
- Вопрос 76