logo
Вопросы 6-17

Развитие современной белорусской философии

Пафос духовного освобождения и творческой силы, выразителями которого были Купала и Колас стал типичной приметой белорусской демократической мысли начала XX ст., животворной почвой для идей, существенных для дальнейшего развития. В этом плане заслуживает внимание идея синтеза достижений культур других народов как необходимого фактора развития культуры личностной (М.Богданович). Важное значение приобретает тенденция углубления познавательно-рефлексивных начал, усвоение ценностей индивидуально личностного мира (М.Горецкий).

Историческая судьба революционно-демократической мысли Беларуси XX ст. неоднозначна. С одной стороны, она переросла, или вошла в марксистскую философию, которая развивалась в советский период как официальная. С другой стороны, белорусская демократическая мысль (особенно экзистенциального звучания) была обескровлена сталинскими репрессиями и господствующей идеологией, поэтому приходится только догадываться к какому направлению или школе современной философии она бы свободно эволюционировала.

В конце XIX-начале XX вв. среди части белорусской интеллигенции, в т.ч. и профессиональных философов, получили распространение религиозные поиски путей решения общественных и личностных проблем. В печати появляется множество статей с изложением идей славянофилов, русского философа В. Соловьева, Н. Бердяева, С. Булгакова и др. представителей философии «нового религиозного сознания». Идеи этой философии нашли в Беларуси выражение в сборниках «Туманы» (Минск, 1909), «Земные сны» (Минск, 1910). В них были собраны литературно эстетические, философские, публицистические статьи, авторы которых видели дальнейшую судьбу Родины в религиозном возрождении, соединении этического, морального начал, воплощенных в образе Христа, с началом эстетическим, творческим – культурой.

Наиболее значительными представителями философии «нового религиозного сознания» в Беларуси были Я. Окунь, Д. Мейчик, В. Самойло, М. Каролицкий.

Акцентируя внимание на проблеме человека, Я. Окунь считает возможным ее решение только с точки зрения религиозной философии, вечной идеи божественного образа, поиск которого и является рождением духовного настоящего человека. Д. Мейчик в своих философских статьях рассматривает вопросы свободы личности, которую видит в христианстве, в образе Христа, как наивысшего идеала для человека. Сторонники философии «нового религиозного сознания» акцентируют внимание на идее религиозно-морального самосовершенствования личности. Общество, считали они, стоит накануне второй реформации. Это обусловлено тем, что на рубеже столетий мировая философская мысль резко повернула к индивидуализму, идеализации сильной личности (Я. Окунь). Философы осуждали революцию и революционную борьбу и апеллировали к духовности человека, пропагандировали «духовную революцию».

В советское время развитие этого направления философской мысли осуществлялось в основном в эмигрантских кругах, или официальном православии. Философская же мысль философии советского периода развивается в русле диалектико-материалистической марксисткой философии. Несмотря на все сложности развития, в белорусской философии этого периода получены значительные достижения в исследовании историко-философского процесса, в разработке проблем диалектики. Широкую известность в международных философских кругах получили работы в области теории и методологии науки В.С. Степина, ныне академика РАН, создавшего в 80-х гг. XX в. философскую школу в Беларуси.

1 Н. Бердяев. Смысл творчества. М., 1989. С. 370.