logo
Лекции по философии

Тема 20.Философия социальной структуры общества.

Проблемы маргинализации населения.

В любой системе важнейшее – это структура. У общества весьма сложная многоуровневая структура от личности и семьи до взаимодействующих групп государств и народов, религиозных конфессий и профессиональных групп. Социальная структура общества определяется прежде всего потребностями экономики, сама все больше определяя политическую систему общества. Демографическая политика государства, политика зарплаты и пенсий влияют на социальную сферу и экономику. Отношение студентов к учебе и новейшей науке отражается на экономике, политике и социальной сфере, но само зависит от них. Все сферы – это взаимосообщающиеся сосуды, изменения в одной обязательно повлекут изменения в других. Следовательно, задача правильного нахождения важнейшего звена сейчас и здесь, чтобы не страдало все общество, - это важнейшая задача политики, политической и социальной философии, поскольку нужен и философский анализ панорамы жизни общества в природе и положения человека.

Человек живет в больших и малых социальных группах, даже если временно оказался на необитаемом острове, как Робинзон. В одиночку человек не может долго выживать биологически, никакие стадные животные не могут заменить никакому Маугли семьи людей. Социальность человека основана на отсутствующей у других разумных стайных существ Земли коммуникационной связи посредством членораздельной речи, формирующейся по мере роста материального и духовного производства. Природное разделение труда давно дополнено у людей социальным. Пройдя ступеньки общественного разделения труда, люди прочнее родственных и соседских общинных уз связаны и разделены социально профессиями, источниками и размерами дохода и всем, что и создает собственно социальное расслоение и необходимость взаимодействия посредством групп, а не индивидуально. Выявлять тенденции и закономерности развития социальных групп, причины их появления и условия их слияния или исчезновения и стремится социальная философия, опираясь на методики социологических исследований и предлагая новые методы и методологию.

Философия рассматривает социальную структуру общества в ее целостности, по возможности без идеологических пристрастий и не по заказам властьпредержащих, которые очень редко умеют защищать интересы всех групп, как должны. Философия давно дозрела до понимания необходимости многосложной социальной структуры общества, где нет создаваемых сверху групп, каждая защищает свои интересы с учетом интересов всех других. И надо умело поддерживать взаимовыгодное единство, укрепляя их разнообразие, развивая самость каждой группы при умении считаться с интересами как конкурентов и господствующих, так и зависимых или групп попутчиков к этой цели, дружественных или даже традиционно враждебных.

Человек в системе социальных связей занимает особое место в страте (группа, выделяемая по определенному признаку). Определить свое место важно каждому для того, чтобы намечать реальные перспективы и не обманываться несбыточными надеждами. Возможности зависят от природы, культуры, социального происхождения и социального положения сейчас. От природы мы наделены здоровьем и темпераментом, способностями и иными данными, детерминирующими наши претензии в обществе. От культуры народа и государства, где получил словарный запас, привычки, образ мысли мы более свободны, ибо кое-какие пробелы можно самому восполнить, чтобы в малой группе сменить статус (место с возможностями и обязанностями) на более привлекательный.

К малым группам, где проходит наша жизнедеятельность, относятся семья, студенческая группа, бригада рабочих, но не вуз, не завод, ибо в малой группе все знают друг друга (3-16 человек), а в большой группе и начальника мало кто знает. Каждый в рамках своих статусов отлично или плохо играет набор ролей, позволяющих ему занимать это положение или претендовать на новое, получив образование, заслужив авторитет, став семейным и т.д. Группы различаются на временные и постоянные, формальные и неформальные, национальные и государственные, классовые и профессиональные, поселенческие и демографические, политические иные. О них подробнее в курсах социологии и политологии. Философия же интересуется только правильной ориентацией человека, чтобы всегда занимал с радостью свое, а не чужое место во всех группах, умел вовремя поменять группу, чтобы и дальше жить счастливо и полнокровной жизнью.

Жизнь общества определяется деятельностью в первую очередь созидательных сил: крестьянства, рабочих и интеллигенции. Внутри каждой большой группы есть творческие силы, которые надо беречь для процветания государства. Если жизнь творческих сил становится невыносимой, они эмигрируют из страны, уходят в свои мирки кто не может уехать творить там, где это ценят, или деклассируются. В царское время в России были крестьянство и пролетарии, а интеллигенция – это только российское было богатство, ибо во всем остальном мире были просто работники умственного труда, не годящиеся даже в полуинтеллигенты советской поры. Но мало где было такое раскрестьянивание крестьянства и депролетаризация настоящих потомственных мастеровых городов и сел, такое превращение работников умственного труда в чиновничество.

С 90-х 20 века мы имеем не только анахронизм «дикого Запада» в виде резкого расслоения населения на «новых русских» и прочих национальностей «олигархов» и вымирающую люмпенизированную бедноту. С закрытием конкурентноспособных заводов и фабрик почти уничтожены квалифицированные рабочие и настоящие инженеры, без которых общество не может быть не только информационным, но и индустриальным. Но и аграрной России уже не досталось от 20 века, ни колхозной, ни фермерской. Общество перед задачами 21 века оказалось вынужденным решать и задачи прошлых веков по созданию нормально функционирующей социальной структуры, а 21 век ставит перед Россией блок проблем, связанных с маргинализацией миллиардов людей планеты.

Маргиналами называют тех, кто перешел из одной социальной группы в другую, утратив привычки прежней и не обретя еще навыки жизнедеятельности новой для него. Когда незаконнорожденного ребенка от дворянина и крестьянки не принимала к себе ни та, ни другая среда, он мог не погибнуть и даже иногда прославить Отечество, как философ Н.Ф.Федоров. Но когда из-за индустриализации массово из деревни переселяли в города, превращая крестьян в рабочий класс, маргинализация становилась опасной политически, экономически, культурно. Мировой рынок рабочей силы при всех плюсах несет с собой много угроз обществу: перемешиваются народности и конфессии, забывается опыт предков или фундаменталистски насаждаются устаревшие обычаи, люди дичают до вандализма, становятся легко манипулируемыми, как винтики. Представления о ценности жизни и правах человека забалтываются и социум деградирует, ибо активные губят себя в бесконечной бойне за оставшиеся природные ресурсы, а сил пассивных едва хватает на «хлеба и зрелищ», о совместной защите от природы заботится недостаточная часть еще культурных людей, не способных защитить даже себя и даже от агрессивных соседей-маргиналов.