logo
ч

Тема 3.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ.

НАУКА В СИСТЕМЕ ПОЗНАНИЯ.

  1. Научное познание, его сущность и специфика. Отличие познания от других форм духовного освоения действительности.

  2. Наука как генерация нового знания, как социальный институт, как особая сфера культуры ее основные функции.

  3. Структура научного знания. Эмпирический и теоретический уровень, критерии их различения. Основания науки: нормы и идеалы, научная картина мира, философские основания.

  4. Проблемы развития науки. Теоретические модели развития научного знания.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003. – 608 с.

Гербер Р. Вибрационная медицина. – М.: София, Гелиос, 2001. – 592 с.

Губин Д. Философия: учебное пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 331 с.

Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. пособие. – М.: Гардарики, 2003. – 438с.

Горюнов В.П., Гавришин В.Н. Философия науки и техники / В.П. Горюнов, В.Н. Гавришин. СПб., 2000.

Моисеев В.И. Философия и методология науки / В.И. Моисеев - Воронеж, 2004.

Философия. Под ред. Лавриненко. - М., 2000.

Философия. - Ростов-на-Дону, 2001.

Анохин А.М., Сахно А.В. Диалектика научности и ответственности в медицине//Философские науки, 1990, № 6.

Агацци Э. Ответственность – подлинное основание для управления наукой//Вопросы философии, 1992, № 1.

Вебер М. Избранные произведения М., 1990.

Готт В.С., Делакаров К.Х. Проблема взаимосвязи философии и естествознания//ФН,1989, №4.

Григорьев В.Н. Наука и техника в контексте культуры//ВФ, 1990, №1.

Зинченко В.П. Наука – неотъемлемая часть культуры//ВФ, 1990, №1.

Касавин И.Т. Познание в мире традиций/ И.Т. Касавин -М., 1990.

Кун Т. Структура научных революций. - М., 1975.

Лакатос И. Доказательство и опровержение. М., 1967.

Мамчур В.А. О социальной ответственности ученых//ФН, 1980, № 5.

Степин В.Я. Философия антропологии и философия науки.- М.,1992.

Фейерабенд П. Избранные труды по методологии науки.- М.,1986.

Фролов И.Т., Юдин Б.Г. Этика науки.- М.,1987.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные аспекты понятия « наука»?

  2. По каким основаниям может быть произведена классификация наук?

  3. В чем состоят основные закономерности развития науки?

  4. В чем выражается специфика познания социальных явлений?

  5. Что подставляют из себя структура и уровни научного познания?

  6. Нагружено ли эмпирическое знание теоретическим?

  7. Каковы основные этапы процесса измерения?

  8. В чем состоит смысл идеализации?

  9. Каковы основы черты аксиоматического метода? Какие другие методы вы знаете?

  10. Какие существуют формы организации научного знания?

  11. В чем заключается взаимодействие научной теории и практики?

  12. Каковы идеалы науки?

  13. Стоит ли наука вне этики?

  14. Что представляет собой экстерналистские и интерналистские теории?

Темы рефератов:

  1. Критерии научности,

  2. Естественнонаучное и социально-гуманитарное познание. Сходство и различие.

  3. Роль философии в научном исследовании.

  4. Проблема периодизации истории науки.

  5. Структура научной теории и ее основные функции.

  6. Особенности постклассической науки.

  7. Классификация научных методов и уровни методологии.

  8. Вненаучное знание и его формы.

  9. Основания научной картины мира.

  10. Соотношение понятие «картина мира» и «научная картина мира».

  11. Смысл и истоки научных революций.

  12. Современные концепции развития научного знания.

  13. Природа научного знания.

  14. Идеалы науки. Этика ученого.

Наука – основная форма познавательной деятельности, направленная на получение, а затем и практическое использование человеком нового знания.

