Тема 3.
ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ.
НАУКА В СИСТЕМЕ ПОЗНАНИЯ.
Научное познание, его сущность и специфика. Отличие познания от других форм духовного освоения действительности.
Наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры ее основные функции.
Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровень, критерии их различения. Основания науки: нормы и идеалы, научная картина мира, философские основания.
Проблемы развития науки. Теоретические модели развития научного знания.
ЛИТЕРАТУРА:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.
Гербер Р. Вибрационная медицина. – М.: София, Гелиос, 2001. – 592 с.
Губин Д. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с.
Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438с.
Горюнов В.П., Гавришин В.Н. Философия науки и техники / В.П. Горюнов, В.Н. Гавришин. СПб., 2000.
Моисеев В.И. Философия и методология науки / В.И. Моисеев - Воронеж, 2004.
Философия. Под ред. Лавриненко. - М., 2000.
Философия. - Ростов-на-Дону, 2001.
Анохин А.М., Сахно А.В. Диалектика научности и ответственности в медицине//Философские науки, 1990, № 6.
Агацци Э. Ответственность – подлинное основание для управления наукой//Вопросы философии, 1992, № 1.
Вебер М. Избранные произведения М., 1990.
Готт В.С., Делакаров К.Х. Проблема взаимосвязи философии и естествознания//ФН,1989, №4.
Григорьев В.Н. Наука и техника в контексте культуры//ВФ, 1990, №1.
Зинченко В.П. Наука – неотъемлемая часть культуры//ВФ, 1990, №1.
Касавин И.Т. Познание в мире традиций/ И.Т. Касавин -М., 1990.
Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.
Лакатос И. Доказательство и опровержение. М., 1967.
Мамчур В.А. О социальной ответственности ученых//ФН, 1980, № 5.
Степин В.Я. Философия антропологии и философия науки.- М.,1992.
Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.- М.,1986.
Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки.- М.,1987.
Контрольные вопросы:
Каковы основные аспекты понятия « наука»?
По каким основаниям может быть произведена классификация наук?
В чем состоят основные закономерности развития науки?
В чем выражается специфика познания социальных явлений?
Что подставляют из себя структура и уровни научного познания?
Нагружено ли эмпирическое знание теоретическим?
Каковы основные этапы процесса измерения?
В чем состоит смысл идеализации?
Каковы основы черты аксиоматического метода? Какие другие методы вы знаете?
Какие существуют формы организации научного знания?
В чем заключается взаимодействие научной теории и практики?
Каковы идеалы науки?
Стоит ли наука вне этики?
Что представляет собой экстерналистские и интерналистские теории?
Темы рефератов:
Критерии научности,
Естественнонаучное и социально-гуманитарное познание. Сходство и различие.
Роль философии в научном исследовании.
Проблема периодизации истории науки.
Структура научной теории и ее основные функции.
Особенности постклассической науки.
Классификация научных методов и уровни методологии.
Вненаучное знание и его формы.
Основания научной картины мира.
Соотношение понятие «картина мира» и «научная картина мира».
Смысл и истоки научных революций.
Современные концепции развития научного знания.
Природа научного знания.
Идеалы науки. Этика ученого.
Наука – основная форма познавательной деятельности, направленная на получение, а затем и практическое использование человеком нового знания.
Первая, отчетливо выраженная форма науки появляется в античной культуре. Она возникла в рамках античной философии и занимала подчиненное место. Основной стиль научного мышления данного периода требовал доказательств мысли, логических построений , поиска всеобщих абстрактных понятий. Опыт, эксперимент, технические изобретения стоят намного ниже чем философии. Данную фазу можно назвать латентной фазой науки. Для данного периода характерны: вращенность науки в философию, подчинение целям философии, более низкая социокультурная ценность. В дальнейшем античная наука органически влилась в культуру Ближнего и Среднего Востока.
В Европе с возникновением христианства появляется так называемый теологический рационализм. В рамках средневековья были продолжены слабые занятия математикой , механикой, астрономией которые не выходили за рамки античных достижений, многие из которых были к тому же утеряны.
Эпоха Возрождения меняет статус науки. Восприятие природы как сферы деловой активности и появление новых античных переводов дает возможность роста новых традиций.
