Философия в Германии. Кант и Фихте
Для немецкого философа Иммануила Кантасамый главный предмет философии — это человек, ибо он для себя есть своя последняя цель. Отправной точкой философствования Канта являются противоречия между положениями, каждое из которых признается логически доказуемым. Человеку присуща свобода, но у него нет никакой свободы, все в нем есть природная необходимость; мир имеет начало, но он не имеет начала. Чтобы "разобраться" с этими и сходнымиантиномиями, Кант строит тщательно продуманную систему, к которой он пришел лишь в зрелый период своего творчества. Кант считает, что духовные интересы человека выражаются следующими философскими вопросами: 1) что я могу знать? (метафизика, т. е. философия); 2) что я должен делать?(мораль); 3) на что смею надеяться? (религия); 4) что такое человек? (антропология). Перед нами "скелет" той философской системы, которую Кант строит с поистине немецкой тщательностью. В центре внимания — человек, а философствование начинается с вопроса: "Чтоя могу знать?" Кант начинает не с вопроса о бытии (онтология), а с анализа познавательной деятельности человека. Такой подход в философии называется гносеологическим (греч. "гносис" — знание). Схематически сам Кант изображал свою философскую систему в следующем виде (две последние колонки добавлены нами — В.К.).
Всем способностям души соответствуют рациональные способности. Анализ познавательных способностей человека должен дать обоснование науке, искусству, морали. Кант очень тонко чувствует те трудности, которые связаны с пониманием природы идеализаций науки. В них, собственно, скрыта тайна науки как достоверного всеобщего и необходимого знания. Кант видел недостатки решения проблемы идеализации как в эмпирических, так и в рационалистических построениях.
Кант делит знание на две рубрики: апостериорное (послеопытное) и априорное (доопытное) знание. Вывести идеализации буквально из экспериментальных данных невозможно, поэтому не правы эмпирики, считающие такое выведение возможным. С другой стороны, заблуждаются рационалисты, в том числе Декарт и Лейбниц, признавая идеальное знание врожденным для человека; они не показывают, как и благодаря чему оно появляется. И вообще тезис о врожденности идеализации излишне натуралистичен. Кант предлагает свое решение одной из сложнейших философских проблем. Приступающий к познанию индивид располагает сложившимися до него в науке формами познания, категориями, которые обеспечивают возможность познания. С одной стороны, индивид обладает готовыми категориальными конструкциями, с другой — эмпирическими данными. Благодаря своему продуктивному воображению индивид объединяет то и другое, синтезирует рациональное и чувственное. В этом синтезе и состоит природа науки.
Так, если иметь в виду геометрию, то необходимо различать: 1) пространство как идеальную форму, присущую человеку, а отнюдь не природе; 2) экспериментальные факты расположенности природных явлений; 3) объединение первого со вторым в геометрии как науке. По Канту, пространство — это идеальная, а не объективно-реальная форма. Такой вывод всегда шокировал людей, привыкших к простым материалистическим схемам. Конечно же, считают они, пространство существует объективно-реально, т. е. независимо от человека. Но необходимо отметить, что Кант преодолевает упрощенные воззрения. Он не отрицает того, что природные явления существуют сами по себе, что они рядоположенны, т. е. пространственно разобщены. В этой части он полностью согласен со своими материалистически настроенными оппонентами. Но вместе с тем вопреки им он считает, что идеальные пространственные конструкции, идеализации не существуют в природе, им не соответствуют реальные аналоги; нет в природе точек, прямых, плоскостей. Все идеализации являются творением самого человека, они присущи не внешнему, т. е. трансцендентному для человека миру, а рассудку человека, его внутреннему, специфически человеческому, т. е. трансцендентальному миру. Все познаваемо настолько, насколько оно познаваемо на основе трансцендентальных способностей человека. Перед нами философская система, которую часто называют трансцендентальным идеализмом. Термин "идеализм" здесь вносит некоторую путаницу. Кант не утверждает, что идеи творят, создают мир, он лишь подчеркивает своеобразную природу научных идеализации. Идеализации Канта — это не платоновские идеи, они не определяют ход природных событий.
Философскую систему Канта часто называют также критическим идеализмом. По Канту, философия есть форма критики, но критику он понимает весьма своеобразно. В своих основных произведениях, в названиях которых, как правило, присутствует термин критика — "Критика теоретического разума", "Критика способности суждения", "Критика практического разума", — Кант не столько критикует в привычном смысле этого слова, сколько выясняет границы соответственно рассудка, способности суждения, воли.
Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного мира под единство понятия. Но рассудок не реализует ценностное отношение человека к миру. Последнее осуществляет способность суждения (осуждения). Теперь речь идет не о познании, а об оценках. Способность суждения позволяет подвести явления внешнего мира, с которыми контактирует человек, под единство, лишенное и познавательного, и морального интереса. На основе способности суждения развивается эстетический вкус. Но и эстетическая по своей природе способность суждения имеет свои пределы применимости.
