Статус и функции философии в средневековой культуре.
Средневековая философия – это своеобразный способ философствования, сложившийся в Европе и на ближнем Востоке в эпоху феодализма (с 4-5 по 14 вв.). Для нее характерно тесная связь философии с проблемами религии.
Основные принципы средневековой философии:
- Теоцентризм – источником бытия является Бог, религиозная проблематика стоит в центре философии
- Креационизм – мир создал Бог, человека тоже по своему образу и поджобию.
- Провиденциализм – Бог постоянно правит сотворенным миром и человеком.
- Постижение смысла священного писания
- Дидактизм – поучительство в соответствии с Библией.
- Эсхатологизм – учение о конце истории.
- Соотношение веры и разума.
В развитии средневековой философии выделяют 3 этапа:
1. Апологетика (2-4вв.) – защита и обоснование христианского вероучения с помощью аргументов «за» и «против», отстаивали приоретет христианства над язычеством. Юстин, Татиан, Тертуллиан «Верую ибо абсурдно».
2. Патристика (4-9вв.) – учение отцов церкви, теологизация философии, философия становится на службе у религии для истолкования Библии.
Яркий представитель патристики – Августин Блаженный. В его философии можно выделить 4 основные идеи:
- идея стрелы времени и истории (история и время однонаправлены, имеют начало и имеют конец, Бог находится вне времени).
- идея противостояния души и тела (тело конечно и без души не имеет смысла, оно не животворно, душа же вечна и без тела может существовать).
- широкая трактовка религиозной веры (разум не может сам найти истину, он подкрепляет положения веры. Истина доступна только сердцу, вера важнее разума, «Верую, чтобы понимать»).
- идея свободы человека (человек свободен выбирать между злом и добром. Зло не сотворил Бог, зло – это недостаток добра- теодицея – оправдание Бога за существование в мире зла).
3. Схоластика (9-14вв) – характеризуется подчинением философии теологии, создание рациональных и логических учений в области теологии.
Философия – служанка богословия.
Яркий представитель – Фома Аквинский. Выдвинул идею Гармонии Веры и Разума.
Если вера станет слишком неземной, то она выдохнется и превратится в мистику, поэтому не стоит отрицать земную жизнь ради жизни после смерти.
Истина одна – это Христос и его учение, но идти к этой истине можно двумя путями: путем веры и разума. Они не исключают друг друга, а дополняют. Путь веры – путь сердца, более короткий, путь разума и логический доказательств – длинный, извилистый.
В эпоху схоластики назрел спор между философами реализма и номинализма о соотношении общих и единичных понятий.
Реализм (Ф. Аквинский, Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский) – реально существуют только общие понятия, универсалии, а не единичные вещи. Такие понятия (Бог, Истина, Добро).
Номинализм (Росцеллин, Дунс Скотт, У. Оккам) – реально существуют вещи, а понятиями, то есть именами, мы их только называем (номе) – имя.
Средневековье – «темное время», не развивалась наука. В 14 веке приходит в упадок и сменяется эпохой Возрождения.
- Специфика и основные этапы развития античной философии. Интерпретация Космоса в классической античной философии: Сократ, Платон, Аристотель.
- 1. Доклассический (натурфилософский) 7-5 вв до н.Э. Включает 3 учения:
- 3. Период Эллинизма. (конец 4 в. До н.Э. – нач. 6 в. Н.Э.). Делится на греческий эллинизм и на римский эллинизм.
- Статус и функции философии в средневековой культуре.
- Философская мысль эпохи Возрождения.
- Развитие естествознания и проблема метода в философии Нового времени
- Особенности философии Нового времени:
- Философия эпохи Просвещения:
- Немецкая классическая философия.
- Классика и постклассика: две эпохи в развитии европейской философии
- Этапы и направления постклассической философии:
- Славянофильство и западничество
- Философия русского космизма
- 2. Философская мысль Беларуси
- Философская мысль эпохи Возрождения в Беларуси
- Новое время и Просвещение на Беларуси
- Революционный демократизм XIX в.
- Развитие современной белорусской философии