Первая, отчетливо выраженная форма науки появляется в античной культуре. Она возникла в рамках античной философии и занимала подчиненное место. Основной стиль научного мышления данного периода требовал доказательств мысли, логических построений , поиска всеобщих абстрактных понятий. Опыт, эксперимент, технические изобретения стоят намного ниже чем философии. Данную фазу можно назвать латентной фазой науки. Для данного периода характерны: вращенность науки в философию, подчинение целям философии, более низкая социокультурная ценность. В дальнейшем античная наука органически влилась в культуру Ближнего и Среднего Востока.

В Европе с возникновением христианства появляется так называемый теологический рационализм. В рамках средневековья были продолжены слабые занятия математикой , механикой, астрономией которые не выходили за рамки античных достижений, многие из которых были к тому же утеряны.

Эпоха Возрождения меняет статус науки. Восприятие природы как сферы деловой активности и появление новых античных переводов дает возможность роста новых традиций.

Новое время дает возможность для развития естествознания. Складывается новый тип рациональности для которого характерны: установка на объективированное, без личностное знание, признание авторитета опыта и эксперимента, математический способ описания. Первой и главной специальной наукой становится механика. Сама наука становится все более профессиональной отделяясь от философии, теологии и алхимии. В XVIII веке возникают научные академии, которые получают официальный статус, государственное признание, создают уставы. Появляется новый социальный слой – ученые, имеющие собственную идеологию. Она имеет две функции: внешнюю – направленную на укрепление социального статуса и защиту интересов научного общества и внутреннюю – традиции, ценности.

В XIX веке наука вступает в зрелую стадию своего развития. Начинается классический этап ее развития, характеризующийся ростом естественно научных теорий: математики, биологии, электродинамики, химии, физики. Появляются специализированные высшие учебные заведения ориентированные на подготовку специалистов технического профиля. Изменяется социальный статус ученых, их профессия становится платной.

В конце XIX века начинается подготовка нового этапа в развитии науки – т.н. Большой науки – т.е. слияния науки и государственной политики. Наука становится социально-политической силой определяющей ход современности. Она перестает быть нейтральной, милитаризируется, порождает научную бюрократию.

Важнейшая особенность научного познания - ориентация науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность человека и их исследование.

Вторая отличительна черта научного познания – нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом массового практического освоения в будущем.

Хотя наука и образует единую систему знаний, о мире и его законах, она, в то же время, разделяется на множество отраслей знаний, или частных наук. По предмету и методу познания можно выделить науки о природе или естествознание, науки об обществе – обществознание (гуманитарные, социальные), о познании и мышлении (логика, гносеология, диалектика), технические науки. Каждая их этих отраслей знаний может быть подвергнута еще более мелкому делению (естественные – физика, биология, гуманитарные – литература, история и т.д.)

При классификации наук можно выделить два крупных типа:

1. Фундаментальные (нет прямой ориентации на практику).

2. Прикладные (применение результатов для решения конкретных производственных и социально-практических проблем)

Особую сторону развития науки представляют ее социальные функции:

1. Культурно-мировоззренческая функция включает в себя период становления науки как социального института, оспаривающего у теологии право на формирование мировоззрения. На современном этапе наука стала решающей инстанцией в вопросах мировоззрения человека. Ответы, даваемые наукой на эти вопросы, стали элементами общего образования, а также составной частью культуры общества.

2. Функции науки как непосредственной производительной силы. Процесс превращения науки в производительную силу зафиксирован К.Марксом. Суть ее заключается в том, что происходит постоянное практическое использование научных знаний, появляются новые отрасли деятельности.

3. Наука как социальная сила. В условиях научно-технического прогресса научные данные находят свое применение в разработке масштабных программ социального и экополитического развития.

Критерии науки:

        1. Объективность – познание предметов так как они есть, вне субъективного взгляда индивида.

        2. Рациональность – доказательность, приведение необходимых обоснований по которым содержание становится истинным.

        3. Нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей объекта.

        4. Система знаний – упорядоченность по особым принципам.

        5. Проверяемость – обращение к наблюдению, практике, логике.

