logo search
Вопросы 6-17

Статус и функции философии в средневековой культуре.

Средневековая философия – это своеобразный способ философствования, сложившийся в Европе и на ближнем Востоке в эпоху феодализма (с 4-5 по 14 вв.). Для нее характерно тесная связь философии с проблемами религии.

Основные принципы средневековой философии:

- Теоцентризм – источником бытия является Бог, религиозная проблематика стоит в центре философии

- Креационизм – мир создал Бог, человека тоже по своему образу и поджобию.

- Провиденциализм – Бог постоянно правит сотворенным миром и человеком.

- Постижение смысла священного писания

- Дидактизм – поучительство в соответствии с Библией.

- Эсхатологизм – учение о конце истории.

- Соотношение веры и разума.

В развитии средневековой философии выделяют 3 этапа:

1. Апологетика (2-4вв.) – защита и обоснование христианского вероучения с помощью аргументов «за» и «против», отстаивали приоретет христианства над язычеством. Юстин, Татиан, Тертуллиан «Верую ибо абсурдно».

2. Патристика (4-9вв.) – учение отцов церкви, теологизация философии, философия становится на службе у религии для истолкования Библии.

Яркий представитель патристики – Августин Блаженный. В его философии можно выделить 4 основные идеи:

- идея стрелы времени и истории (история и время однонаправлены, имеют начало и имеют конец, Бог находится вне времени).

- идея противостояния души и тела (тело конечно и без души не имеет смысла, оно не животворно, душа же вечна и без тела может существовать).

- широкая трактовка религиозной веры (разум не может сам найти истину, он подкрепляет положения веры. Истина доступна только сердцу, вера важнее разума, «Верую, чтобы понимать»).

- идея свободы человека (человек свободен выбирать между злом и добром. Зло не сотворил Бог, зло – это недостаток добра- теодицея – оправдание Бога за существование в мире зла).

3. Схоластика (9-14вв) – характеризуется подчинением философии теологии, создание рациональных и логических учений в области теологии.

Философия – служанка богословия.

Яркий представитель – Фома Аквинский. Выдвинул идею Гармонии Веры и Разума.

Если вера станет слишком неземной, то она выдохнется и превратится в мистику, поэтому не стоит отрицать земную жизнь ради жизни после смерти.

Истина одна – это Христос и его учение, но идти к этой истине можно двумя путями: путем веры и разума. Они не исключают друг друга, а дополняют. Путь веры – путь сердца, более короткий, путь разума и логический доказательств – длинный, извилистый.

В эпоху схоластики назрел спор между философами реализма и номинализма о соотношении общих и единичных понятий.

Реализм (Ф. Аквинский, Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский) – реально существуют только общие понятия, универсалии, а не единичные вещи. Такие понятия (Бог, Истина, Добро).

Номинализм (Росцеллин, Дунс Скотт, У. Оккам) – реально существуют вещи, а понятиями, то есть именами, мы их только называем (номе) – имя.

Средневековье – «темное время», не развивалась наука. В 14 веке приходит в упадок и сменяется эпохой Возрождения.