Из Предуведомления к изданию 1995-96 гг.
Одним из главных источников при подготовке данной книги были переводы пятой и шестой эннеад, осуществленные под руководством проф. Г.В.Малеванского, и публиковавшиеся в 1898-1900 гг. в религиозно-философском журнале "Вера и разум". При подготовке их к печати редакция внесла ряд изменений, которые имели в основном "косметический" характер: была выправлена устаревшая орфография, устранены явные анахронизмы. Учитывая, что данное издание носит скорее ознакомительный, чем научный характер, для удобства восприятия текста были убраны квадратные скобки, которыми пользовался переводчик, когда хотел полнее, нежели это сделал автор, прояснить тот или иной момент, а также оставленные в тексте греческие термины, когда переводчик не мог подобрать к ним адекватный перевод.
Существенными исправлениями следует полагать следующие. Проф. Малеванский переводил термин "эйдос" как "идея". В конце девятнадцатого века, когда слово "эйдос" еще не вошло в русский философский язык, такой перевод был вполне оправдан – тем более, что и теперь многие полагают, что "идея" – наиболее точно проясняет смысл слова "эйдос" (впрочем, проф. Лосев считает, что гораздо точнее был бы перевод "образ" или "лик", трактуя эйдос как "смысловое изваяние сущности" и рассматривая его как идею становящуюся или проявленную). Так или иначе, но Плотин (равно как и Платон) использовал в своих трактатах оба термина – и "идея", и "эйдос", причем явно различал их смысловую наполненность. А поскольку в настоящее время термин "эйдос" прочно утвердился в русском языке, редакция с благодарностью воспользовалась ценными указаниями проф. Лосева, который в приложении к работе "Античный космос и современная наука" дал полный перечень тех мест в "Эннеадах", где Плотин использовал термин "эйдос", а где "идея" – и внесла в тексты переводов соответствующие исправления...
Перевод трактата I.6 был взят из книги "Античные мыслители об искусстве", изданной в 1938 г. под редакцией проф. В.Ф.Асмуса. Трактаты II.4-6 и III.7,9 взяты из первого тома книги М.Браша "Классики философии" (СПб., 1913; перевод Б.Ерогина), а трактат VI.6 в переводе А.Ф.Лосева – из книги "Античный космос и современная наука" (1928 г.); все эти переводы представлены здесь с незначительными редакторскими правками, чтобы привести терминологию и стилистику к некоторому единообразию. Фрагменты работы Порфирия о Плотине и остальные трактаты Плотина переведены специально для этой книги С.И.Еремеевым на основании следующих изданий: M.-N.Bouillet (Paris, 1857-1861), О.Kiefer (Jena und Leipzig, 1905), St.McKenna (London, 1917-1930).
I. 1
- Из Предуведомления к изданию 1995-96 гг.
- Что есть животное, а что – человек
- О добродетелях
- О диалектике
- О счастье
- В продолжительности ли счастье?
- О прекрасном
- О первом благе и о других благах
- О природе и источнике зла
- О разумном исходе
- О мироздании
- О круговом движении
- Что делают звезды
- О двух видах материи
- О понятиях возможности и действительности
- О субстанции и качестве
- О слиянии
- Почему удаленные объекты кажутся маленькими
- Против гностиков
- О судьбе
- О провидении Первая книга
- О провидении Вторая книга
- О сопровождающих нас гениях
- О любви
- О бесстрастии бестелесного
- О времени и вечности
- О природе, созерцании и о едином
- Некоторые основоположения
- Почему душа – среднее между делимым и неделимым
- О сущности души
- О сомнениях души Первая книга
- О сомнениях души Вторая книга
- О том, как мы видим
- О чувственном восприятии и памяти
- О бессмертии души
- О нисхождении души в тела
- Все ли души – одна душа?
- О трех первоначальных субстанциях
- О становлении и порядке того, что после первого
- О познающих субстанциях и о том, что выше них
- Как от первого начала происходит все последующее и о первоедином
- О том, что нет ноуменов вне ума, и о благе
- О том, что сверхсущее не мыслит, а также о первом и втором мыслящем
- О том, существуют ли эйдосы частных вещей
- О сверхчувственной красоте
- О уме, идеях и о сущем
- О родах сущего
- О целостном вездеприсущии истинно-сущего единого Вторая книга
- О числах
- Как существует множественность идей, а также и о благе
- О воле и свободе первоединого
- О благе, или первоедином
- Порфирий
- О жизни плотина и о его трудах
- Порфирий
- Жизнь плотина
- О причинах