О первом благе и о других благах
1. Вправе ли мы утверждать, что каждое живое существо помимо того, что обладает самой жизнью, наделено сверх того и еще одним благом: деятельностью той наилучшей части, которая входит в состав такого существа, то есть души? Если да, то деятельность души – естественное благо живого существа.
Но когда душа, являясь наилучшей частью живого существа, направляется в своей деятельности на самое лучшее, то это лучшее, к чему она стремится, будет уже не ее частным, душевным благом, но абсолютным Благом. Суть же Блага, которое не просто лучшее из всего сущего, но и всячески превосходит все сущее, в том, что оно постольку Благо, поскольку дает возможность всему иному участвовать в Благе. Это участие может быть двояким: либо уподоблением, либо устремлением, когда все усилия, вся деятельность направлена на Благо. Само же Благо самодостаточно, ибо на что иное может быть оно направлено, когда само оно – наилучшее из всего? Пребывая в абсолютном покое, оно есть источник и причина любого движения и любой деятельности иного, причем всякая деятельность направляется к Благу не сама собою, но благодаря этому самодовлеющему пребыванию Блага в самом себе.
Благо выше бытия, выше деятельности, выше разумения и даже выше Ума. От него зависит все, оно же не зависит ни от чего. Оно есть Истина, к которой стремится все прочее, но само оно всегда пребывает в покое, подобно неподвижному центру круга, от которого исходят и в котором собираются все бесчисленные радиусы. Или его еще можно уподобить солнцу, являющемуся центром света: свет истекает из солнца и вновь стремится к нему; он присущ солнцу и, даже удаляясь, неотделим от него.
2. Каким образом все иное соотносится с Благом? Лишенное души стремится к Душе, Душа же через Ум – к Благу. Любая вещь тем или иным образом участвует в Благе, поскольку, имея бытие, имеет и форму, которая есть ее благо, и через нее она становится причастной и абсолютному Благу. Но при этом ее причастность опосредована, ибо она – не часть Единого, но часть отображения Единого и Блага.
Из всего, наделенного жизнью, наиболее истинной и первичной жизнью обладает мировая Душа, и в той мере, в какой она обращена к Уму, она обладает и Благом. Сам же Ум следует непосредственно после Блага.
Таким образом, жизнь – это благо всего, что наделено жизнью, Ум же – всего, что участвует в Уме. Значит все, что наделено и жизнью, и умом – наделено как бы двойным благом.
3. Итак, коль скоро жизнь – благо живущего, то можно ли сказать, что все живущее обладает благом? Нет, поскольку худое живет и жизнью худой и недостойной. Так глаз – орган зрения, но много ли от него толку, если он слеп? Жизнь имеет смешанную природу, а потому если и является благом, то благом несовершенным.
Но так как жизнь все-таки благо, то не является ли смерть злом? Но для кого? Для того, кто уже умер? Но у него уже ничего нельзя отнять. Не станем же мы полагать злом мертвое тело, ведь тогда злом был бы любой придорожный камень. Если же душа не подвержена смерти и тлению, то, освободившись от телесных оков и восходя к мировой Душе, она сможет вести жизнь куда более истинную и прекрасную – тогда в чем же состоит зло телесной смерти?
Если боги ведут жизнь благую и непричастны никакому злу, то это же можно сказать и о любой душе, сохранившей свою чистоту. Если же душа пала, то причину этого несчастья следует искать скорее в ее чувственной жизни, а не в смерти. Подобное справедливо утверждать и о жизни в Аиде, наиболее удаленной от всего благого и являющейся наказанием за грехи.
Наша жизнь – союз души и тела, смерть – упразднение этого союза; таким образом, душа в полной мере участвует и в том, и в другом. Когда мы говорим, что жизнь – благо, то имеем в виду, что она есть благо тех, кто сам по себе благ. В самом по себе соединении души и тела еще нет ничего благого, но оно может быть таковым, если живущий сумеет, став на путь добродетелей, отвратиться от зла.
Итак, ни жизнь, ни смерть – не зло. Блага же душа может достигнуть посредством добродетелей, но не тех, которыми она удерживает и укрепляет свою связь с телом, а тех, которыми она очищается от всего телесного, восходя к Уму и Благу.
I. 8
- Из Предуведомления к изданию 1995-96 гг.
- Что есть животное, а что – человек
- О добродетелях
- О диалектике
- О счастье
- В продолжительности ли счастье?
- О прекрасном
- О первом благе и о других благах
- О природе и источнике зла
- О разумном исходе
- О мироздании
- О круговом движении
- Что делают звезды
- О двух видах материи
- О понятиях возможности и действительности
- О субстанции и качестве
- О слиянии
- Почему удаленные объекты кажутся маленькими
- Против гностиков
- О судьбе
- О провидении Первая книга
- О провидении Вторая книга
- О сопровождающих нас гениях
- О любви
- О бесстрастии бестелесного
- О времени и вечности
- О природе, созерцании и о едином
- Некоторые основоположения
- Почему душа – среднее между делимым и неделимым
- О сущности души
- О сомнениях души Первая книга
- О сомнениях души Вторая книга
- О том, как мы видим
- О чувственном восприятии и памяти
- О бессмертии души
- О нисхождении души в тела
- Все ли души – одна душа?
- О трех первоначальных субстанциях
- О становлении и порядке того, что после первого
- О познающих субстанциях и о том, что выше них
- Как от первого начала происходит все последующее и о первоедином
- О том, что нет ноуменов вне ума, и о благе
- О том, что сверхсущее не мыслит, а также о первом и втором мыслящем
- О том, существуют ли эйдосы частных вещей
- О сверхчувственной красоте
- О уме, идеях и о сущем
- О родах сущего
- О целостном вездеприсущии истинно-сущего единого Вторая книга
- О числах
- Как существует множественность идей, а также и о благе
- О воле и свободе первоединого
- О благе, или первоедином
- Порфирий
- О жизни плотина и о его трудах
- Порфирий
- Жизнь плотина
- О причинах