Учение Платона об Эросе.
Изложено в диалогах “Пир” (τό συμ-πόσιον – попойка, пиршество, пир; собир. пирующие) и ”Федр”. Сложность. Мифологичность. Личные мотивы и сюжетные линии.
- Существуют красивые тела, как это возможно?
- Это возможно потому, что есть вообще телесная красота.
- Последняя возможна потому, что есть красота души, ибо тело есть то, что движется душой.
- Красота души возможна потому, что есть красота ума, идеи, поскольку душа есть то, что осмыслено умом, сознанием, идеей.
- Поэтому существует идея красоты, которая и делает возможной красоту всяческих тел и душ.
* Идея красоты ничем не отличается от прочих идей, она существует сама по себе, общезначима и универсальна. Она не бывает безобразной, она бесформенна, невоспринимаема, но лишь умопостижима, как все прочие идеи. Таковы же идеи справедливого, благого, равного, здоровья, силы и пр.
* Эстетическое переживание красоты есть любовь. Любовь есть вечное стремление любящего к любимому, попытка обрести гармонию в слиянии (восстановлении целостности) с возлюбленным, вплоть до неразличимости. Любовь, таким образом, порождает особое бытие – свою объективацию: в области телесной, чувственной и в области духовной. Любовь поэтому есть творчество, сродни творчеству Демиурга – одухотворение и преобразование косной массы вещества, телесности.
* Эрос есть рождение в красоте для бессмертия. (Лосев А.Ф.).
* Созерцающий красоту уже вступает с ней в интимную, любовную связь. Любовное томление, брак субъекта с объектом и о порождении нового объекта.
* Бессмертие. К эстетическому образу неприменима идея времени как и к таблице умножения. Прекрасное – вечно прекрасно.
* Принцип иерархичности. Эрос как бесконечное восхождение (рождение) к прекрасному. Эрос есть становление от материального к идеальному, смысловое порождение символов вдохновенно-любящим человеческим сознанием. Эрос – космическая сила, смысл мироздания, так как это дано человеку.
* Самодвижение = одушевленность. Эрос – самодовлеющая, одухотворенная сила, вечное стремление человека к целостности. (Действительно, мы страдаем от разобщенности внутри и вовне, одиночества и отчаяния, теряем надежду. Идеализм – это вечная надежда человечества. Пример буддизма. Четыре благородные истины.)
* “Федр” – осознание эротической предметности. Если эстетическое сознание есть Эрос, то что есть красота как предмет этого эротически-эстетического сознания?
* Эстетический предмет: обладает жизнью, душой, в нем светится вечный ум и вечная чувственность, т.е. предмет изоморфен эстетическому сознанию.