Новое время дает возможность для развития естествознания. Складывается новый тип рациональности для которого характерны: установка на объективированное, без личностное знание, признание авторитета опыта и эксперимента, математический способ описания. Первой и главной специальной наукой становится механика. Сама наука становится все более профессиональной отделяясь от философии, теологии и алхимии. В XVIII веке возникают научные академии, которые получают официальный статус, государственное признание, создают уставы. Появляется новый социальный слой – ученые, имеющие собственную идеологию. Она имеет две функции: внешнюю – направленную на укрепление социального статуса и защиту интересов научного общества и внутреннюю – традиции, ценности.
В XIX веке наука вступает в зрелую стадию своего развития. Начинается классический этап ее развития, характеризующийся ростом естественно научных теорий: математики, биологии, электродинамики, химии, физики. Появляются специализированные высшие учебные заведения ориентированные на подготовку специалистов технического профиля. Изменяется социальный статус ученых, их профессия становится платной.
В конце XIX века начинается подготовка нового этапа в развитии науки – т.н. Большой науки – т.е. слияния науки и государственной политики. Наука становится социально-политической силой определяющей ход современности. Она перестает быть нейтральной, милитаризируется, порождает научную бюрократию.
Важнейшая особенность научного познания - ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность человека и их исследование.
Вторая отличительна черта научного познания – нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем.
Хотя наука и образует единую систему знаний, о мире и его законах, она, в то же время, разделяется на множество отраслей знаний, или частных наук. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе или естествознание, науки об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные), о познании и мышлении (логика, гносеология, диалектика), технические науки. Каждая их этих отраслей знаний может быть подвергнута еще более мелкому делению (естественные – физика, биология, гуманитарные – литература, история и т.д.)
При классификации наук можно выделить два крупных типа:
1. Фундаментальные (нет прямой ориентации на практику).
2. Прикладные (применение результатов для решения конкретных производственных и социально-практических проблем)
Особую сторону развития науки представляют ее социальные функции:
1. Культурно-мировоззренческая функция включает в себя период становления науки как социального института, оспаривающего у теологии право на формирование мировоззрения. На современном этапе наука стала решающей инстанцией в вопросах мировоззрения человека. Ответы, даваемые наукой на эти вопросы, стали элементами общего образования, а также составной частью культуры общества.
2. Функции науки как непосредственной производительной силы. Процесс превращения науки в производительную силу зафиксирован К.Марксом. Суть ее заключается в том, что происходит постоянное практическое использование научных знаний, появляются новые отрасли деятельности.
3. Наука как социальная сила. В условиях научно-технического прогресса научные данные находят свое применение в разработке масштабных программ социального и экополитического развития.
Критерии науки:
Объективность – познание предметов так как они есть, вне субъективного взгляда индивида.
Рациональность – доказательность, приведение необходимых обоснований по которым содержание становится истинным.
Нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта.
Система знаний – упорядоченность по особым принципам.
Проверяемость – обращение к наблюдению, практике, логике.
Иногда в критерий включают истинное знание и этим ограничивают науку, ведь в науке много гипотез из которых в дальнейшем возможно сформировать максимально достоверное знание – теорию. Такое знание и есть цель науки.
В структуре научного знания выделяют два уровня:
Эмпирический – здесь преобладает живое созерцание, или чувственное познание. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений. Чувственная форма познания включает в себя ощущения (субъективный образ объективной реальности), восприятие (целостный образ внешнего предмета), представление (целостный чувственный образ предмета, возникший на основе предшествующих ощущений).
Основными методами эмпирического познания являются: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение. Исходной целью эмпирического уровня научного познания и его основной формой является факт (наше знание о реальности).
2. Теоретический – преобладает рациональное, живое созерцание становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Основная форма теоретического научного познания – теория (обобщенное и систематизированное знание о законах некоторого класса объектов).Теории предшествует гипотеза (научно обоснованное предположение о закономерной связи, допускающее принципиальную эмпирическую проверку). Основные методы теоретического уровня научного познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному. Основные функции теории: синтетическая, объяснительная, методологическая, предвидения, практическая. Основания научного знания: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания. Идеалы и нормы исследования выражают ценностные и целевые установки науки. Этот блок включает основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы доказательности об обоснования знания, объяснения и описания, построения и организации знания.
