Задание 4.
1. Сформулируйте кратко основные тезисы гносеологии И.Канта. Для этого используйте следующий фрагмент: «Всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме, выше которого нет в нас ничего для обработки материала созерцаний и для подведения его под высшее единство мышления».
Дайте ответы на следующие вопросы:
1) Что И.Кант понимает под «деятельностью рассудка»?
2) Что И.Кант понимает под «деятельностью разума»?
3) Что И.Кант понимает под «способностью суждения»?
2. Укажите, что И.Кант называл «способностью суждения».
Дайте ответы на следующие вопросы:
1) Что такое «определяющая способность суждения»?
2) Что такое «рефлектирующая способность суждения»?
3) Какая разновидность суждения лежит в основе архитектурного проектирования?
4) Необходимо ли профессиональному архитектору иметь рефлектирующую способность суждения?
3. Изложите три формы логического по Г.В.Ф.Гегелю.
1) Что такое «рассудочная» ступень логического (мышление на уровне рассудка)? Для чего необходима формальная логика (Логика Аристотеля)?
2) Что такое «отрицательно-разумная» ступень логического? Каков основной порок негативной диалектики (софистики)?
3) Что такое «положительно-разумная» ступень логического? Для чего необходима диалектическая логика (диалектика Гегеля)?
4. «Понимание никогда не представляет собой завершенного, статического состояния ума. Оно всегда имеет характер процесса проникновения. Понимание «вещи» заключается в указании на составляющие ее части, а также на способ переплетения этих частей, в результате чего мы имеем представление о целостной «вещи» (А.Уайтхед).
Прокомментируйте данное утверждение Уайтхеда с позиции конструктивно-логического характера мышления.
Дайте ответы на следующие вопросы:
1) Какое отношение к конструктивности мышления имеет понятие об «эйдосе» у Платона, «сущности» вещи у Аристотеля?
2) Какое отношение к конструктивному мышлению имеет «метод диалога» Сократа?
3) Почему знание (понимание) носит конструктивно-логический характер?
4) Какое место в конструктивном мышлении отводится методу анализа и синтеза?
- Новосибирск 2012
- 1.1. Философия (гсэ.Ф.10) – Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин, федеральная компонента.
- 1.4. Требования к усвоению основного содержания курса
- II. Содержание курса
- 2.1. Требования государственного образовательного стандарта к обязательному минимуму содержания по курсу «Философия»
- Раздел 1. Западноевропейская философская традиция: онтология и гносеология
- Тема 1. Предмет философии
- Тема 2. Основные характеристики философского знания
- Тема 7. Познание как деятельность (гносеология)
- Тема 8. Итоговая конференция
- Раздел 2. Научное познание, общество и человек: философские проблемы
- Тема 9. Философия науки: структура научного познания -4
- Тема 10. Общество (социальная философия)
- Тема 11. Человек (философская антропология) - 4
- Тема 12. Культура (философия культуры)
- Тема 13. Общество как саморазвивающаяся система (философия истории) - 4
- Западноевропейская философская традиция: от древнегреческой до немецкой классической философии
- Тема 1. Мировоззрение и его типы (работа со словарем, выступления, письменный конспект к вопросу № 3)
- Тема 2. Язык философии (тексты, выступления, письменный конспект статей м.А. Антоновича и г.В.Ф. Гегеля)
- Тема 3. Древнегреческая философия: от мифа к философии (тексты, выступления, контрольное задание по программе 1-6 недели обучения)
- Тема 4. Древнегреческая философия: принципы онтологии и гносеологии (тексты, выступления)
- Тема 5. Западноевропейская средневековая философия (семинар-конференция)
- Тема 6. Западноевропейская философия Нового времени (тексты)
- Тема 7. Немецкая классическая философия: и.Кант (тексты)
- Тема 8. Немецкая классическая философия: г.В.Ф.Гегель (тексты)
- Западноевропейская философская традиция: актуальные проблемы современной философии
- Тема 8. Проблема истины: различие между фактами и нормами (тексты)
- Тема 9 Проблема истины: диалектика абсолютной и относительной истины (семинар-конференция)
- Тема 10 Проблема конструирования знания: принцип системности (тексты)
- Тема 11. Проблема смысла жизни (семинар-конференция)
- Тема 12. Проблема свободы (тексты)
- Тема 13. Философские проблемы в области профессиональной деятельности (обсуждение эссе, тест или контрольное задание «Философия общества и философия культуры»)
- Тема 14. Философские проблемы в области профессиональной деятельности (обсуждение эссе)
- III. Учебно-методическое обеспечение курса
- 3.1. Тематический план (распределение часов по темам и видам
- 3.2. Учебная литература (основная)
- 3.3. Учебная литература (дополнительная)
- 3.4. Методические материалы
- Абстракция
- Абстракция
- Эмпирическое и теоретическое
- Горизонт сознания
- 3.5. Тестовые вопросы и индивидуальные практические задания
- Задание 1.
- 1) Что значит, по Гегелю, мыслить абстрактно?
- Задание 2.
- Задание 3.
- Задание 4.
- 3.6.. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.
- 3.7. Примерные вопросы к экзамену
- 1. Философское знание
- 2. История западноевропейской философии и основные философские идеи
- 3. Основные философские проблемы и принципы