Философия Декарта (картезианство)
Рене Декарт, подобно Бэкону, резко критически относился к схоластическому наследию средних веков и эпохи Возрождения.
В понимании эксперимента он далеко превосходит Бэкона. Но подход Декарта к философской проблематике во многом принципиально иной, чем у Бэкона. Декарт очень силен в математике, не в последнюю очередь отсюда, надо полагать, развивается у него склонность к обобщениям максимально универсального философского характера. Декарт сравнивает философию с корневой системой дерева науки, стволом которого является физика, а ветвями — прикладные науки. Реконструируем последовательно основные положения декартовской философии.
Философская проницательность Декарта требует от него прежде всего обоснования достоверности знания. Ему слишком хорошо известны доводы скептиков на этот счет. Сам Декарт стремится использовать сильные стороны скептицизма, поэтому он считает, что методическое сомнениене только уместно, но и вообще является эффективным приемом в научных исследованиях. Впрочем, Декарт не останавливается на методическом сомнении, он ищет основания достоверности знания. Простое бэконовское утверждение относительно достоверной силы эксперимента Декарту — в силу уже указывавшихся оснований — не подходит. Искать надо не в области эксперимента, а где-то в другом месте. Где? В области человеческого интеллекта, конкретнее — с учетом недостоверности чувственных восприятий — в уме человека, в его разуме. Но прежде чем обратиться к человеческому интеллекту, есть настоятельная философская необходимость обратиться к человеку, носителю этого интеллекта. Отсюда знаменитое картезианское: "Я мыслю, следовательно, существую". Основание всякой достоверности суждений — наличие размышляющего субъекта.Центр и одновременно исходная точка философии Нового времени — размышляющий субъект. Философия Нового времени от принципа абсолютной личности средних веков и принципа чувственно-материальной личности Ренессанса пришла к концепциичеловека разумеющего.
Итак, началом картезианской философии является данная новая концепция. Даже скептик должен признать факт своего собственного бытия в качестве разумеющего человека. В самом субъекте основанием достоверности знания является ум. Какой ум? Очевидно, не тот, который склонен попадать в сети беспорядочных рассуждений. Речь идет об уме ясном, отчетливом и внимательном, умеющем проходить все ступени непрерывной дедукции, замыкаемой на экспериментальные факты. Особое внимание должно быть уделено исходному пункту цепи дедукций ее началу. Началом дедукции является интеллектуальная интуиция. Интеллектуальная интуиция выступает как прямое, непосредственное, рациональное постижение сути дела. Конечно же, в правомерности такой интуиции тоже приходится сомневаться, но на эти сомнения накладываются оковы, ибо содержательность интуиции выясняется в процессе успешно осуществляемой дедукции (движения от общего к частному) и использования соответствующего знания на практике и в эксперименте. Метод Декарта включает: 1) признание истинным только того, что познается с предельной очевидностью и отчетливостью; 2) выделение максимально простых элементов знания; 3) восхождение от простого к сложному.
Выше отмечалось, что философия Бэкона "спотыкается" там, где речь идет о теоретическом знании. Обходит ли возникающие трудности картезианство? По крайней мере отчасти: мы не можем видеть точку, прямую, плоскость, но мы можем вообразить их себе. То же относится к постулатам и аксиомам философии, математики и логики. Если одни идеи человек получает из чувственного опыта, то другие — в результате интеллектуальной интуиции, проясняющей то, что есть в нас от рождения. Теоретические идеи являются врожденными, их основания невозможно обнаружить в эксперименте. Декарт стремится объяснить существование теоретических идей исходя исключительно из реальности обособленного от опытно-экспериментального мира субъекта. Пожалуй, это философская крайность, указывающая на слабостц позиций философского гения XVII в. То же самое относится к дуализму философии Декарта, противопоставлению материальной субстанции духовной.
Выделив ум человека и обособив его от всего телесного, Декарт постулирует наличие двух субстанций: материальной (телесной) и духовной, их главными атрибутами являются, по Декарту, соответственно протяженность и мышление. Соответствие субстанций друг другу объясняется наличием бога. У Декарта две субстанции, что вполне соответствует состоянию науки XVII в., когда внутренняя разнородность соответственно материальных и духовных явлений была почти неизвестна. Еще не было достаточных оснований для обособления друг от друга, например, физических и химических явлений. Поэтому Декарт говорит о единой телесной субстанции, причем главным ее непременным свойством, атрибутом считает не время, а протяженность, что соответствует геометрическим наклонностям эпохи философа. Духовный мир человека XVII в. характеризовали упрощенно. Но положительно уже то, что четко видели его своеобразие, преодолевая тем самым ограниченность гилозоизма, бывшего весьма популярным еще в эпоху Дж. Бруно.