Научная картина мира предполагает реальное изображение Вселенной. Учитывая тот факт, что наука – явление развивающееся, то научная картина мира до настоящего времени дважды претерпела значительные изменения.
Первый этап: научная картина мира, основанная на идеях И.Ньютона (1643-1727) и Р. Декарта (1596-1650) , получившая название ньютоновско - картезианской. Мир представлялся как рационально-механистический, единый и единственный, подчиненный строгим законам.
Второй этап – начало 20 века, когда были сделаны открытия, в корне изменившие картину мира. К таким открытиям относятся теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда, работы Бора и др. Эти исследования показали, что мир гораздо разнообразнее и сложнее, чем представлялось механистической науке. Исчезает жесткое различие между материей и пустотой, появляется предположение о том, что время способно замедляться, а пространство – искривляться. Современная картина мира динамична и противоречива, в ней больше вопросов, чем ответов.
Философские основания науки – крупнейшие открытия в конкретных науках способствуют интенсивному развитию философии. Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие. Философское мировоззрение воздействует на позиции ученого, его отношение к миру и познанию. Философские идеи обосновывают идеалы и нормы науки, содержательные представления научной картины мира, обеспечивают включение научного знания в культуру.
Важнейшей характеристикой науки является ее динамика. Развитие науки предстает как сложный диалектический процесс, имеющий определенные этапы (миф – логос – наука классическая – наука неклассическая – наука постнеклассическая). В современной западной философии проблема развития научного знания наиболее ярко представлена в эволюционной эпистемологии (Ж.Пиаже) и постпозитивизме (К.Поппер).
Тема № 3. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ.
ДИАЛЕКТИКА.
1. Понятие и принципы диалектики, ее исторические формы.
2. Законы диалектики.
3. Категории диалектики.
4. Методологическое значение диалектики и ее альтернативы.
ЛИТЕРАТУРА:
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2004. Гл. XXIII – XXV.
Введение в философию. – М., 1989. Ч. 2. Гл. 7.
Гуревич П.С. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. Тема 11.
Краткая история философии. – М., 1996.
Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002. Тема 2.
Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2003. Гл. IV.
Философия / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д., 2001.
Хрусталев Ю.М. Общий курс философии: В 2 т. – М., 2003.
Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.
Андреев И.А. Диалектическая логика. – М., 1985.
Глядков В.А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции. – М., 1982.
Диалектика отрицания отрицания. – М., 1983.
Диалектическая логика. – М., 1985.
Диалектическое противоречие. – М., 1979.
Дудель С.П., Штракс Г.М. Закон единства и борьбы противоположностей. – М., 1967.
Зак С.Е. Принципы, основные законы материалистической диалектики. – М., 1974.
Закон, необходимость, вероятность. – М., 1967.
Категории диалектики как ступени познания. – М., 1971.
Категории социальной диалектики (Под ред. Ю.А. Харина). – Минск, 1978.
Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. – М., 1973.
Материалистическая диалектика. В 5-ти т. – М., 1985.
Оруджев З.М. Диалектика как система. – М., 1973.
Петров Ю.А. Логические функции категорий диалектики. – М., 1985.
Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. – М., 1981.
Столяров В.И. Диалектика как логика и методология науки. – М., 1975.
Чайковский Ю.В. О природе случайности – М., 2001.
Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. – М., 1963.
Контрольные вопросы:
Каковы основные исторические формы диалектики?
Назовите основные принципы диалектики.
В чем заключается тождество и различие субъективной и объективной диалектики?
Почему противоречие есть источник движения и развития?
Назовите основные типы противоречий и способы их разрешения.
Почему закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики?
Почему скачок является всеобщей формой перехода количественных изменений в качественные?
Какие две тенденции развития синтезирует закон отрицания отрицания?
Раскройте соотношение формы и содержания, структуры и функции, системы и элементов.
Что означает выражение: «сущность является, явление существенно»?
Темы рефератов:
Диалектика как система.
Исторические формы диалектики.
Диалектика Г. Гегеля.
Принципы диалектики.
Альтернативы диалектики.
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений в контексте проблемы качественной определенности болезни.
Диалектическое противоречие и его методологическое и онтологическое значение.
Диалектика как логика и теория познания.
