§ 5. Сознание, самосознание и рефлексия
Человек есть не только сам в себе, но есть и для себя, что проявляется в обращенности на самого себя: он осознает себя. Человек мыслит и знает себя. Он отдает себе отчет в том, что делает, думает, чувствует. И исторически, и в ходе своего индивидуального развития человек первоначально осознает предметы и свои практические действия, а на более высоком уровне развития – и свои мысли о предметах и действиях. Он осознает себя как личность. Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя, своего Я от всего, что его окружает. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную роль играют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий. Человек может стать самим собой лишь во взаимодействии с другими людьми, с миром через свою практическую деятельность, общение. Общественная обусловленность формирования самосознания заключается не только в непосредственном общении людей друг с другом, в их оценочных отношениях, но и в формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку, в осознании самих правил взаимоотношения. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им материальную и духовную культуру. Продукты труда являются как бы зеркалами, из которых навстречу нам сияют наши сущности: ребенок, говорит Г. Гегель, бросает камни в реку и восхищается расходящимися на воде кругами как неким делом, в котором он получает возможность созерцать свое собственное творение.
Познавая себя, человек, как отметил Т. Манн, никогда не остается вполне таким же, каким он был прежде. Самосознание возникло не в качестве духовного зеркала для праздного самолюбования человека. Оно появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои поступки, слова и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять самоконтроль и саморегулирование. Регулируя свои действия и предусматривая результаты этих действий, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.
Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле. Рефлексия – размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Рефлексия погружает нас в глубину нашей самости. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия
принадлежит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.
Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными – от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.
Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение умысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.
Сознательность – неотъемлемое свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко сужена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных, подчас совершающих действия, поражающие своей нелепостью, а порой ведущие к трагическим последствиям и для личности самого больного, и для окружающих. Больной психике недоступно благоразумие: полная обдуманность действий зиждется только на ясном сознании. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.
- § 1. О предмете философии и ее месте в системе научного знания
- § 2. Философия и мировоззрение
- Глава 1
- § 1. От мифа к Логосу
- § 2. Милетская школа: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
- § 3. О семи мудрецах
- § 4. Пифагор и его школа
- § 5. Гераклит Эфесский
- § 6. Элейская школа: Ксенофан, Парменид, Зенон
- § 7. Эмпедокл
- § 8. Анаксагор
- § 9. Атомизм Левкиппа – Демокрита
- § 10. Софисты и софистика: Протагор, Горгий и Продик
- § 11. Сократ
- § 12. Платон
- § 13. Аристотель
- § 14. Киники и скептики
- § 15. Эпикур и эпикурейцы
- § 16. Стоицизм
- § 17. Неоплатонизм: Плотин и другие неоплатоники
- Глава 2
- § 1. Блаженный Августин
- 2 Там же.
- 2 Там же.
- § 2. Арабская, среднеазиатская и еврейская философия
- § 3. П. Абеляр
- § 4. Фома Аквинский
- § 5. Р. Бэкон
- § 6. Д. Скот
- § 7. У. Оккам
- § 8. Об универсалиях
- Глава 3
- § 1. М. Монтень
- § 2. Пико делла Мирандола
- § 3. Николай Кузанский
- § 4. Я. Бёме
- § 5. Дж. Бруно
- Глава 4
- § 1.Ф. Бэкон
- § 2. Т. Гоббс
- § 3. Р. Декарт
- § 4. Б. Паскаль
- § 5. Б. Спиноза
- § 6. Дж. Локк
- § 7. Г. Лейбниц
- § 8. Дж. Беркли
- § 9. Д. Юм
- Глава 5
- § 1. Вольтер
- § 2. Ж.Ж. Руссо
- § 3. Д. Дидро
- § 4. П. Гольбах
- Глава 6
- § 1. И. Кант
- § 2. И.Г. Фихте
- § 3. Ф. Шеллинг
- § 4. Г. Гегель
- § 5. Л. Фейербах
- Глава 7
- § 1. А. Шопенгауэр
- § 2. С. Кьеркегор
- § 3. Ф. Ницше
- § 4. А. Бергсон
- § 5. Ч. Пирс
- § 6. У. Джемс
- § 7. Дж. Дьюи
- § 8. Э. Гуссерль
- § 9. Представители герменевтики
- § 10. М. Шелер
- § 11. П. Тейяр де Шарден
- § 12. М. Хайдеггер
- 1 Дзэн – японское название одного из буддийских направлений.
