logo
Структура общества в философии

3. Реалии жизни XXI века

Человечество в конце XX века ясно осознало всю значимость того факта, что оно является всего лишь небольшой частью живой природы, поэтому не может и далее бесконтрольно и безнаказанно строить свои отношения с ней на началах хищнического потребления и полного её истребления. Осознание этого потребовало от человечества переоценки ценностей и изменения наивного представления о мире на более реалистические позиции. Это обстоятельство привело к заметному повышению интереса к естественным наукам (к экологии и биологии) в обсуждении традиционно гуманитарных проблем, в том числе и проблемы человеческих ценностей.

Здесь я хотела бы добавить, что в XXI веке стало модным беречь природу. И это неудивительно, сейчас человечество осознало всю серьёзность происходящего. Во многих странах проходят акции, которые направлены на экономию воды. Множество акций проводится в защиту животных и природных ресурсов.

Ещё одно обстоятельство, оказавшее огромное влияние на возрождение натурализма в наше время - это концептуальные наработки и трансформации, которые происходят в современном естествознании и которые уже привели к существенному изменению человеческих представлений о том, что такое природа, человек и каково его место в нашем мире. Теоретических ресурсов, которыми обладают концепции самоорганизации достаточно на сегодняшний день, чтобы с их позиций по-новому и осмысленно подойти к обсуждению вопросов формирования жизни, общества, человека, человеческой культуры и мира человеческих ценностей.

Но всё же решающим фактором нового поворота философской мысли к популярности натурализма, безусловно, являются достижения теоретико-эволюционной мысли в биологии последних десятилетий. Здесь имеются в виду глубокие прорывы в понимании популяционно-генетических механизмов формирования форм социального поведения и жизни в сообществах, что позволило возникнуть принципиально новой области научного исследования - социальной биологии. Именно это дало толчок для формирования целого ряда новейших научных направлений - эволюционной этики, эволюционной эстетики, эволюционной эпистемологии, биоэтики и многих других. Именно достижения в области наук о жизни - от генетики до когнитивной психологии и исследований в области создания "искусственного интеллекта" высветили принципиально новую перспективу натурализации всего комплекса философских исследований.

В связи с этим особо пристального внимания заслуживает история развития философии XX века, которая способна в XXI веке перейти в абсолютную альтернативу постмодернистской хаотичности понимания, которым во многом завершилось прошлое столетие.