Как рассудку, так и способности делать оценки недостает конечной цели, которая определяла бы направление деятельности человека. Выработка цели — прерогатива разума, именно он дает безусловные конечные цели, необходимые для реализации желания, воли. Идея души, идея Космоса в целом, идея Бога — это все безусловные цели, в соответствии с которыми человек свободен. Существо, способное действовать в соответствии со всеобщими целями, есть существо свободное. Разумная воля — это практический разум. Религия разума — это чистая вера в добро, в собственные моральные устои. Бог — это просто абсолютно нравственный закон. Практическому разуму открывается абсолютный, всеобщий и необходимый нравственный закон, категорический императив: "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства".
Человек, следующий категорическому императиву, избегающий соблазна его нарушения во имя мнимой любви к ближнему, поистине свободен. Он свободен не от моральных обязательств, он свободен постольку, поскольку абсолютные нормы морали присущи именно ему, субъекту, поскольку они априорны. Кант не признает каких-либо исключений из сферы абсолютного нравственного закона, человек вынужден действовать в соответствии со своим долгом. Этика Канта устремлена на должное, она априорна и абсолютна. У Канта, следует отметить, априорность вообще везде сопровождается абсолютностью. Такая жесткая связь, как выяснилось впоследствии, необязательна. Согласно Канту, идеализации, например, евклидовой геометрии априорны и абсолютны. Но когда, уже после смерти Канта, были созданы неевклидовы геометрии, то последователи кантианской философии были вынуждены отказаться от признания абсолютного характера евклидовой геометрии, сохранив, однако, представление о ее априорности. Рассматривая различные душевные и познавательные способности человека, границы между ними, Кант стремится сохранить их единство. Это единство Кант видит в самом трансцендентальном субъекте, который изначально един. Альфа и омега философской системы Канта — принцип трансцендентального субъекта. Философия Канта — это философия трансцендентального субъекта.
Без малого два века нет Канта среди живущих на Земле, но число сторонников его философской системы (либо полностью, либо некоторых существенных ее черт) все увеличивается. В чем секрет силы философии Канта? Пожалуй, в системности и научной утонченности. Кант рассмотрел в системе основные стороны человеческой жизни и всем им отдал должное. Там, где вступал в действие могучий интеллект Канта, неизменно вскрывались россыпи важнейших в философском отношении положений. Кант гордился тем, что он сделал в философии, и по праву. Он имел все основания надеяться на то, что его философия "потребуется человечеству для высоких помыслов".
Концепция трансцендентального субъекта Канта еще при жизни философа подвергалась критике со стороны тех мыслителей, которые стремились, как им казалось, к более последовательной точке зрения. Так, Иоганн Фихтежелает продолжить дело Канта и вместе с тем прийти к более основательной точке зрения. На место трансцендентального субъекта Канта он ставит абсолютное Я, исходя из деятельности которого Фихте хотел бы объяснить всю полноту реальности, весь объективный мир — его самостоятельность вне Я весьма рискованно ставится философом под сомнение. Абсолютное Я Фихте — это деятельное Я, реализующее себя в преодолении различных препятствий, в свободном творчестве. Философия Фихте — это деятельная философия, философия свободы, желание освободить человека от внешних оков. Фихтевское Я абсолютно самодеятельно, не определено через вещи, а само определяет их, Я реализует себя согласно определенному философскому проекту, который достигается в результате интеллектуальной интуиции. Исходя из этого Фихте не без претенциозности называл свою систему наукоучением.
Философия Фихте интересна прежде всего тем, что она показывает возможности философии, принципом которой является философски понятый субъект. В противоположность созерцательному материализму субъективный идеализм Фихте развивает деятельную сторону, мир берется как деятельность человека. И хотя эта деятельность осмысливается в весьма абстрактном виде, тем не менее налицо значительный шаг вперед в понимании природы человека и общества, их отличия от природных явлений.
Мы рассмотрели сначала французский материализм, а затем немецкий идеализм. При всей кажущейся противоположности сравниваемые способы философствования, относящиеся в основном к XVIII в., имеют много общего. Философы XVIII в. в центр своего внимания поставили человека, субъекта, обладающего определенными способностями, среди которых чаще всего выделяли рассудительность, разум, ум. Французские материалисты считали, что всесильный, всепонимающий разум человека позволяет субъекту построить непротиворечивую картину развития бытия, венцом которого выступает сам разум. В соответствии с этой убежденностью философская система строится как восхождение от природных явлений к человеку. Для рассматриваемого пути построения философского знания характерны: онтологизм (приоритетность учения о бытии), эволюционизм (бытие и мысль рассматриваются в эволюции, изменении), непрерывность (считается, что каждая последующая стадия эволюции вытекает из предыдущей), наконец материализм в том смысле, что человек есть итог развития природных, материальных начал.
