9. Прокомментируйте афоризм: «Истина – дочь времени».
Философы по-разному отвечали на вопрос: «Что есть истина?». «Истина – дочь времени, а не авторитета», – говорил Ф. Бэкон. Он одним из первых с решительностью и безоглядностью на церковные постулаты порвал он с прошлым, как с главным тормозом дальнейшего развития теории и практики. Ф. Бэкон стал первым, кто точно обозначил направляющий путь науки, по которому она движется до сих пор: опора на достоверность фактов, опыт и результаты экспериментов.
Я разделяю точку зрения английского философа на проблему истины. Ведь истину как дочь времени можно рассмотреть в том плане, что истина познается постепенно, с течением времени. Человек становится взрослее и мудрее, значит, истина соотносится со временем, но истина не соотносится с авторитетом, так как авторитет может быть построен не на знаниях, а на силе, на славе, на красоте, а это уже не критерии истины.
Какова же была логика рассуждений Бэкона? Наука, существовавшая на пороге начавшихся преобразований в естествознании, представляла из себя не столько набор очень скромных опытных результатов, сколько переплетение различных ошибок и несуразиц, со ссылкой на авторитеты. Достоверному изучению природы, по мнению философа, мешали такие четыре фактора, которые он называл призраками (идолами): «призраки рода» – нюансы биологической природы людей, их органов чувств и разума; «призраки пещеры» – особенности индивидуально-уникального воспитания и личного опыта; «призраки базара» – влияние мнения окружающих; «призраки театра» – преклонение перед кумирами и авторитетами.
Например, ссылки на имя Аристотеля было вполне достаточно, чтобы подписать смертный приговор любому возникшему вопросу, а заодно и тому, кто его задал. В царстве науки правила не истина, а заблуждение. Бэкон увидел необходимость указать на первопричины человеческих заблуждений, о которых речь шла выше.
Особенно остро данную проблему отражает жизнь итальянского философа Джордано Бруно. Он был борцом против схоластической философии и теологии, страстным пропагандистом материалистического мировоззрения и учения Н. Коперника. Находясь много лет в тюрьме, ученый стойко отстаивал свои убеждения и отказался отречься от них, за что был приговорен инквизицией к смертной казни и публично сожжен на Площади Цветов в Риме. Жизнь Бруно – пример бесстрашного служения науке, вера в истину.
Таким образом, истина – это содержание наших знаний относительно объективной реальности. Она является итогом процесса познания. Расширяя границы познанного, находя ответы на вопросы, большинство оппонентов приходит к общему мнению по поводу моментов, долгое время вызывающих споры и разногласия.
- 9. Прокомментируйте афоризм: «Истина – дочь времени».
- 11. Человек и техника: аспекты взаимоотношений.
- 14. В чем заключается актуальность учения о творческой эволюции а. Бергсона?
- 2. Материалистический монизм. Материя как субстанция
- 3. Проблема человека, как существа духовного, живущего в мире духовных и материальных ценностей
- 16. Решение проблемы специфики человеческого бытия в «философской антропологии».
- 49.Чем различаются образы человека в мировоззрении космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма?
- 54.Что такое метод в философии, какие бывают философские методы?
- 55. Проблема эволюции сознания.
- 58.В чем трудности решения философской проблемы сознания?
- 60.Сравнительный анализ античной и средневековой философии.
- 62.Какое отношение к философским проблемам имеют космологическая, лептонно-полевая теория, гравитационная гипотеза.