Иногда в критерий включают истинное знание и этим ограничивают науку, ведь в науке много гипотез из которых в дальнейшем возможно сформировать максимально достоверное знание – теорию. Такое знание и есть цель науки.

В структуре научного знания выделяют два уровня:

  1. Эмпирический – здесь преобладает живое созерцание, или чувственное познание. Исследуемый объект отражается преимущественно со стороны внешних связей и проявлений. Чувственная форма познания включает в себя ощущения (субъективный образ объективной реальности), восприятие (целостный образ внешнего предмета), представление (целостный чувственный образ предмета, возникший на основе предшествующих ощущений).

Основными методами эмпирического познания являются: наблюдение, эксперимент, сравнение, описание, измерение. Исходной целью эмпирического уровня научного познания и его основной формой является факт (наше знание о реальности).

2. Теоретический – преобладает рациональное, живое созерцание становится подчиненным аспектом познавательного процесса. Основная форма теоретического научного познания – теория (обобщенное и систематизированное знание о законах некоторого класса объектов).Теории предшествует гипотеза (научно обоснованное предположение о закономерной связи, допускающее принципиальную эмпирическую проверку). Основные методы теоретического уровня научного познания: формализация, аксиоматический метод, гипотетико-дедуктивный метод, восхождение от абстрактного к конкретному. Основные функции теории: синтетическая, объяснительная, методологическая, предвидения, практическая. Основания научного знания: идеалы и нормы исследования, научная картина мира, философские основания. Идеалы и нормы исследования выражают ценностные и целевые установки науки. Этот блок включает основные формы, в которых реализуются и функционируют идеалы и нормы доказательности об обоснования знания, объяснения и описания, построения и организации знания.

Научная картина мира предполагает реальное изображение Вселенной. Учитывая тот факт, что наука – явление развивающееся, то научная картина мира до настоящего времени дважды претерпела значительные изменения.

Первый этап: научная картина мира, основанная на идеях И.Ньютона (1643-1727) и Р. Декарта (1596-1650) , получившая название ньютоновско - картезианской. Мир представлялся как рационально-механистический, единый и единственный, подчиненный строгим законам.

Второй этап – начало 20 века, когда были сделаны открытия, в корне изменившие картину мира. К таким открытиям относятся теория относительности Эйнштейна, опыты Резерфорда, работы Бора и др. Эти исследования показали, что мир гораздо разнообразнее и сложнее, чем представлялось механистической науке. Исчезает жесткое различие между материей и пустотой, появляется предположение о том, что время способно замедляться, а пространство – искривляться. Современная картина мира динамична и противоречива, в ней больше вопросов, чем ответов.

Философские основания науки – крупнейшие открытия в конкретных науках способствуют интенсивному развитию философии. Однако философия не только испытывает влияние со стороны частных наук, но и сама оказывает воздействие на их развитие. Философское мировоззрение воздействует на позиции ученого, его отношение к миру и познанию. Философские идеи обосновывают идеалы и нормы науки, содержательные представления научной картины мира, обеспечивают включение научного знания в культуру.

Важнейшей характеристикой науки является ее динамика. Развитие науки предстает как сложный диалектический процесс, имеющий определенные этапы (миф – логос – наука классическая – наука неклассическая – наука постнеклассическая). В современной западной философии проблема развития научного знания наиболее ярко представлена в эволюционной эпистемологии (Ж.Пиаже) и постпозитивизме (К.Поппер).

Тема № 3. ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ.

ДИАЛЕКТИКА.

1. Понятие и принципы диалектики, ее исторические формы.

2. Законы диалектики.

3. Категории диалектики.

4. Методологическое значение диалектики и ее альтернативы.

ЛИТЕРАТУРА:

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник. – М., 2004. Гл. XXIII – XXV.

Введение в философию. – М., 1989. Ч. 2. Гл. 7.

Гуревич П.С. Философия. Учебник для вузов. – М., 2004. Тема 11.

Краткая история философии. – М., 1996.

Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002. Тема 2.

Философия / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М., 2003. Гл. IV.

