49.Чем различаются образы человека в мировоззрении космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма?
Космоцентризм - философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил - Космоса и согласно которому все сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была характерна для Древней Индии, Древнего Китая, иных стран Востока, а также для Древней Греции).
Космоцентризм - понятие, противоположенное антропоцентричному принципу в философиях, учениях, космологиях и т.д. Например, большинство религий и философских систем (в том числе - современная научная философия) антропоцентричны, т.е. ставят в центр Вселенной человека и его жизнь, заботы, считают его венцом Творения, обладающим Разумом, выше которого только Ангелы и Бог (или боги) .
Концепция Космоцентризма ставит на первое место Природу, Высший Разум, считая человека частью Вселенной, его Микрокосмосом, но не наделяя его привилегированным, особым положением в Природе. Большинство эзотерических учений, как и даосизм, буддизм, теософия, герметизм и т.д. признают множественность обитаемых миров, как и то, что человек - это ступенька в эволюции Разума и Духа, но есть более высокоразвитые цивилизации. Это позиция космоцентризма.
Теоцентризм - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы - Бога (был распространен в средневековой Европе).
Человек - это лишь греховное существо, обязанное всей своей временной земной жизнью доказать право на жизнь вечную, но не материальную, а духовную. Поэтому человек должен всячески искоренять собственную материальную природу, являющуюся источником греха. Все же помыслы он должен посвятить лишь одному - любви Богу, ибо именно Бог является центром и целью всякого мышления и действия.
- 9. Прокомментируйте афоризм: «Истина – дочь времени».
- 11. Человек и техника: аспекты взаимоотношений.
- 14. В чем заключается актуальность учения о творческой эволюции а. Бергсона?
- 2. Материалистический монизм. Материя как субстанция
- 3. Проблема человека, как существа духовного, живущего в мире духовных и материальных ценностей
- 16. Решение проблемы специфики человеческого бытия в «философской антропологии».
- 49.Чем различаются образы человека в мировоззрении космоцентризма, теоцентризма и антропоцентризма?
- 54.Что такое метод в философии, какие бывают философские методы?
- 55. Проблема эволюции сознания.
- 58.В чем трудности решения философской проблемы сознания?
- 60.Сравнительный анализ античной и средневековой философии.
- 62.Какое отношение к философским проблемам имеют космологическая, лептонно-полевая теория, гравитационная гипотеза.