Трансцендентальный идеализм начинает с описания не идеи, а познающего субъекта. Идея принадлежит субъекту; как таковая, то есть сама по себе, она не может сотворить внешний мир, нечто материальное. Идеальное, по Канту, есть особенность человека, которую никаким образом нельзя вывести из своеобразия природных явлений. Для рассматриваемого подхода характерны: гносеологизм (приоритетность учения о познании), забвение вопроса об эволюции природы к человеку, подчеркивание и всяческое выделение своеобразия человека, внимание к деятельности людей.
Французские материалисты добились успехов в объяснении природных явлений, выработали в противовес теологическому юридическое мировоззрение, идеологически подготовили Великую французскую революцию, проанализировали природу социальнополитических, этических и педагогических явлений. Соответственно Кант и Фихте существенно продвинули вперед понимание человека, его самосознания, активности, свободы и творческой деятельности.
Как видим, каждое из двух основных философских направлений XVIII в. имеет свои достоинства, которые дополняют друг друга. Их желательно было бы обобщить, синтезировать. Эта задача решается уже за пределами XVIII в., на новых этапах развития философии.
- Виктор Андреевич Канке Философия
- Аннотация
- Краткое содержание
- Философия как наука
- Философия как мироощущение
- Философия как миропонимание
- Философия как практическое действие
- Назначение философии
- Часть 1. История философии Глава 1.1 Античная философия Милетская школа философии
- Школа Пифагора
- Гераклит и элеаты
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Школа Сократа
- Софисты
- Аристотель
- Философия раннего эллинизма
- Неоплатонизм
- Глава 1.2 Средневековая философия Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Креационизм
- Провиденциализм. Время
- Символизм. Средневековая герменевтика
- Реализм и номинализм
- Откровение и вера. Филосовский смысл заповедей Христа
- Общество и природа
- Средневековая теодицея
- Основные идеи средневековой философии:
- Глава 1.3 Философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Человек — творец, художник
- Гуманизм
- Философия Кузанского
- Философия Джордано Бруно. Пантеизм
- Перечислим основные принципы философии эпохи Возрождения:
- Глава 1.4 Европейская философия XVII в. Философия Бэкона
- Философия Декарта (картезианство)
- Итак, основные черты философии Декарта таковы:
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- Выработка нового юридического мировоззрения. Правовые идеи философии Локка
- Философия Лейбница
- В заключение данной главы перечислим основные идеи философии XVII в., начала эпохи Нового времени:
- Глава 1.5 Философия XVIII в. Историческая справка
- Философия французского Просвещения. Вольтер и Руссо
- Философия Гольбаха
- Философия в Германии. Кант и Фихте
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму Философия Гегеля
- От антропологического материализма Фейербаха к диалектическому материализму Маркса
- Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике Философия жизни
- Экзистенциализм
- Феноменология Гуссерля
- Герменевтика
- Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму "Первый позитивизм" Конта
- "Второй позитивизм" Маха и Авенариуса
- Неопозитивизм. Рассел, Витгенштейн, Карнап
- Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун
- Лингвистическая философия Витгенштейна
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 Русская философия Историческая справка
- Философия славянофилов
- Философия западников
- Философия Соловьева
- Русская философия в XX в.
- Характерные черты русской философии
- Заключение
- Часть 2. Систематический курс философии Глава 2.1 Метафилософия Метафизика. Основные вопросы философии
- Как строить философию?
- Мир философии
- Основные категории метафилософии
- Глава 2.2 Философская антропология и гносеология Философия о природе человека
- Природа психических функций человека
- Благодаря каким возможностям человек способен познавать мир?
- Чувственное познание. Память и воображение
- Рациональное познание. Мышление
- Единство чувственного и рационального познания. Эйдетическое познание
- Творчество. Интуиция
- Сознательное и бессознательное, надсознателыюе. Фрейдизм
- Что есть истина?
- Объяснение, вчувствование, понимание
- Ценность. Философия как аксиология
- Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал
- Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры Философия языка
- Единство и многообразие языков. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Знаковая форма языка. Философия как язык
- Философия культуры. Что есть культура? Культура и цивилизация
- Эстетика. Красота и прекрасное
- Философия практики. Что есть практика?
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Единство истины, красоты и добра. Образование и воспитание
- Глава 2.4 Философия общества и истории Пути понимания природы общества
- Социальное. Структура общества
- Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества
- Философия истории. Многообразие культур, цивилизаций. Запад — Россия — Восток
- Глава 2.5 Философия природы Исторические формы отношения человека к природе
- Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума
- Пространство и время
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Глава 2.6 Философия науки Что есть наука?
- Эмпирический уровень научного познания
- Теоретический уровень исследования. Природа научных абстракций
- Становление научной теории и рост теоретического знания
- Теоретические методы
- Наука в поисках истины
- Идеалы науки. Этика ученого
- Соотношение философской, религиозной и научной картин мира
- Глава 2.7 Философия техники Происхождение и природа техники
- Основные проблемы философии техники
- Техника и этика
- Человек в информационном обществе
- Глава 2.8 Стратегия будущего Человек во Вселенной
- Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Заключение Философия в современном мире
- Приложение: 100 вопросов на понимание курса философии
- Литература2
- Именной указатель