Философский анализ понятий, выражающих диалектическую противоречивость жизни.
Категории содержание и форма. Проблема структурно-функциональных отношений в медицине.
ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу) — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через свои законы, категории и принципы.
Такое разнообразие значений объясняется тем, что хотя диалектика и характеризует развитие природы, но создается людьми. Поэтому целесообразно различать диалектику объективную и субъективную. Диалектика объективная – это процессы развития самого мира. Диалектика субъективная – это диалектическое мышление. Субъективная диалектика вторична по отношению к объективной диалектике и является ее отражением в сознании человека. Однако субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из материального мира, она тождественна объективной диалектике, выступая более или менее полным и постоянно развивающимся отражением ее. Иначе говоря, поскольку наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, то поэтому противоречия между ними быть не может.
История. Термин «диалектика» в истории философии употребляется в различных значениях и смыслах. Сократ (который впервые и ввел это понятие) рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали этому термину дурной оттенок, трактуя диалектику как искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы называли диалектику искусством спора. Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства; диалектические, применяемые в споре; и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин «диалектика» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Дунс Скотт называл диалектику особым учением о сущем, П. Абеляр — искусством различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении «логика», а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования.
В философии И. Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой. Г. Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли и придал ей широкое понимание, увидев столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре. По Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.
В марксистской философии термин «диалектика» употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Открытые Г. Гегелем и идеалистически мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К. Марксом и Ф. Энгельсом из социальной и природной действительности. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления и развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое направленное движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки.
Сегодня диалектика как наука и методология представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Диалектическое мышление – не прирожденная способность человека, это – достижение культуры, требующее тщательного освоения.
Исторически сложились два альтернативных способа понимания связей и развития, и, соответственно, два метода философского размышления, – диалектический и метафизический. Определяющей особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении явлений и процессов. На этой основе сложились следующие отличия метафизики от диалектики:
если диалектика признает наличие связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое целиком вытесняет старое;
согласно метафизике движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний (божественный) первотолчок;
сторонники метафизики не видят взаимосвязи между количеством и качеством, по их мнению, количество изменяется благодаря количеству (увеличение, уменьшение), качество изменяется благодаря качеству, т.е. само по себе улучшается или ухудшается;
если диалектика считает, что развитие происходит, главным образом, по восходящей спирали, то метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает направленности развития;
и, наконец, если диалектика признает всеобщую связь и взаимозависимость, то метафизика отрицает их и рассматривает мир как состоящий из отдельных вещей и явлений.
Принципы диалектики. Для раскрытия общей картины развития выработана специальная стратегия исследования, основой которой являются принципы диалектики. Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят:
принцип развития и становления,
принцип всеобщей связи между предметами и явлениями,
принцип причинности,
принцип восхождения от абстрактного к конкретному,
принцип единства исторического и логического, предполагающий целостный и системный подход к развитию.
Законы диалектики. Закон – это объективные, существенные, общие, необходимые и повторяющиеся связи и отношения между сущностями и внутри сущностей. Они указывают на определенный порядок, последовательность, устойчивую тенденцию развития явлений. По характеру связей различают законы динамические и статистические. В зависимости от сферы действия законы делятся на частные, общие и всеобщие (универсальные). К универсальным законам относятся прежде всего законы диалектики.
В своем происхождении, историческом развитии и внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития. Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.
- Тема 3.
- Тема 3.
- 1. Сознание как философская проблема.
- Феномен ментального: душа, сознание, психика, мозг
- Основные теории сознания
- Сознание, самосознание, личность
- Бессознательное как философская проблема.
- 6. Индивидуальное и общественное сознание.
- Тема 3. Общие вопросы философии. Теория познания.
- Темы рефератов:
- Тема 3.
- Закон единства и борьбы противоположностей
- Закон взаимоперехода количественных изменений в качественные.
- Закон отрицания отрицания
- Тема 3. Общие вопросы философии. Природа человека и смысл его существования.
- Сержантов в.Ф. Философские проблема биологии человека. - л.,1984
- B) социально-стратификационная структура
- Тема 3.
- Занятие 1
- Занятие 2
- Тема 4.
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов
- Тема 4.
- Источники
- Контрольные вопросы
- Темы рефератов