- Виктор Андреевич Канке Философия
- Аннотация
- Краткое содержание
- Философия как наука
- Философия как мироощущение
- Философия как миропонимание
- Философия как практическое действие
- Назначение философии
- Часть 1. История философии Глава 1.1 Античная философия Милетская школа философии
- Школа Пифагора
- Гераклит и элеаты
- Атомисты. Левкипп и Демокрит
- Школа Сократа
- Софисты
- Аристотель
- Философия раннего эллинизма
- Неоплатонизм
- Глава 1.2 Средневековая философия Историческая справка
- Теоцентризм. Монотеизм. Бог. Принцип абсолютной личности
- Креационизм
- Провиденциализм. Время
- Символизм. Средневековая герменевтика
- Реализм и номинализм
- Откровение и вера. Филосовский смысл заповедей Христа
- Общество и природа
- Средневековая теодицея
- Основные идеи средневековой философии:
- Глава 1.3 Философия эпохи возрождения Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
- Человек — творец, художник
- Гуманизм
- Философия Кузанского
- Философия Джордано Бруно. Пантеизм
- Перечислим основные принципы философии эпохи Возрождения:
- Глава 1.4 Европейская философия XVII в. Философия Бэкона
- Философия Декарта (картезианство)
- Итак, основные черты философии Декарта таковы:
- Галилей и Ньютон: создание теоретической механики
- Выработка нового юридического мировоззрения. Правовые идеи философии Локка
- Философия Лейбница
- В заключение данной главы перечислим основные идеи философии XVII в., начала эпохи Нового времени:
- Глава 1.5 Философия XVIII в. Историческая справка
- Философия французского Просвещения. Вольтер и Руссо
- Философия Гольбаха
- Философия в Германии. Кант и Фихте
- Глава 1.6 От философии Гегеля к диалектическому материализму Философия Гегеля
- От антропологического материализма Фейербаха к диалектическому материализму Маркса
- Глава 1.7 От философии жизни к герменевтике Философия жизни
- Экзистенциализм
- Феноменология Гуссерля
- Герменевтика
- Глава 1.8 От позитивизма к аналитизму "Первый позитивизм" Конта
- "Второй позитивизм" Маха и Авенариуса
- Неопозитивизм. Рассел, Витгенштейн, Карнап
- Постпозитивизм. Поппер, Лакатос, Фейерабенд, Кун
- Лингвистическая философия Витгенштейна
- Аналитизм. Выводы
- Глава 1.9 Русская философия Историческая справка
- Философия славянофилов
- Философия западников
- Философия Соловьева
- Русская философия в XX в.
- Характерные черты русской философии
- Заключение
- Часть 2. Систематический курс философии Глава 2.1 Метафилософия Метафизика. Основные вопросы философии
- Как строить философию?
- Мир философии
- Основные категории метафилософии
- Глава 2.2 Философская антропология и гносеология Философия о природе человека
- Природа психических функций человека
- Благодаря каким возможностям человек способен познавать мир?
- Чувственное познание. Память и воображение
- Рациональное познание. Мышление
- Единство чувственного и рационального познания. Эйдетическое познание
- Творчество. Интуиция
- Сознательное и бессознательное, надсознателыюе. Фрейдизм
- Что есть истина?
- Объяснение, вчувствование, понимание
- Ценность. Философия как аксиология
- Эмоции. Воля. Вера. Сомнение. Идеал
- Глава 2.3 Философия символического мира человека. Человек в мире культуры Философия языка
- Единство и многообразие языков. Метаязык. Формализованный язык. Машинные языки. Знаковая форма языка. Философия как язык
- Философия культуры. Что есть культура? Культура и цивилизация
- Эстетика. Красота и прекрасное
- Философия практики. Что есть практика?
- Добро. Три этики. Личность, проблемы свободы и ответственности
- Единство истины, красоты и добра. Образование и воспитание
- Глава 2.4 Философия общества и истории Пути понимания природы общества
- Социальное. Структура общества
- Возможна ли наука об обществе? Роль рациональности в развитии общества
- Философия истории. Многообразие культур, цивилизаций. Запад — Россия — Восток
- Глава 2.5 Философия природы Исторические формы отношения человека к природе
- Происхождение Вселенной. Уровни организации универсума
- Пространство и время
- Экологическая философия. Биоэтика. Экогуманизм
- Глава 2.6 Философия науки Что есть наука?
- Эмпирический уровень научного познания
- Теоретический уровень исследования. Природа научных абстракций
- Становление научной теории и рост теоретического знания
- Теоретические методы
- Наука в поисках истины
- Идеалы науки. Этика ученого
- Соотношение философской, религиозной и научной картин мира
- Глава 2.7 Философия техники Происхождение и природа техники
- Основные проблемы философии техники
- Техника и этика
- Человек в информационном обществе
- Глава 2.8 Стратегия будущего Человек во Вселенной
- Человечество перед лицом глобальных проблем. Проблемы и перспективы современной цивилизации
- Заключение Философия в современном мире
- Приложение: 100 вопросов на понимание курса философии
- Литература2
- Именной указатель