Философия / Под ред. В.П. Кохановского. – Ростов н/Д., 2001.

Хрусталев Ю.М. Общий курс философии: В 2 т. – М., 2003.

Алексеев П.В., Панин А.В. Теория познания и диалектика. – М., 1991.

Андреев И.А. Диалектическая логика. – М., 1985.

Глядков В.А. Закон отрицания отрицания и его методологические функции. – М., 1982.

Диалектика отрицания отрицания. – М., 1983.

Диалектическая логика. – М., 1985.

Диалектическое противоречие. – М., 1979.

Дудель С.П., Штракс Г.М. Закон единства и борьбы противоположностей. – М., 1967.

Зак С.Е. Принципы, основные законы материалистической диалектики. – М., 1974.

Закон, необходимость, вероятность. – М., 1967.

Категории диалектики как ступени познания. – М., 1971.

Категории социальной диалектики (Под ред. Ю.А. Харина). – Минск, 1978.

Копнин П.В. Диалектика как логика и теория познания. – М., 1973.

Материалистическая диалектика. В 5-ти т. – М., 1985.

Оруджев З.М. Диалектика как система. – М., 1973.

Петров Ю.А. Логические функции категорий диалектики. – М., 1985.

Пилипенко Н.В. Диалектика необходимости и случайности. – М., 1981.

Столяров В.И. Диалектика как логика и методология науки. – М., 1975.

Чайковский Ю.В. О природе случайности – М., 2001.

Шептулин А.П. Диалектика единичного, особенного и общего. – М., 1963.

Контрольные вопросы:

  1. Каковы основные исторические формы диалектики?

  2. Назовите основные принципы диалектики.

  3. В чем заключается тождество и различие субъективной и объективной диалектики?

  4. Почему противоречие есть источник движения и развития?

  5. Назовите основные типы противоречий и способы их разрешения.

  6. Почему закон единства и борьбы противоположностей является ядром диалектики?

  7. Почему скачок является всеобщей формой перехода количественных изменений в качественные?

  8. Какие две тенденции развития синтезирует закон отрицания отрицания?

  9. Раскройте соотношение формы и содержания, структуры и функции, системы и элементов.

  10. Что означает выражение: «сущность является, явление существенно»?

Темы рефератов:

  1. Диалектика как система.

  2. Исторические формы диалектики.

  3. Диалектика Г. Гегеля.

  4. Принципы диалектики.

  5. Альтернативы диалектики.

  6. Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений в контексте проблемы качественной определенности болезни.

  7. Диалектическое противоречие и его методологическое и онтологическое значение.

  8. Диалектика как логика и теория познания.

  9. Философский анализ понятий, выражающих диалектическую противоречивость жизни.

  10. Категории содержание и форма. Проблема структурно-функциональных отношений в медицине.

ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу) — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через свои законы, категории и принципы.

Такое разнообразие значений объясняется тем, что хотя диалектика и характеризует развитие природы, но создается людьми. Поэтому целесообразно различать диалектику объективную и субъективную. Диалектика объективная – это процессы развития самого мира. Диалектика субъективная – это диалектическое мышление. Субъективная диалектика вторична по отношению к объективной диалектике и является ее отражением в сознании человека. Однако субъективная диалектика субъективна только по своей форме, как система разрабатываемых людьми принципов, законов и категорий. По содержанию же, которое она черпает из материального мира, она тождественна объективной диалектике, выступая более или менее полным и постоянно развивающимся отражением ее. Иначе говоря, поскольку наше субъективное мышление и объективный мир подчинены одним и тем же законам, то поэтому противоречия между ними быть не может.