- § 13. К. Ясперс
- § 14. Ж.П. Сартр
- § 15. Позитивизм о. Конта
- § 16. Неопозитивисты
- § 17. Б. Рассел
- § 18. Л. Витгенштейн
- § 19. К. Леви-Строс
- § 20. К. Поппер
- Глава 8
- § 1. М.В. Ломоносов
- § 2. А.Н. Радищев
- § 3. П.Я. Чаадаев
- § 4. Славянофилы
- § 5. Западники
- § 6. Л.Н. Толстой
- § 7. Ф.М. Достоевский
- § 8. Н.Ф. Федоров, к.Н. Леонтьев, в.В. Розанов
- § 9. B.C. Соловьев
- § 10. О философии XX века
- Глава 9
- § 1. Бытие как всеохватывающая реальность
- § 2. Историческое осознание категории бытия
- § 3. Объективное бытие и я-бытие
- § 4. О метафизике
- § 5. Иерархия типов реальности
- § 6. Бытие как проблема
- § 7. Материя
- § 8. Движение
- § 9. Пространство и время
- § 10. Основные категории философии
- § 1. Общее понятие о человеке
- § 2. О многомерности человека
- § 4. Личность и я
- § 5. Идея личностной уникальности
- Глава 11
- § 1. Общее представление о душе
- § 2. Душа и тело
- § 4. Что такое сознание
- § 5. Сознание, самосознание и рефлексия
- § 6. Сознание и сфера бессознательного
- § 7. О психике животных
- § 8. О рассудке и разуме, уме и мудрости
- § 9. Сознание, язык, общение
- Глава 12
- § 1. Сущность и смысл познания
- 2 Там же.
- § 2. Проблема познаваемости мира и философский скептицизм
- 1 Скептицизм здесь – агностицизм.
- 1 Транссубъективность – нахождение вне субъекта, вне сферы я.
- § 3. Виды познания
- 4 Там же.
- § 4. Соотношение знания и веры
- § 5. Субъект и объект познания
- § 6. Познание, практика, опыт
- § 7. Идеальные побудительные силы познания
- § 8. Что есть истина
- § 9. Чувственное, эмпирическое и теоретическое познание
- § 10. Мышление: его сущность и основные формы
- § 11. Методы и приемы исследования
- § 12. Об открытии и изобретении
- § 13. Остроумие и интуиция как способы и формы познания и творчества
- Глава 13
- § 1. Зарождение социально-исторического сознания
- § 2. О социальных и философских воззрениях античных, средневековых мыслителей и мыслителей эпохи Возрождения [1]
- § 3. Социальная и историософская мысль Нового и Новейшего времени
- Глава 14
- § 1. Идея общественно-исторической закономерности
- § 2. Объективное и субъективное в социально-историческом процессе
- § 3. Стихийное и сознательное в истории
- Глава 15
- § 1. Общество как едино-цельная система определенного множества народа
- § 2. Человечество как едино-цельная социально-планетарная система
- § 3. Сущность нации
- § 4. Любовь, брак, семья
- § 5. Вопросы демографии
- Глава 16
- § 1. Философско-экономический образ мышления
- § 2. Философия и психология труда
- § 3. Философия техники
- § 4. Человек, общество и природа: проблемы экологии
- § 5. Собственность и самоутверждение личности
- 4 Там же.
- § 6. Сущность и составляющие социально-экономического управления
- § 7. «Невидимая рука и зоркий глаз» государства
- 2 Там же.
- § 8. Нравственно-психологические устои экономики
- Глава 17
- § 1. Идея права: право власти и власть права
- § 2. Социальная справедливость как правовая ценность
- § 3. Сущность государства
- § 4. Политическая власть
- § 5. Политика и нравственность
- § 6. Идея разделения властей и институты власти
- § 7. Политический строй либерально-демократического общества
- § 8. Либеральная демократия, права человека и достоинство личности
- § 9. Недемократические политические режимы
- § 10. Тоталитарное разложение души
- Глава 18
- § 1. Общественное сознание: сущность, уровни, относительная самостоятельность и активная роль в жизни человека и общества
- § 2. Политическое сознание
- § 3. Правосознание и его культура, правовое послушание
- § 4. Нравственное сознание
- § 5. Философия религии
- § 6. Эстетическое сознание и философия искусства
- § 7. Научное сознание и мир науки
- § 8. Философия культуры
- Глава 19
- § 1. Народ как основная практически созидающая сила истории
- § 2. Толпа и ее психология
- § 3. О роли личности в истории: стратегический ум, характер и воля вождя
- Глава 20
- § 1. О смысле истории
- § 2. Об историческом прогрессе