История. Термин «диалектика» в истории философии употребляется в различных значениях и смыслах. Сократ (который впервые и ввел это понятие) рассматривал диалектику как искусство обнаружения истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения ученой беседы, ведущий к истинным определениям понятий. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего — идей, движение мысли от низших понятий к высшим. Софисты придали этому термину дурной оттенок, трактуя диалектику как искусство представлять ложное и сомнительное за истинное, мегарцы называли диалектику искусством спора. Диалектика в философии Аристотеля — способ доказательства, когда исходят из положений, полученных от других, и достоверность которых неизвестна. Аристотель различал 3 типа умозаключений: аподиктические, пригодные для научного доказательства; диалектические, применяемые в споре; и эристические. В диалектическом доказательстве исходят из вероятных суждений и приходят к вероятным заключениям. Истину можно обнаружить посредством диалектического умозаключения только случайно. Эристическое умозаключение ниже диалектического, ибо оно приходит к заключениям, которые имеют только кажущуюся вероятность. В средние века в философии термин «диалектика» употреблялся в самых различных значениях. Иоанн Дунс Скотт называл диалектику особым учением о сущем, П. Абеляр — искусством различения истины и лжи, термин диалектика употреблялся в значении «логика», а иногда под диалектикой подразумевали искусство дискутирования.

В философии И. Канта диалектикой называется логика видимости, которая не приводит к истине. Когда общая логика из канона превращается в органон для созидания утверждений, претендующих на объективность, она становится диалектикой. Г. Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее из рамки движения мысли и придал ей широкое понимание, увидев столкновение и объединение противоположностей в самой действительности, в истории, в культуре. По Гегелю, диалектика — своеобразный и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Диалектический метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании, рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика — метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений рассудка.

В марксистской философии термин «диалектика» употребляется в значении теории и метода познания явлений действительности путем постижения самодвижения предмета на основе внутренних противоречий. Открытые Г. Гегелем и идеалистически мистифицированные им законы диалектики были заново выведены К. Марксом и Ф. Энгельсом из социальной и природной действительности. Марксистская диалектика исходит из признания постоянного становления и развития явлений материального мира. Развитие — это не просто движение, под которым разумеется любое изменение, а такое направленное движение, конечным результатом которого является восхождение от простого к сложному, от низшего к высшему. Это восхождение носит сложный характер. Вскрыть объективные законы столкновения, развития различных форм и видов материи – задача диалектика, как науки.

Сегодня диалектика как наука и методология представляет собой стройную систему экономических, социально-политических и философских взглядов и является бесценным творением человеческого разума. Диалектическое мышление – не прирожденная способность человека, это – достижение культуры, требующее тщательного освоения.

Исторически сложились два альтернативных способа понимания связей и развития, и, соответственно, два метода философского размышления, – диалектический и метафизический. Определяющей особенностью метафизического способа мышления является односторонность, абсолютизация того или иного момента в составе целого при рассмотрении явлений и процессов. На этой основе сложились следующие отличия метафизики от диалектики:

Принципы диалектики. Для раскрытия общей картины развития выработана специальная стратегия исследования, основой которой являются принципы диалектики. Принцип – это сложная, концентрированная форма знания, аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его «дух». К таким принципам обычно относят:

  1. принцип развития и становления,

  2. принцип всеобщей связи между предметами и явлениями,

  3. принцип причинности,

  4. принцип восхождения от абстрактного к конкретному,

  5. принцип единства исторического и логического, предполагающий целостный и системный подход к развитию.

Законы диалектики. Закон – это объективные, существенные, общие, необходимые и повторяющиеся связи и отношения между сущностями и внутри сущностей. Они указывают на определенный порядок, последовательность, устойчивую тенденцию развития явлений. По характеру связей различают законы динамические и статистические. В зависимости от сферы действия законы делятся на частные, общие и всеобщие (универсальные). К универсальным законам относятся прежде всего законы диалектики.

В своем происхождении, историческом развитии и внутренней взаимосвязи категории и законы субъективной диалектики представляют собой логическое выражение объективной диалектики мира и его познания в динамике их развития. Эти законы выражают универсальные формы, пути и движущую силу развития материального мира и его познания и являются всеобщим методом диалектического мышления. В законах диалектики конкретизируются ее основные категории в их историческом становлении и соотношении. Законы диалектики представляют собой логичное выражение существенного в развитии.